Тест смысложизненных ориентаций

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ

Организация и методы исследования

Актуальность исследования обусловлена тем, что особенности ценностно-смысловой сферы личности играют значительную роль в осуществлении музыкантом своей профессиональной деятельности, являясь важнейшим основанием мотивации труда, оказывая влияние на реализацию личностного потенциала, особенности творческой деятельности. Вместе с тем, на сегодняшний день выявлена малая степень разработанности инновационных путей формирования ценностно-смысловой сферы будущих музыкантов еще на этапе обучения профессии, а также малая степень изученности психологических факторов и механизмов ее развития.

Объект исследования – ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы будущих музыкантов.

Цель исследования – изучить особенности ценностно-смысловой сферы будущих музыкантов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Изучить общую характеристику развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности.

2. Определить место и роль системы ценностных ориентации в структуре личности и ее развитии.

3. Обозначить проблему типологии систем ценностных ориентации личности.

4. Рассмотреть динамику ценностных ориентации в процессах личностного развития.

5. Изучить психологические факторы развития системы ценностных ориентации личности.

6. Определить духовность как основа профессиональной культуры профессиональных ориентаций музыканта.

Задачи эмпирического исследования:

1. Изучить особенности смысложизненных ориентаций студентов – будущих музыкантов.

2. Изучить уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах у будущих музыкантов.

3. Проанализировать результаты и сделать выводы.

Выборка: в исследовании приняли участие студенты 1 курса Нижегородской Государственной консерватории им. М. И. Глинки. Общая численность выборки составила 37 человек, из них 11 юношей и 26 девушек. Возраст испытуемых от 19 до 23 лет.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации имеющихся представлений о формировании ценностно-смысловой сферы личности, ее проявлении в профессиональной деятельности музыкантов. Теоретические результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего научного исследования данной актуальной проблемы.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти применение в сфере в соответствующих областях психологии образова­ния, социальной психологии, в сфере психологического консультиро­вания и групповой психологической работы.

Методологическая часть исследования:

Тест смысложизненных ориентаций

СЖО создан Д.А. Леонтьевым на основе версии К. Муздыбаева [1983], которая в свою очередь является адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Теоретической основой СЖО служит концепция стремления к смыслу В. Франкла. Несмотря на малый объем опросника, СЖО включает в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации, и два аспекта локуса контроля. Предполагается, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Составляющие смысла жизни, согласно теоретическим предпосылкам опросника СЖО, разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Человек же может черпать смысл жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех этих составляющих). Во вторую группу входят два фактора, характеризующие внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни также тесно связана.

Процедура проведения. Опросник состоит из 20-ти пар противоположных утверждений, испытуемому предлагается выразить степень своего согласия с одним из утверждений в каждой паре.

Обработка результатов и интерпретация

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

5. «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Шкалы Мужчины Женщины
M σ M σ
1— Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2 — Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 — Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4 — ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 — ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

Текст методики, а также результаты проведенного исследования представлены в Приложении 1.

2. Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (Е.Б.Фанталова) направлена на диагностику рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии.

Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей.

Основной психометрической характеристикой данного теста является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере.

Интерпретация:

По величине индекса «Ц–Д» можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:

От 0 до нормы (33 у мужчин, 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

От нормы до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

50 – 72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

Текст опросника представлен в приложении 2.

Методы математической статистики:

Для обработки результатов использованы методы описательной статистики:

1. Вычисление средней арифметической (М) – меры центральной тенденции – проводилось для каждой шкалы в используемых методиках по формуле:

Тест смысложизненных ориентаций - student2.ru ,

где N – число испытуемых; Σ – сумма исходных величин.

2. Частотный анализ проводился по формуле:

Тест смысложизненных ориентаций - student2.ru ,

где f – частота выбора, n – количество выявленного признака в группе, N – число испытуемых.

Таблицы с результатами статистического анализа представлены в Приложении 4.

Наши рекомендации