Исследование особенностей памяти
Память: основные понятия и положения Методики исследования свойств и видов памяти Рекомендации по эффективному запоминанию материала |
Память: основные понятия и положения
Память– запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли8.
Память – это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения9.
Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти:
1. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
· двигательная память -позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;
· эмоциональная (аффективная память) - характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Память на чувства определяет многие поступки людей;
· образная память - позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта; это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;
· словесно-логическая память на словесные стимулы - отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.
2. В зависимости от характера деятельности:
· произвольная память -характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта;
· непроизвольная память- осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
3. В зависимости от способа запоминания:
· механическая память - не опирается на осмысление запоминаемого материала;
· смысловая память - основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
4. В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
· ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную;
· кратковременнаяпамять –определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются “стиранию” под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа;
· долговременная памятьобуславливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь.
· оперативная память – обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется “рабочая смесь” из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти10.
Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность (подвижность), помехоустойчивость.
Объем оперативной памятивыступает показателем количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сложных сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности.
Точность оперативной памяти - это показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала.
Скорость запоминания – это показатель времени (или числа повторений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации.
Длительность сохранения – это показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия.
Лабильность (подвижность) оперативной памяти - этопоказательсоотношения между запоминанием и забыванием материала.
Помехоустойчивость оперативной памяти - это устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех.
Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
Запоминание- процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление - это кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – это непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – это целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений.
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материла в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Важнейшим условием эффективности запоминания является правильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоминания во многом зависит и от характера материала.
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
· узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
· воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
· припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
· реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.