Понимание скрытого смысла в коротких рассказах
В практике консультативной деятельности отечественных дефектологов, психиатров и патопсихологов до настоящего времени достаточно широко используются определенные специально подобранные короткие рассказы, в которых «заложен» разный по сложности скрытый смысл. Интерес к подобного рода заданиям обусловлен не только возможностью оценки понимания ребенком самих рассказов, то есть оценки когнитивного компонента, но и выявления его аффективно-эмоциональных особенностей.
Отечественным исследователем, впервые описавшим и использовавшим для исследования больных эту методику (также, как и методики Нелепицы, Разрезные Картинки, Установление последовательности событий), следует считать А. Н. Бернштейна (1911). Более того, такие рассказы, как «Бараночка» и «Спор зверей», приведены в этой работе практически в том же виде, в котором используются до сих пор. В настоящее время известны практически единичные работы, в которых описываются стимульный материал и подходы к исследованию подобного рода.
Цель.Оценка возможности понимания смысла рассказа, то есть определенного уровня осмысления, и отношения к содержанию текста.
В соответствии с классификацией типов предъявления текстов Н. Л. Белопольской (1999) существует три типа предъявлений:
□ стандартный;
□ персонифицированный (когда ребенок выступает как бы действующим лицом рассказа);
□ драматизированный (разыгрывание сюжета рассказа в реальном плане).
С нашей точки зрения, наиболее адекватными задачам углубленной оценки психического развития ребенка являются первые два способа предъявления, хотя в отдельных случаях (для детей младше 5 лет) возможно использование реального разыгрывания сюжета или частичной драматизации рассказа. В настоящем пособии предлагаемые рассказы даются в их стандартном варианте, но совершенно очевидно, что каждый из них может быть при необходимости персонифицирован или драматизирован. Точно также такие рассказы могут подаваться ребенку в соответствии с его полом.
Подобные рассказы можно найти или придумать самим, но в этом случае необходимо очень четко «простроить» и градацию усложнения структуры скрытых смыслов, возрастную соотнесенность и саму процедуру предъявления с последующим анализом деятельности ребенка.
В практике консультативно-диагностической деятельности авторов наиболее часто используются варианты предлагаемых ниже рассказов. Рассказы приводятся в соответствии со сложностью понимания скрытого смысла, что было апробировано на популяции детей г. Москвы и Московской области в период с 1984 по 2002 гг. (более 1500 детей с различными вариантами отклоняющегося и условно нормативно развития).
Возрастной диапазон применения.Рассказы в логике усложнения понимания скрытого смысла могут предъявляться детям от 4,5-5 лет до 9—10-летнегс возраста.
Процедура проведения
Все используемые рассказы предъявляются детям на слух с обязательным учетом особенностей слухоречевого запоминания, а в ряде случаев (при суженном объеме слухоречевого запоминания или достаточной длине текста) возникает необходимость попросить ребенка своими словами повторить рассказ Это оказывается чрезвычайно важным, поскольку понимание текста рассказ* находится в прямой зависимости от возможности ребенка запомнить (сохранить) его содержание.
Суть задания заключается в ответе ребенка на вопрос, следующий за сами\ рассказом. Этот вопрос (ряд вопросов), по сути дела, являются инструкциями Специально построенные вопросы могут являться и вариантами помощи ре бенку.
Если ребенок затрудняется в ответе на поставленный вопрос или отвечав' неправильно — может задаваться ряд наводящих вопросов, зависящих в то* числе и от возраста ребенка, задач исследования и т. п. В данном руководства предлагается определенная последовательность таких вопросов-подсказок, больше упрощающая основную задачу (поиска смысла рассказа). После каждого вопроса-подсказки необходимо не только выслушать ответ на него, но ивернуться к основному вопросу. Таким образом, становится очевидным необходимый объем помощи ребенку.
Примерная процедура проведения исследования
Сахар
Мама налила мальчику стакан чая и положила туда два кусочка сахара. Мальчик не стал пить горячий чай, а подождал, пока тот остынет. Пришел, смотрит, а сахара в стакане нет!
Основной вопрос:«Куда делся сахар?»
Правильным ответом, естественно, будет ответ ребенка: «растворился» (вариант: «растаял в горячем чае»). При невозможности правильного ответа на основной вопрос следует вопрос-подсказка 1.
Вопрос-подсказка 1:«Какой стал чай?»
При правильном ответе ребенка: «сладкий» — идет возврат к основному вопросу. При неадекватном ответе — например: «холодный» — задается следующий вопрос-подсказка 2.
Вопрос-подсказка 2:«Какой стал чай по вкусу?»
При правильном ответе ребенка (или прямой помощи взрослого) — «сладкий» — идет возврат к основному вопросу. При непонимании смысла и после второго вопроса-подсказки задание либо прекращается и считается невыполненным, либо инструкция персонифицируется (драматизируется) и подается более развернутый вид помощи.
Такая расширенная проработка задания и помощи ребенку зависит от целей исследования и, в основном, требуется для работы с детьми с тотальным недоразвитием или с детьми 4—5-летнего возраста.
Авторам представляется следующая логика усложнения текстов, ориентированная на заложенный в них подтекст, скрытый смысл.
Примерные тексты рассказов (стимульный материал методики)
Сахар
(текст рассказа и процедура проведения исследования приведены выше).
Саша
Саша проснулся утром грустный-грустный. Мама дала ему таблетку, взяла зонтик и ушла.
Основной вопрос:Почему Саша проснулся грустный?
Вопрос-подсказка 1:Зачем мама дала Саше таблетку?
Вопрос-подсказка 2:Когда ты пьешь таблетки?
Вопрос-подсказка 3:Саша был здоров?
Дополнительный вопрос:Какая была погода на улице?
Вопрос-подсказка 1 (к дополнительному вопросу):Что мама взяла с собой?
Горькое лекарство
Мама болела. Доктор выписал маме лекарство. Оно было горьким. Таня решила помочь маме. Она взяла и выпила мамино лекарство.
Основной вопрос:Помогла ли маме Таня?
Вопрос-подсказка 1:Зачем доктор выписал маме лекарство?
Вопрос-подсказка 2:Лечит ли горькое лекарство?
Спор зверей
Поспорили как-то звери: что на свете всего вкуснее?
Петушок говорит: зернышки. Кошка говорит: сметана (вариант — молоко). Собака говорит: косточка.
Основной вопрос:Кто из них прав? Что самое вкусное ? (вариант: Так что же на свете самое вкусное?)
Вопрос-подсказка 1:А что — для петушка зернышки не самое вкусное?
Вопрос-подсказка 2:А для собаки косточка — не самое вкусное?
Вопрос-подсказка 3:А ты что больше всего любишь?
Бараночка
Шел голодный человек по дороге. Увидел — продают булки. Купил одну, съел — не наелся. Съел еще одну булку — опять не наелся. А потом купил маленькую бара-ночку (вариант — сушку), съел ее и наелся. И подумал: «Зря я покупал булки, деньги тратил. Надо было купить бараночку, я бы сразу и наелся».
Основной вопрос:Чем наелся человек?
Вопрос-подсказка 1:Зачем он покупал булки?
Вопрос-подсказка 2:Можно ли наесться маленькой бараночкой (сушкой) ?
Осел и муравей
Шел осел в гору, навстречу ему муравей. Осел его спрашивает: «Муравей, муравей, а на горе трава высокая ?» «Высокая, сочная!» — отвечает муравей. Забрался осел на гору, смотрит, а трава низкая, редкая. Он и кричит муравью: «Эй. муравей, ты зачем меня обманул ?»
Основной вопрос:Обманул ли муравей осла ?
Вопрос-подсказка 1:А муравей какой?
Вопрос-подсказка 2:А осел какой?
Вопрос-подсказка 3:Муравью трава какой казалась ?
Вопрос-подсказка 4:Почему муравью трава казалась большой?
Последний вагон
В одном городе в метро часто случались аварии. При этом в аварию всегда попадал последний вагон поезда. Тогда начальник метрополитена приказал у каж дого поезда отцеплять последний вагон.
Основной вопрос:Стало ли аварий меньше?
В случае предъявления рассказа такого уровня сложности не предполагает ся возможность задавать ребенку вопросы-подсказки.
Последний вагон (второй вариант рассказа)
Как-то раз железнодорожное начальство заметило, что в авариях всегда страдает, бьется последний вагон. И решило тогда железнодорожное начальство отцеплять последний вагон, чтобы аварий стало меньше.
Основной вопрос:Как ты считаешь, правильно ли оно поступило? Аварий действительно стало меньше?
Анализируемые показатели
□ характер поведения ребенка и отношения к заданию (рассказам);
□ доступный уровень сложности задания в целом;
□ возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого;
□ критичность ребенка к результатам своей деятельности;
□ характер трактовки предлагаемых рассказов (уровень сложности анализа текста, понимаемого переносного смысла).
Анализ результатов и примерные возрастные нормативы выполнения
Как уже сообщалось, представленные рассказы различны по сложности понимания заложенного в них скрытого смысла.
□ Нормативно развивающиеся дети 4—5 лет при предъявлении рассказа «Сахар», как правило, нуждаются в одном, реже в двух вопросах-подсказках, после которых могут самостоятельно ответить на основной вопрос.
□ Дети 5,5—6лет справляются с заданием «Саша» примерно с таким же объемом помощи, а рассказ «Сахар» в основном понимают уже самостоятельно или с минимальной помощью.
□ Дети 6—7-летнего возраста при анализе рассказов «Горькое лекарство», «Спор зверей» и «Бараночка» нуждаются в небольшом объеме помощи —необходим один, реже два вопроса-подсказки — после чего понимают их смысл. В ряде случаев ребенок 7 лет может справиться с заданием самостоятельно. Это зависит не только от особенностей собственно вербально-логического мышления, но и от личностной зрелости ребенка, его возможности преодолеть эгоцентрическое решение. Эти характеристики становления субъекта деятельности, элементы «Я-концепции» (а именно: возможность встать на позицию другого, принять точку зрения другого) наиболее интенсивно формируются в норме как раз на 6—7 году жизни. Более простые рассказы дети этого возраста понимают, в основном, самостоятельно.
□ Рассказ «Осел и муравей» — более сложен именно в плане понимания логики. При небольшой помощи со стороны взрослого в виде описанных выше вопросов (не более двух) или при самостоятельном выполнении смысл этого рассказа доступен детям 7-8 летнего возраста.
□ Рассказ «Последний вагон» по своей сути имеет неоднозначное решение, то есть допускаются различные варианты правильных ответов. Важным является необходимость логично объяснить свое решение. Можно говорить, что логично верные решения в норме принимаются самостоятельно в возрасте 8,5—9 лет.
Говоря о специфике понимания скрытого смысла коротких рассказов детьми, воспитывающихся в различных социокультурных условиях, следует отметить следующее. Детям, воспитывающимся вне семьи (в дошкольных, а, впоследствии, в школьных образовательных учреждениях интернатного типа), подобные рассказы оказываются, как уже говорилось, часто недоступны в связи с их «исключенностью» из реальной социальной жизни. Эти условия существования формируют у них, как правило, как ответы эгоцентрической, так и конкретной трактовки. Точно так же у этой категории детей специфика выполнения заданий чаще всего отражает и присущие этим детям особенности личностного развития. Хотя эти результаты реже, чем в случае понимания переносного смысла метафор, будут сочетаться с нормативными показателями выполнения других методик.
Дети с искаженным развитием преимущественно аффективно-эмоциональной сферы, вне зависимости от уровня своего интеллектуального развития, редко способны понимать скрытый смысл не только пословиц и поговорок (см. выше), но и подтексты рассказов, в том числе и юмористических. Это является характерной особенностью именно для этого типа отклоняющегося развития.
Необходимость большого объема помощи, трудности переноса на последующий материал логики рассуждения или даже полная недоступность понимания простых рассказов детьми старше 8—8,5-летнеговозраста будет свидетельствовать о проблемах собственно интеллектуального плана. В том случае, если это сочетается и с низкими показателями выполнения других методик, направленных на исследование познавательной сферы, а также с элементами неадекватности и некритичности в поведении в целом, можно говорить о различных вариантах тотального недоразвития.