Опосредствованное запоминание (по А. Н. Леонтьеву)

Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изо­бражений предметов (картинки) и набор слов.

I вариант (6-10 лет).

Набор карточек: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картина в ра­ме, поле, кошка.

Слова для запоминания: свет, обед, лес, учение, молоток, одежда. Поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

II вариант (после 10 лет).

Набор карточек: полотенце, стул, чернильница, велосипед, ча­сы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расчес­ка, тарелка, зеркало, перья (2 шт.), поднос, дом-булочная, фаб­ричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, ло­шадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, горе, день, дра­ка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.

Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить ... (смотря по тому, какой вариант предлагают, это может быть слово «дождь»). Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, ко­торая поможет запомнить это слово». После того как ребенок вы­берет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?» Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать после предъявления третьего и четвертого слова. Все отобранные карточки откладыва­ют в сторону. Затем спустя 40 мин или час, т. е. перед концом иссле­дования (после того как проделаны какие-либо другие эксперимен­ты), ребенку в произвольном порядке показывают по одной кар­точке и просят припомнить, для запоминания какого слова эта кар­точка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как уда­лось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствую­щее слово.

Форма протокола

Слова Выбираемая карточка Объяснение связи для запоминания Воспроизведение Объяснение связи

При анализе результатов учитывается, что не может быть пра­вильного или неправильного выбора. Анализируется характер связи, которую испытуемый установил между словом и изображе­нием на карточке.

С 6-7-летнего возраста опосредствованное запоминание пре­обладает над непосредственным заучиванием. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 15 годам здоровые дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала.

Дети с ослабленной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь создает им дополнительные опорные вехи

для запоминания. Дети с нарушением целенаправленности мыш­ления часто не могут вспомнить ни одного слова (при воспроиз­ведении называют картинки, а не слова), так как еще во время об­разования связи они как бы теряют основную цель работы - необ­ходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведе­нием слова.

Протокол обследования опосредствованного запоминания по А. Н. Леонтьеву

Слово Выбираемая карточка Объяснение связи Воспроиз­водимое слово Объяс­нения
Свет лампа лампа светит (лампочка)[5] как солнце
Обед хлеб когда едят, берут хлеб (есть ) -
Лес гриб в лесу растут грибы (лес ) -
Учение тетрадь когда учишься, пишешь (писать) -
Молоток лопата похожи (совочек) -
Одежда кровать тоже из материи (кровать) спать
Поле поле оно изображено поле -
Игра кошка с клубком играет с клубком (играет ) -
Птица корова тоже животное (животное) -
Лошадь экипаж везет лошадь (лошадка) -
Дорога автомобиль едет по дороге (песок) едет по песку
Ночь дом спишь ночью в доме - -
Мышь картина там как будто есть мышь (ежик) ежик
Молоко стакан наливаем в ста­кан молоко -
Стул диван на них сидят стул -

Картинки к словам подбирала в среднем темпе. Для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствую­щее слово, а называет изображение на ней. Эти ошибки свидетель­ствуют об отсутствии способности удерживать опосредствованные связи и невозможности припоминания по ассоциациям. Объяснение связей нарушено в 7 (!) словах. Это означает, что процесс установ­ления опосредствованных связей затруднен, а сами связи непрочны. Эта методика подтверждает, что процессы памяти (сохранения, а следовательно, и воспроизведения) у девочки нарушены.

Пиктограммма

Методика может быть с успехом использована при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы де­лается попытка использовать эту методику для исследования самых маленьких детей, применяя доступные им слова и слово­сочетания.

Для проведения эксперимента нужна чистая бумага и каран­даши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередо­ваться с более сложными, отвлеченными, например: «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т. п.

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память, можно сказать «зрительная память». Чтобы запомнить отдельные слово­сочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использо­ваны для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать не­одобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредмет­ны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограни­чить во времени.

Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова враз­бивку. Можно назвать слова по рисункам и сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана и необходимая помощь.

При оценке результатов эксперимента прежде всего подсчиты­вается количество правильно воспроизведенных слов в соотноше­нии с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть составлены с результатами непосредственного заучивания (по методике «заучивание 10 слов»).

Ценнейшие данные представляет анализ рисунков детей. Тут может быть важным все: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т. п. Но безусловно, что наиболее важным является анализ содержания самих рисунков. Они отра­жают запас знаний и представлений ребенка, особенности его ин­дивидуального жизненного опыта. Рисунки отражают способ­ность детей к отвлечениям и т. д.

Протокол обследования

Слово Латентное время Рисунок Объяснение Воспроизведение
Темная ночь 6" Заштрихо­ванный квадрат Квадратик и все затуше­вано. Зату­шевано -значит, тем­но, ночь Темная ночь
Веселый праздник 52" Флажок Во время праздников бывает де­монстрация. На демонст­рацию ходят с флагами Праздник
Справедли­вость 2,05" (отказ, до­полнительная просьба) Воин с ружь­ем Воин, стоя­щий на гра­нице, - это справед­ливый труд Справедливость
Отчаяние 1,43" Гроб с телом человека Ну, смерть вызывает отчаяние у близких Отчаяние
Вкусный ужин 7" Тарелка Тарелочка, ну, хотя бы с салатом Ужин
Болезнь 10" Кровать Человек ле­жит на кро­вати, когда он ничего не может де­лать Болезнь

Наши рекомендации