Коллектив как высший уровень развития группы
1. Понятие коллектива
2. Виды коллективов
3. Сплоченность коллектива
Понятие коллектива
В переводе с латинского слово «коллектив» (collectivus) означает «собирательный», «собранный вместе». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Л. Шведовой дается такое определение: «Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами» [144 с. 283]. В философском словаре под редакцией И.Г. Фролова термин «коллектив» рассматривается в нескольких значениях: «Понятие коллектив может быть сведено к следующим признакам: а) соединение индивидов на основе каких-либо общих задач; б) совместимость действий и взаимопомощь; в) постоянство контакта; г) эффективная организация. Личность, входящая в состав всякого коллектива, находится в определенных с ним отношениях. Характер этих отношений зависит от социальной среды, в которой данный коллектив функционирует, и от рода и вида его деятельности» [209, с. 159].
В словаре социально-психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова: «Коллектив - это высшая стадия развития организованной общности людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования. Коллектив характеризует высокая сплоченность в основных или во всех сферах жизнедеятельности; доминирование принципов товарищества в развитии деловых и личных отношений; высокий уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, преобладание общественного самоопределения над индивидуальным» [80, с. 32].
Социальный психолог B.C. Лазарев предлагает следующую формулировку коллектива: «Коллектив - это итог развития группы, ее высшая стадия. Главные отличительные признаки коллектива - это, во-первых, наличие общей и общественно - значимой цели совместной деятельности (поэтому и не называют коллективом организованную группу люден, занимающихся асоциальной деятельностью), одновременно личностно значимой для членов группы, во-вторых, наличие особой структуры отношений между членами группы, опосредованных содержанием совместной деятельности, се ценностями, принципами, целями, задачами» [201, с. 154].
По его мнению: «интегральная характеристика коллектива - уровень его развития (уровень зрелости) - определяется как способность коллектива ставить актуальные и реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированных с общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих в достижении поставленных целей с максимально возможной эффективностью» [201, с. 155].
Сравнительные характеристики диффузной группы и коллектива
№ пп | Диффузная группа | Коллектив |
Занята индивидуальной деятельностью | Занят общественно необходимой деятельностью, подчиняющей интересы личности интересам общества. | |
Преобладают личностные мотивы | Преобладают общественные мотивы. | |
Отсутствует единая общая цель деятельности, преобладают личностные интересы. | Участники коллектива объединены общими целями совместной деятельности, вытекающими из социального заказа. | |
Преобладает индивидуализированный стиль деятельности. | Интеграция действий, объединение усилий на решение поставленных задач. | |
Отсутствует идея в деятельности. | Объединены актуальной и значимой идеей, которая является системообразующей связью и способствует его цельности. | |
Отсутствуют единые ценностные ориентиры. | Формируются и развиваются ценностно-нормативные единства: единство представлений об идеалах; о нравственности; духовности. | |
Разная идейная направленность. | Идейное единомыслие. При этом присутствует разнообразие мнений, позиций, точек зрения, с ориентировкой на общую целевую установку. Формируется единство взглядов, мыслей, основанное на сознательном и добровольном сотрудничестве. | |
Отсутствует очень часто актив (ядро), пользующийся заслуженным авторитетом. | Практически всегда присутствует актив (ядро) коллектива, пользующийся большим профессиональным авторитетом у своих коллег, задающий тон совместной деятельности. | |
Отсутствуют ритуалы, традиции. | Коллектив имеет свои традиции, которые способствуют упрочению коллективной связи и его своеобразияя. | |
Объединены люди разных профессий, у которых отсутствуют социально-психологические функции: организованность, сплоченность, самоуправление и развитие. | Как правило, люди одной профессии, обладают необходимой квалификацией и проявляют повышенное профессиональное стремление. Межличностные отношения строятся на основе гармонизации их интересов, а не подчинения. Присутствуют признаки, свидетельствующие о высоком качестве реализации целевых и социально-психологических функций управления: организованность, сплоченность, самоуправление и развитие (совершенствование): соответствие деятельности интересам и общества, и личности. | |
11. | Отсутствует структура (под которой понимаются отношения, складывающиеся между людьми). Дела и связи стихийны. | Целевые функции, будучи основными, задают коллективу определенную структуру. В ней выделяются два среза - деловой и социально-психологический. Деловой «обслуживает» производственную функцию, выражающую потребности государства, общества, семьи, личности. Социально-психологическая: характеризует связи между членами коллектива. |
В социальной психологии выделяют признаки коллектива:
1) единство целей всех членов коллектива, т.е. те ценностные ориентации, которые объединяют индивидов в коллектив. В случае производственного коллектива организации цели задаются извне. Отсюда одна из задач управления состоит в правильной формулировке цели. Если речь идет о неформальной структуре, то цель является образующим началом именно данного коллектива: совместное проведение досуга, выполнение каких-то работ, заданий;
2) руководство - без органа управления нет коллектива, кто-то обязательно должен взять на себя руководящее начало, сплотить людей, распределить между ними задачи, иначе невозможно рационально организовать любую совместную деятельность;
3) дисциплина, т.е. выполнение для данного коллектива принятых норм поведения. Как правило, это неписаные моральные нормы, свойственные только данной группе, данному коллективу;
4) относительная устойчивость и длительность функционирования.
Коллектив в системе общественных отношений выполняет следующие функции:
- продуктивная или производственно-экономическая;
- социально-интегративная, обеспечивающая осуществление принципов социальной справедливости;
- управленческая, осуществляющая организацию деятельности коллектива, расширение и углубление демократических начал;
- воспитательная, обеспечивающая единство прав и обязанностей членов коллектива, развитие их активности, инициативы и предприимчивости.
Функции коллектива реализуются через соответствующие его структуры:
- социотехническую;
- экономическую;
- социальную;
- административно-управленческую;
- общественно-политическую.
Коллектив в своем становлении проходит ряд последовательных этапов, которые представлены в таблице.
Этапы становления коллектива
Этапы | Методика организации коллектива | Методы убеждения | Методы педагогического воздействия |
Пусковой | Единые требования | Информационные (все средства) | Требования |
Ориентировочный | Общественно полезная деятельность | - | Перспективы |
Корректировочный | Соревнование | Дискуссионные | Коррекция |
Итоговый | Самоуправление | Взаимное просвещение и убеждение | Общественное мнение |
Одна из концепций развития коллектива, восходящая к А. С. Макаренко, связывает стадии развития с категорией «требования». Это:
· аглюцирование или первый синтез (требование ставит руководитель; люди не меняются, подстраиваются под требования);
· структурирование или дифференцирование коллектива (требование ставит актив; происходит расслоение всех членов коллектива на актив, здоровый пассив, индеферентный пассив и дезорганизаторов);
· синтезирование или интегрирование (требование выдвигает коллектив; руководитель является выразителем идей коллектива; устанавливается взаимопонимание и сотрудничество между людьми);
· стадия максимальной требовательности к себе. На этой стадии коллектив предъявляет максимальные требования к руководителю.
Коллектив - динамическая и развивающаяся организация людей. Развитие коллектива зависит как от внешних, так н от внутренних, объективных и субъективных условий. К внешним, объективным условиям относятся материальные ресурсы коллектива, задачи, которые перед ними ставит общество, окружение коллектива и его связи с другими коллективами.
К внутренним субъективным условиям относятся: состав людей, их способности, особенности характера, стиль работы руководителя, установившаяся система взаимоотношений между членами коллектива, руководителем и коллективом.
Уровень развития коллектива является функцией трех других характеристик: ценностно-ориентационной зрелости, организованности и сплоченности. В свою очередь, каждая их этих характеристик второго уровня определяется как функция ряда первичных характеристик коллектива.
Структура социально – психологических характеристик коллектива
В социально – педагогических исследованиях выделяют признаки сформировавшегося коллектива:
· совместная устремленность к социально значимым целям деятельности — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива;
· совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей;
· наличие в нем отношений ответственной зависимости.
Психологические исследования проблем личности и коллектива, осуществленные под руководством профессора А. В. Петровского, позволили выявить психологическую сущность межличностных отношений, влияющих на развитие групповой активности в коллективе. Было установлено, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру.
Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.
Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.
Третий слой (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений, обуславливая развитие групповой активности, ее социально ценную направленность. Диалектическая взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности, а также между ними образует сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.
Виды коллектива
Коллективы бывают формальные и неформальные. Первые существуют на основе системы отношений, зафиксированных должностными инструкциями, приказами и т.д.; вторые основаны на личных отношениях работников.
Коллектив формальный - коллектив, созданные по воле руководства для организации процесса. Задача формального коллектива - выполнение конкретных работ в соответствии с разделением труда в данной организации.
Коллектив (группа) неформальный - группа, создаваемая по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений, для достижения какой-то определенной цели. Некоторые неформальные коллективы могут быть организованы из людей, которых объединило недовольство руководителем. Сила воздействия неформального коллектива достаточно большая в организации, а при определенных условиях она фактически может стать доминирующей и свести на нет усилия) руководства. В неформальном коллективе больше возможностей оказать или попросить помощь у коллеги. Новый работник быстрее обратится за советом к коллеге, чем к своему начальнику. Это приводит к тому, что новые работники тоже стремятся участвовать в таких группах. Кроме того, люди часто присоединяются к неформальному коллективу, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Американские ученые показали, что на работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом, на расстоянии метр-полтора, а не на расстоянии нескольких метров. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребность в принадлежности, компетентности, защите, уважении.
Под трудовым коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием. Трудовые коллективы создает руководство, когда осуществляет разделение труда для организации производственного, торгового или иного процесса. Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. Управление должно основываться на единой воле, что обеспечивается наличием руководителя, избранного или назначенного собственником имущества.
Формирование трудового коллектива происходит постепенно и включает в себя несколько этапов развития:
1. притирка - на первый взгляд группа выглядит деловой и организованной, но коллективная работа отсутствует;
2. ближний бой - через некоторое время в группе образуются группировки, выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны членов группы, происходит борьба за лидерство;
3. экспериментирование - потенциал группы возрастает, перед ней встает вопрос - как использовать имеющиеся возможности наилучшим образом. На данном этапе пересматриваются методы работы, принимаются меры по повышению производительности;
4. эффективность - коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем. Люди начинают гордиться своей принадлежностью к коллективу;
5. зрелость - в коллективе действуют прочные связи между его членами, людей оценивают по достоинствам, а не по внешнему образу.
Педагогический коллектив школы как целостная система призван реализовать цели духовного и нравственного воспитания, осуществлять непрерывное воздействие на учащихся и непосредственно на личности, в частности, и через ученический коллектив.
Педагогический коллектив школы можно определить как группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.
В педагогической литературе выявлены цели и задачи деятельности учителей, особенности целенаправленного коллективного воздействия учащихся, необходимости выработки единства требований к учащимся.
А. С. Макаренко придавал большое значение составу и преемственности педагогического коллектива: обязательное возрастное, личностное (по характеру, темпераменту, умениям, увлечениям, интересам), деловое (организаторы, умельцы, импровизаторы, музыканты, театралы) разнообразие, взаимоуважение и взаимопомощь, взаимозаменяемость.
Как отмечает B.C. Лазарев, в деятельности педагогического коллектива можно выделить три типа целей:
1) собственно образовательные цели (текущие цели учебно-воспитательной деятельности);
2) цели развитая учебно-воспитательной деятельности;
3) цели саморазвития коллектива.
Педагогический коллектив высокого уровня развития ставит перед собой цели двух первых типов: собственно образовательной и развития учебно-воспитательной деятельности. Для осуществления каждой из них строится структура взаимодействий и взаимоотношений.
Наиболее развитый педагогический коллектив ставит перед собой цели всех трех типов. Такой коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал школы, (определяемый используемыми педагогическими технологиями и условиями для их полноценной реализации), но и эффективно наращивать его как за счет освоения новшеств, так и повышения профессионального уровня педагогов, совершенствования своей структуры.
В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация трудатребует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными.
Первая - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив.
Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями.
Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.
В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов.
Ученический коллектив является своеобразнои формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним.
Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для школьников.
Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя.
Исследователи коллектива (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и другие) показали, что ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.
Процесс функционирования ученического коллектива осуществляется неравномерно: для него характерны чередования подъема и относительной стабильности, постоянное усложнение перспективы превращения части их в традиции коллектива.
Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов — педагогов и учащихся. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае — сплочению учащихся.
Сплоченность коллектива
Под групповой сплоченностью (интеграцией) понимается один из базовых процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Она является результирующей действия сил, которые влияют на членов группы, побуждая их оставаться в группе и любой ценой сохранять ее.
Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований:
· сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д.
· сплоченность как результат мотивации группового членства описано Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе. Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных: мотивационная основа тяготения субъекта к группе; побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно; ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия.
· сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А. В. Петровским.
Динамической характеристикой, противоположной групповой сплоченности, является групповое напряжение.
Групповое напряжение (дифференциация) понимается как следствие противоречия между личными интересами и жестко детерминированной необходимостью иметь в виду потребности остальных членов группы и группы в целом, а также соблюдать групповые нормы и следовать групповым традициям. Оно также связано с внутренним напряжением каждого индивида, что является следствием подсознательных влечений, потребностей и опытом предыдущего развития личности.
Практически в каждой группе на всех этапах ее жизненного цикла, действуют факторы, усиливающие как сплоченность, так и напряжение.
Основными факторами, "подпитывающими" групповую сплоченность, являются следующие:
· удовлетворение личных потребностей участников как актуальных, так и потенциальных;
· симпатия между членами группы;
· стремление к членству, включая усилия, приложенные для попадания в группу;
· комфортная атмосфера внутри группы;
· престиж группы; групповая деятельность;
· соперничество с другой группой;
· наличие внешнего давления или угрозы;
· наличие в группе девианта;
· определенная и одобряемая структура неформальной власти в группе, ее кооперация и совместимость с официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).
С другой стороны, к факторам, "подпитывающим" групповое напряжение, обычно относят:
· агрессивное поведение членов группы;
· деструктивные способы коммуникации (двойные послания, подтексты и т. п.);
· неадекватное поведение лидера;
· отсутствие ясно сформулированной цели; дефицит ресурсов (некомпетентность);
· дефицит информации (неизвестность и неопределенность);
· неопределенность и слабую легитимность распределения неформальных властных полномочий в группе;
· конкуренцию между сложившейся структурой неформальной власти в группе и официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).
Легко заметить, что, хотя факторы, усиливающие групповую сплоченность и групповое напряжение, не находятся в прямой и непосредственной взаимосвязи, усиление одних приводит к снижению влияния других и наоборот. При этом, решая задачу повышения групповой сплоченности, практический социальный психолог обязан принимать во внимание, что наличие группового напряжения — это необходимое условие динамики развития группы. Полное доминирование факторов сплоченности неизбежно приводит к стагнации. При критически низком уровне напряженности участники "могут создать из группы своеобразный оазис, противопоставляемый внешней окружающей действительности".
"Сплоченность и напряжение, собственно говоря, не являются противоположными терминами и понятиями. Противоположность сплоченности — это отсутствие сплоченности; напряжения — расслабление, разрядка, раскованность. В групповой динамике, тем не менее, их можно рассматривать как силы, действующие друг против друга. При этом они имеют важное положительное значение, если находятся в динамическом равновесии".
В современной социальной психологии обычно выделяется пять таких стадий: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.
Первая динамическая стадия характеризуется обычно преобладанием сплоченности над напряжением (в противном случае, группа, скорее всего, попросту не "состоится") и сконцентрированностью участников на конкретизации целей совместной деятельности. При этом параллельно идет процесс формирования первичной неформальной структуры группы. Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае такая структура будет отличаться определенным своеобразием. Вместе с тем она с достаточным основанием может быть сведена к универсальной трехчленной формуле: "герой" — "антигерой" — "электорат".
Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. Как правило, такое "назначение" в значительной степени является результатом действия механизма проективной идентификации, то есть неформальным лидером оказывается человек, в чем-то отвечающий бессознательным архаичным образам "идеального героя" большинства членов группы.
Точно таким же образом, но уже вследствие негативных проекций определяется "антигерой", часто называемый в работах по групповой динамике "козлом отпущения". При этом необходимо учитывать, что так же, как многие люди сознательно стремятся в лидеры и соответствующим образом выстраивают свое поведение, нередко встречаются индивиды, сознательно провоцирующие негативное к себе отношение. Таким путем они пытаются получить специфические, но вполне реальные психологические "бонусы", связанные с положением "униженных и оскорбленных".
Эти три роли — лидер или "герой", антигерой, или "козел отпущения" и, наконец, "электорат", или основная масса участников, которая, собственно, и производит данные неформальные назначения (в отечественной традиции они обычно обозначаются как среднестатусные члены группы) являются базовыми социально-психологическими ролями, взаимодействующими в любой группе на первой стадии ее функционирования.
Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса "сплоченность — напряжение" в сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение "фантомов", связанных с распределением базовых ролей на первом этапе. Иными словами, реальной подоплекой многочисленных межличностных конфликтов, возникающих на данной стадии, как правило, является вопрос о власти и месте каждого участника в неформальной групповой иерархии.
В таких условиях критической ошибкой социального психолога является попытка настраивать людей на сотрудничество через апелляцию к чувству ответственности и использование техник усиления групповой сплоченности. Наиболее целесообразными в данной ситуации являются действия, направленные на перевод конфликта в открытые формы и с последующей работой по его разрешению. В результате на смену концентрации на подлинных и мнимых противоречиях приходит понимание того, что между участниками и сложившимися подгруппами есть реальные различия и, одновременно, есть потребность во взаимодействии. В связи с этим актуализируется предметная задача создания механизма совместной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности каждого члена команды. В логике решения данной задачи приходит осознание проблем, связанных со сложившейся неформальной структурой группы и необходимости перераспределения влияния и власти в группе на более рациональных и легитимных началах, нежели это было на предшествующей стадии группового развития.
Третья динамическая стадия характеризуется балансом сплоченности и напряженности на достаточно высоком уровне и сконцентрированностью участников на нормирование деятельности группы. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основаниях. При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе. Кроме того, формулируются четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы.
На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Важно понимать, что данная стадия жизненного цикла группы ни в коей мере не является бесконфликтной. Другое дело, что конфликты не носят здесь преимущественно личностный характер и, как правило, связаны с различием подходов к решению общей задачи.
Пятая, завершающая стадия характеризуется постепенным снижением уровня баланса "сплоченность-напряжение" и сконцентрированностью на "отделочных работах", связанных с общей целью, а также на ритуальных и эмоциональных аспектах завершения жизненного цикла группы.