Методы педагогической психологии и возможность их

Программа повторения

по дисциплине «Психология»

По курсам «Возрастная психология» и «Педагогическая психология».

3 (5) курс сп.050709 «Преподавание в начальных классах».

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Предмет, задачи возрастной психологии. Место среди других

наук.

Общие закономерности психического развития ребенка.

Взаимосвязь психического развития и деятельности.

Понятие ведущая деятельность. А. Н. Леонтьев о ведущей деятельности. Признаки ведущей декятельности. Смена ведущих видов деятельности от рождения до 18 лет. (Уметь доказать, что деятедльность является ведущей).

Взаимосвязь психического развития и обучения. Теория

Выготского Л. С. о зоне актуального и зоне ближайшего развития.

Сензитивность.

Возрастная периодизация психического развития. Различные

подходы к построению возрастной периодизации в зарубежной

и отечественной психологии.

Методы возрастной психологии. Класиификация методов по Ананьеву Б.Г. Эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, беседа, тесты, изучение продуктов деятельности. Их использование

учителем (примеры из собственного опыта).

Социальная ситуация развития дошкольников.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры и их изменения с возрастом.

Взаимоотношения детей в игре. Влияние взрослых на их развитие.

Развитие познания в дошкольном возрасте. Развитие внимания. Сенсорное развитие. Развитие памяти. Развитие мышления. Развитие воображения.

Развитие эмоций и чувств дошкольника. Развитие воли дошкольников.

Особенности шестилетних детей и их обучения в школе.

Готовность детей к обучению в школе. Структура готовности. Виды готовности – специальная, физическая, психологическая (личностно-социальная, интеллектуальная, эмоционально-волевая).

Социальная ситуация развития младших школьников. Адаптация детей к школьному обучению. Уровни адаптации.

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших

школьников. Компоненты учебной деятельности. Состав учебной деятельности.

Мотивы учебной деятельности младших школьников, их изме –

нение с возрастом. Трудности освоения ребенком учебной

деятельности. Отметка, оценка, безотметочное обучение.

Психологические особенности трудовой деятельности младших

школьников. Трудности, которые могут возникнуть у учителя

при организации труда.

Психологические особенности игры младших школьников.

Использование игровых приемов в работе с детьми.

Психологические новообразования младшего школьного возраста (произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самосознание). Общие закономерности развития познания в младшем школьном возрасте.

Развитие внимания у младших школьников. Условия поддержания

внимания.

Развитие памяти в младшем школьном возрасте.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие воображения младших школьников.

Развитие воли младших школьников.

Развитие чувств и эмоций у младших школьников.

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Особенности взаимоотношений младших школьников.

Социальная ситуация развития подростков.

Место и значение подросткового возраста в развитии человека.

Перестройка организма подростка и психологические проблемы с

этим связанные.

Общественно-полезная деятельность – ведущая деятельность под-

ростка.

Чувство взрослости как новообразование подросткового

возраста.

Взаимоотношения подростков со сверстниками

Развитие личности в подростковом возрасте.

Взаимоотношения подростка и взрослых. Отношение к учителю,

учению, учебным предметам.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Предмет и задачи педагогической психологии.

Связь педагогической психологии с другими науками.

Методы педагогической психологии и возможность их

использования в работе учителя в школе.

Психология обучения.

Модели обучения. Информационные модели. Операциональные

модели. Личностно-ориентированные модели.

Теории обучения.

Принципы обучения, их психологическое обоснование.

Понятие «обученность». Алгоритм определения обученности.

Пример определения обученности.

Психология воспитания.

Цель воспитания.

Воспитание и обучение. Воспитание и социализация.

Управление процессом воспитания.

Методы воспитания и их психологическое обоснование.

Нравственное воспитание личности.

Наши рекомендации