Представление о природе конфликта в рамках исламской доктрины

В литературе [5, с. 183–185] догматика ислама по сравнению с другими мировыми конфессиями оценивается как наиболее простая. Мусульмане верят в единого бога Аллаха и пророчества Мухаммеда о нем. При этом Мухаммед почитается выше других пророков (Авраама, Моисея, Иисуса Христа и др.). Также мусульмане верят в существование ангелов и злых духов (джиннов); в праведный суд в последний день мира; в существование божественного предопределения.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым и прощающим, однако в качестве важнейшего качества Аллаха признаются его могущество и величие, что накладывает на людей требование полной, безоговорочной покорности его воле. В этом свете представляется уместным мнение некоторых исследователей о том, что ислам является обновлением иудейства с его императивным отношением к человеку и сфокусированностью предписаний на земной жизни. Об этом может свидетельствовать и этика ислама, которая предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом (talionis), быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующим пяти: (1) обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; (2) обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; (3) налог в пользу бедных (закят); (4) ежегодный пост в течение всего месяца (ураза в десятом месяце – рамазане); (5) паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Наряду с пятью заповедями мусульмане соблюдают джихад, который в неисламском мире ошибочно отождествляется только со «священной войной». На самом же деле это понятие гораздо шире. В переводе с арабского слово «джихад» означает «радение, усердие» и может быть отнесено к разновидности аскетики. Джихад бывает четырех видов. (1) Джихад сердца направлен на внутреннее самосовершенствование мусульманина. Только очистив свое сердце и свои помыслы в борьбе со злом, мусульманин может считать себя вправе поучать других. (2) Джихад языка – это пропаганда ислама, попытка убедить в верности исламского пути. (3) Джихад руки предполагает целый ряд конкретных мер, обеспечивающих соблюдение исламских норм, принятие дисциплинарных мер в отношении нарушителей норм нравственности и преступников. И, наконец, (4) джихад меча, который и означает священную войну против неверных, причем павшему в этой борьбе (моджахеду) уготовано вечное блаженство в раю.

Когда слово «джихад» употребляется без пояснений, то имеется в виду именно «джихад меча». Мусульманские богословы часто цитируют слова, приписываемые Мухаммеду: «Мы вернулись с малого джихада (т.е. военного похода), чтобы приступить к джихаду великому», то есть духовному очищению, нравственному самосовершенствованию. Духовно-нравственное совершенствование мусульман считалось более трудным, а значит, и более достойным делом, чем война с неверными.

Доктрина джихада была разработана в трудах по мусульманскому правоведению (фикху) и наполнена новым содержанием, в частности типологизацией джихада и характеристикой территорий, на которых он действует или может действовать. Мусульманские правоведы различают шесть типов джихада с точки зрения того, против кого его следует вести: (1) против «врагов Аллаха», то есть против тех, кто угрожает существованию мусульманской общины; (2) против тех, кто преследует мусульман, а также против язычников; (3) против тех, кто покушается на неприкосновенность границ, то есть против внешней агрессии; (4) против «притеснителя» (властителя-тирана); (5) против разбойников, преступников; (6) против монотеистов – немусульман, отказывающихся платить подать.

Согласно классическому исламскому учению, выработанному в Средние века, весь мир делится на две части: на территорию исламскую (дар аль-Ислам) и неисламскую, которая, в соответствии с обстоятельствами того времени, называлась территорией войны – дар аль-харб. Во времена мира, условия которого были четко зафиксированы в договоре, неисламская территория называлась "договорной территорией" – дар аль-ахд.

Понятие "священной войны" вошло в Коран в период пребывания пророка Мухаммеда в Медине, то есть между 622 и 632 годами. В это время Мухаммед занимает жесткую позицию по отношению к своим противникам, не соблюдающим достигнутые договоренности и не допускающим мусульман к священным местам в Мекке. Если до этого Коран санкционировал только оборонительную войну, то теперь в нем появляются пассажи, призывающие мусульман сражаться за свою жизнь, за свою веру и за единство общины: «Борьбу ведите с ними до того мгновенья, / Пока не будет больше смут и угнетенья, / И правосудье воцарит, и вера в Бога / Объемлет все и вся (на сей земле)» [6, с. 87].

В немусульманском обществе нередко встречаются деструктивные трактовки джихада, о чем на уровне восприятия свидетельствуют устрашающие образы, связанные с исламом. Так, происходит смена образа кровожадного турка с кривой саблей, готового зарезать «неверного» за отказ перейти в ислам, образом мусульманского террориста, с зеленой повязкой на голове, вооруженного автоматом и готового убивать и взрывать иноверцев.

Данная тенденция обнаруживает себя и в области востоковедческих работ. Так, У. Мантгомери Уотт видит в джихаде трансформированный обычай набегов (от араб. «газв» – набег), практиковавшийся кочевыми арабами в доисламские времена. Однако газават и джихад имеют разные этимологические происхождения. В доисламские времена арабские племена совершали друг на друга набеги (газават) с целью захвата имущества и угона скота и не имели никакого отношения к религии. Впоследствии, в период распространения и утверждения ислама, газават трансформировался в «борьбу на пути Аллаха».

По мнению Маулана Мухаммада Али, «именно воевать с целью самозащиты называется «сражение на пути Аллаха». Война с целью распространения своей веры в Коране не упоминается». Впрочем, такие комментарии не могут быть распространены на войны, которые мусульмане и их союзники вели за пределами Аравии, на чужой территории.

Поскольку в исламе отсутствует четкое разделение религии и политики, то политические цели всегда воспринимаются как религиозные, а любая война мусульман против немусульман – как война религиозная. Мусульманская община обязана защищать исламскую территорию. Причем здесь имеются в виду не только пассивное сопротивление или активная оборона, но и наступательная война с целью обращения неверных в ислам и установления исламских законов.

Священная война является долгом всего исламского сообщества, но долгом постоянным – в силу притязаний ислама на универсальность. Исламский мир обязан непрерывно проявлять инициативу в отношениях с немусульманами с целью укрепления и распространения ислама. Священная война может быть прекращена только по достижении конечной цели, когда весь мир либо переходит в ислам, либо подчиняется исламу. Причем иудейские и христианские общества, в отличие от политеистических или атеистических, оказываются в более выгодном положении: для них ислам предусматривает возможность сохранить свою веру, встав под защиту ислама и выплачивая дань (джизию). Таким образом, священная война – это перманентное состояние.

Философский подход

В истории общественной мысли по поводу места конфликта в обществе сложились два противоположных подхода. Согласно одной концепции общество базируется на согласии и сотрудничестве, общественном порядке и единстве, являющимися выражением одной воли. Только такое общество способно нормально развиваться. Сторонники противоположной концепции считают, что единство и порядок в обществе могут опираться только на силу, принуждение, господство одних и бесправие других. В этом случае конфликт рассматривается как естественное явление общественной жизни.

Также принято различать два других подхода к конфликту. В рамках первого конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и противодействие. С позиции второго подхода конфликт рассматривается как процесс развития взаимодействия. Представители первого подхода рекомендуют гасить конфликты. Представители второго подхода считают, что блокада конфликта хуже самого конфликта.

Как можно видеть, эти две пары различий не противоречат друг другу, но, наоборот, дополняют друг друга. Исторический опыт показывает, что бесконфликтная модель общества является иллюзией, а с другой стороны, согласие и сотрудничество являются основой интеграции общества и его успешного поступательного развития.

Первая точка зрения восходит к китайской (Конфуций, Лао Цзы) и древнегреческой философии (Аристотель и Платон): конфликт — противоборство, зло, отношения между людьми должны быть бесконфликтными. Право и справедливость заложены во всех людях от природы. К числу сторонников «порядка» помимо приведенных мыслителей также можно отнести Геродота, Эпикура и Руссо.

Другая точка зрения восходит к Анаксимандру и Гераклиту, считавшим, что борьба – это естественное состояние для природы. К числу сторонников «конфликта» можно отнести Цицерона, Макиавелли, Гоббса, Смита, Канта, Гегеля, Дарвина.

Наши рекомендации