Он знает, какое положение они занимают и каковы его обязанности по отношению к ним
Ислам возносит положение родителей столь высоко, что подобных примеров до появления этой религии человечество просто не знало, ведь хорошему отношению и почтительности к родителям в исламе было отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаhа и поклонению Ему.
В целом ряде, перекликающихся друг с другом, аятов почтительность перед родителями ставится на второе место, после угождения Аллаhу, а хорошее отношение к ним рассматривается как достоинство, уступающее по своей важности только достоинству веры в Аллаhа. Аллаh Всевышний сказал:
«И поклоняйтесь Аллаhу и ничему более наряду с Ним, а родителям (делайте) добро…» (Женщины, 36)
Поэтому искренний и сознательный мусульманин почитает своих родителей больше, чем кого бы то ни было из людей.
Благородный Коран отводит родителям очень высокое место и подробно описывает тот высоконравственный метод обращения с ними, которого должен придерживаться мусульманин, когда один из них или оба они состарятся, одряхлеют и лишатся сил. И в этом благородный Коран достигает таких пределов, которые были неведомы человечеству до того, как солнце этой религии воссияло над землёй. Аллаh Всевышний сказал:
«И судил Господь твой, чтобы не поклонялись вы никому, кроме Него, а к родителям относились хорошо. И если состарится один из них у тебя или оба, то не говори им: "Уф!", и не кричи на них, а говори им слова достойные. И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: "Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким!"» (Ночное путешествие, 23 - 24)
Это - не что иное, как вечное веление Господа мусульманину, выраженное в форме непреложного приговора, который не подлежит изменению: "И судил Господь твой, чтобы не поклонялись вы никому, кроме Него, а к родителям относились хорошо". В этих словах нашла своё выражение неразрывная связь между поклонением Аллаhу и проявлением почтительности к родителям, и тем самым достоинство родителей было поднято на такую высоту, которой прежде никогда не могли достичь ни мудрецы, ни социальные реформаторы, ни учёные, разрабатывавшие вопросы этики.
Однако в данном аяте содержится не только описание способа проявления почтительности к родителям. Помимо этого его содержание пробуждает в душах детей чувства милосердия, благожелательности и почтения, поскольку здесь использованы душевные, тёплые и нежные слова, склоняющие человека к мягкости и обходительности: "И если состарится один из них у тебя или оба...". Это значит, что в таком случае они окажутся у тебя на попечении и под твоей зашитой и покровительством, так как они могут превратиться в дряхлых и немощных стариков, но остерегайся, и ещё раз остерегайся, повысить на них голос в подобных обстоятельствах, выражая своё недовольство, досаду или раздражение: "...не говори им: "Уф!", и не кричи на них...". Наоборот, ты должен побольше думать о том, какое бы ещё доброе слово сказать, чтобы им стало приятно и они бы порадовались: "...а говори им слова достойные". И пусть твоё пребывание с ними ни в чём не противоречит тому, чего требует глубокое уважение и высокая оценка, так как это более всего соответствует смирению и покорности: "И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия...". И пусть язык твой не устаёт произносить мольбы за них за то, что они всегда протягивали тебе руку помощи и воспитывали тебя, когда ты был маленьким, беспомощным и слабым.
«И Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям...» (Паук, 8)
«И Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы...» (Лукман, 14)
Внимательный исследователь указаний, касающихся почтительности к родителям, обнаружит, что здесь благородные хадисы дополняют собой аяты Корана, подтверждая достоинство проявления почтительности к родителям и предостерегая людей от ослушания или нанесения им обид, независимо от того, какие бы причины их к этому не подталкивали. Сообщается, что Абдулла ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаhа): "Какое дело Аллаh любит больше всего?" Он сказал: "Совершаемую своевременно молитву". Я спросил: "А после этого?" Он сказал: "Проявление почтительности к родителям". Я спросил: "А после этого?" Он сказал: "Борьбу на пути Аллаhа". (Аль-Бухари и Муслим)
Таким образом, посланник, являвшийся великим наставником, поместил почтительность к родителям между двумя наиболее важными с точки зрения ислама делами: своевременной молитвой и борьбой на пути Аллаhа. Известно, что молитва является основой религии, а борьба на пути Аллаhа (джихад) является вершиной ислама, из чего видно, сколь высокое место отвёл родителям посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа)!
Сообщается, что однажды к благородному посланнику явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаhа, он желал поклясться ему в том, что переселится[31] и будет сражаться на пути Аллаhа, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) не стал торопиться, а спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?" Человек ответил: "Они оба живы". Благородный посланник сказал: "И ты хочешь получить награду Аллаhа Всевышнего?" Этот человек сказал: "Да". Тогда праведный и милостивый посланник сказал:
«Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо!» (Аль-Бухари и Муслим)
В другой версии этого хадиса, который также приводится Аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что к посланнику Аллаhа, (мир ему и благословение Аллаhа) явился какой-то человек и попросил его разрешения на участие в джихаде. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) спросил: "А живы ли твои родители?" Этот человек ответил: "Да". Тогда он сказал: "Так отдавай все свои силы[32] им!"
Передают, что мать Са'да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллаh, была против того, что он принял ислам, и сказала ему: "Либо ты отступишься от своего ислама, либо я откажусь от пищи и буду голодать, пока не умру, а ты покроешь себя позором среди арабов, которые будут говорить: "Он погубил собственную мать!" Са'д ответил ей: "Если бы даже у тебя было сто душ и они покидали бы тебя одна за одной, я и тогда не отказался бы от своего ислама!" И его мать терпела голод день, второй, а на третий не выдержала и снова стала принимать пищу, а потом Аллаh Всевышний ниспослал аяты, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) прочел мусульманам и в которых содержалось порицание, выраженное Са'ду за то, что он слишком резко ответил своей матери:
«А если они (родители) станут понуждать тебя поклоняться наряду со Мной тому, о чём ты не знаешь,[33] то не подчиняйся им, но относись к ним в этом мире хорошо...» (Лукман, 15)
В рассказе о Джурайдже, который поклонялся Аллаhу, содержится крайне важное наставление относительно важности почтительного отношения к родителям и беспрекословного подчинения им. В этом рассказе сообщается, что однажды, когда он стал молиться, его мать обратилась к нему, он же сказал: "О Господь мой, моя мать или моя молитва?", и выбрал молитву. Она обратилась к нему во второй раз, но он опять не ответил ей и продолжал молиться. И она обратилась к нему в третий раз, когда же он опять не отозвался, она прокляла его, обратившись к Аллаhу с мольбой не умерщвлять его до тех пор, пока Он не покажет ему лица блудниц. А после этого одна из блудниц совершила прелюбодеяние с пастухом и забеременела от него, когда же она стала бояться, что дело её откроется, этот пастух сказал ей: "Если тебя спросят об отце ребёнка, скажи: "Это Джурайдж, поклоняющийся Господу". Она так и сделала, и тогда люди окружили келью Джурайджа и принялись разрушать её, а судья повёл Джурайджа на площадь. И когда его вели туда, он вспомнил о проклятии своей матери и улыбнулся, когда же его привели туда для наказания, он попросил небольшую отсрочку, чтобы совершить молитву в два раката. А потом он попросил, чтобы ему принесли младенца, и прошептал ему на ухо: "Кто твой отец?" Тот ответил: "Мой отец - такой-то пастух".[34] И тогда люди сказали: "Нет бога, кроме Аллаhа" и "Аллаh велик" и сказали: "Мы построим тебе новую келью из серебра и золота!", но он возразил им: "Нет, постройте её, как и раньше, из земли и глины!" И в этом хадисе, который передал Аль-Бухари, приводятся также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаhа): "Если бы Джурайдж был факихом, он знал бы, что ответить матери для него ещё более обязательно, чем продолжать молиться!"
Исходя из этого, факихи считали, что если человека, занимающегося дополнительной молитвой, позовет кто-нибудь из его родителей, ему надо будет прервать молитву и отозваться.