Цель, предмет, объект наблюдения

Как уже было сказано выше, наблюдение начинается всегда с постановки его цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным механизмом наблюдения. Такие закономерности восприятия, как выделение фигуры из фона, избирательность, единство части и целого, обеспечивают предметность и целостность отражения одних объектов

и исключение из поля восприятия других. Поэтому можно смотреть и не видеть. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспечивающим избирательность, видение одних предметов и отнесение в фон других. Необходимость цели возникает в связи с тем, что наблюдение происходит в естественных условиях жизни человека, где в поток жизнедеятельности естественным образом включены самые разные психические особенности в их единстве. Цель помогает из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.

В психологических наблюдениях наиболее типичны следующие цели:

• изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению);

• изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление результатов наблюдения данных конкретных лиц с известными признаками;

• изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

- изучение особенностей поведения, деятельности и общения людей, имеющих различные психические характеристики.

Например, при наблюдении за игрой ребенка могут быть поставлены различные цели: изучить инициативу — отсутствие инициативы, или эмоции, проявляющиеся в игре, или те предметные и социальные действия, которые использует ребенок, или особенности взаимоотношений с другими детьми и т. д. После определения цели перед наблюдателем встает тот вопрос: что нужно фиксировать, на что смотреть при изучении интересующего явления.

При ответе на этот вопрос необходимо, во-первых, понимать, какое психическое явление составляет предмет наблюдения. Это знание должно включать не только понятие о данном явлении, но и характеристику многообразия его проявлений, свойств, закономерностей протекания, формы существования (исключение могут составлять феноменологические исследования).

Например, целью наблюдения может быть установление особенностей речи у младших подростков. Предмет наблюдения — речь младших подростков. Значит, наблюдателю необходимо знать не только психологическую характеристику речи, но и уже известные ее особенности у детей этого возраста. Наблюдение поможет выявить особенности, присущие наблюдаемой группе подростков (живущих в разное историческое время, в разных социальных условиях, обучающихся в разных типах школ или в одной и той же школе, но по разным программам и т. д.).

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Симптомы наблюдения 1. Движения, действия, поступки, деятельность. 2. Мимика, жесты, пантомима. 3. Высказывания, речь, словесные реакции. 4. Вегетативные реакции. 1.Наблюдение ЦЕЛИ и разработанной СХЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования). 2.УСЛОВИЯ, наиболее характерные для изучаемого явления. 3.ЗАКОНСПЕРИРОВАННОСТЬ» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним. 4.НЕМЕДЛЕННАЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ и возможно ПОЛНАЯ регистрация результатов (факты, а не их истолкование): -протоколирование с помощью условных значков, стенографирования; -система категорий и оценочных шкал; -магнитофонная запись, фото- кино- и видеорегистрация. 5.При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) МОГУТ РАБОТАТЬ ДВА И БОЛЕЕ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности). СИСТЕМАТИЧНОСТЬ проводимых наблюдений
   

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?) (схема 13).

Единицы наблюдения – это простые и сложные действия объекта. (т.е. то, что отслеживается)

Единицы наблюдения фиксируются и регистрируются в следующих документах:

1. Карточка наблюдения – предназначена для регистрации первичных признаков наблюдения в строго формализованном виде и закодированном виде)

2. Протокол наблюдения – для комбинирования регистрации результатов наблюдения, формализованных и неформализованных процедурах по нескольким объектам наблюдения. Протоколирование наблюденияпозволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

— записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;

— делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить;

Форма ведения протокола определяется:

- предметом, задачей и чистотой исследования;

- наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;

- наличием технических средств (видео и пр.);

- повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;

- записывать только факты, а не их истолкование;

- каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;

- все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

3. Дневник наблюдения – для фиксации результатов наблюдения; в нём описываются не только действия исследуемого, но и действия исследователя.

Ряд правил для применения наблюдения:

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с' общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку - стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.

Еще одна особенность психологического наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть несколько способов для этого: а) "примелькаться", то есть часто присутствовать в окружающей наблюдаемого среде, будучи углубленным в свое дело и как бы не обращая внимание на наблюдаемого; б) объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, например, объяснить школьному учителю свое присутствие на уроке желанием освоить методику преподавания его предмета; в) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию; г) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света - стеклом Гезелла и д) фото- и киносъемка скрытой камерой. Три последние способа не всегда доступны, а два последние кроме того и главным образом ставят сложную этическую проблему, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения. Поэтому можно согласиться с П. Фрессом, который считает, что поскольку наблюдатель чаше всего открыто присутствует я тем самым вносит новые условия в сам наблюдаемый процесс, только его скромность, такт, способность быть как можно ближе к наблюдаемому ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Система категорий и оценочных шкалсодержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:

а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;

б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;

в) сделать соответствующие выводы.

Типы категориальных систем приведены на схеме 14.

Схема 14.

Основные типы категориальных систем
По полноте I а).полная б).неполная По континуальности II а).континуальная б).дисконтинуальная   По числу изучаемых параметров III а). одно измерение б). несколько измерений   По характеру требований к научному наблюдению IV а). регистрируется так, как видит наблюдатель   б). регистрируется на основе сути исследуемого вопроса и его логики  

I а. Полная категориальная система. Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931)

Тип поведения Действие Речь Объекты наблюдения
а б
1.Асоциальное отворачивается, убегает, защищается хнычет, плачет, кричит о помощи    
2.Антисоциальное разрушает, отнимает, гонится, бьёт угрожает, требует, дразнит, ругает    
3.Пассивно-социальное присоединяется, приветствует, старается овладеть беседует, приветствует, просит    
4.Активно- социальное предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству    

II а. Континуальная категориальная система. Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ↔ НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

Всегда очень ↔ В большинстве случаев внимательный ↔ Иногда внимательный внимательный ↔ Невнимательный
(5) (4) (3) (2)

IIб. Дисконтинуальная категориальная система.Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи Востребование информации Обсуждение Варианты решения Отрицание варианта Не относящееся к задаче
(П) (Инф) (0) (В) (Отр) (Не)

IIIa. Категориальная система одного измененияисследуемой действительности (например, деятельность ребенка).

IIIб. Категориальная система нескольких параметров изучаемого(например, деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также).

IV. Категории по характеру требованийк уровню научного наблюдения.

IVa. Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV6. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Достоинства Недостатки
1. Восприятие и фиксация признаков в реальных явлениях 2.Доступность, дешевизна средств. 3.Не искажает естественного протекания психических процессов. 4.Богатство собираемых сведений. 5.Возможность целостности оценки ситуации   Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.     1.Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). -Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. -Некоторые явления недоступны наблюдателю. 2.Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов. 3.Трудность установления причины явления: -слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями; -много не учитываемых условий; -возможность субъективизма. 4.Трудность статистической обработки 5.Ошибки личностного и психологического происхождения а) гала-эффект – основан на обобщенном впечатлении наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в черно-белых тонах; б) эффект снисхождения – тенденция вызывать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительным, но частным чертам. в) ошибка центральной тенденции, заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых явлений или процессов, так как крайние признаки встречаются реже; г) стереотипы первого впечатления (у наблюдателя имеются свои стереотипы).

Самонаблюдение - наб­людение человека за внутренним планом своей собственной психической жизни, с последующей фиксацией ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний, мыслей, чувств и др.). В современной психологии дан­ные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты самонаблюдения могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и др.

Самонаблюдение не следует смешивать с интроспек­цией как субъективным методом. Самонаблюдение характеризуется тем, что наблюдаемые явления, процессы должны завершиться, и только потом события восстанавливаются по памяти; именно поэтому искажения, обусловленные процессом самонаблюдения, как таковым, отсутствуют. Интроспекция, наоборот, представляет собой попытку "подглядеть" за событиями психической жизни по ходу дела, в результате чего наблюдаемые психологические явления безнадёжно искажаются. Поэтому интроспекция в отличие от самонаблюдения никакой научной ценностью не обладает.

Результатом самонаблюдения является в ряде случаев самоотчет - описание чело­веком самого себя в относительной целостности психических и личност­ных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошиб­ки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испы­туемых склонна, давая его, пред­ставлять себя в возможно более выгодном свете.

Наши рекомендации