Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Цели и задачи дисциплины

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) для направлений (специальности) 150100 «Материаловедение и технология материалов», 230100 «Информатика и вычислительная техника», 221700 «Стандартизация и метрология», 280700 «Техносферная безопасность», 240100 «Химическая технология», 240700 «Биотехнология», рекомендаций методической секции Ученого совета РХТУ им. Д.И. Менделеева и накопленного опыта преподавания предмета «Инженерная психология» кафедрой психологии РХТУ им. Д.И. Менделеева. Программа рассчитана на изучение курса в течение одного семестра.

Цель курса «Инженерной психологии» – научить студентов применению психологических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины «Инженерная психология» сводятся:

· к развитию психологической и личностной компетентности студентов, необходимой для дальнейшего успешного вхождения в профессиональную среду, формированию интереса к самостоятельному изучению теоретических и прикладных основ психологии труда;

· к формированию у студентов способностей к конструктивному психологическому самоанализу и анализу поведения других людей с целью более эффективного взаимодействия с окружающей средой в процессе профессиональной деятельности;

· к изучению научных основ психологии безопасной деятельности человека в профессиональной деятельности;

· к формированию у студентов навыков практической реализации полученных психологических знаний и, в частности, психологической готовности к применению психологических знаний в практической работе для анализа трудовых процессов, организации и осуществления профотбора, психологического обеспечения и сопровождения становления профессионала, решения проблем взаимоотношений в трудовом коллективе, психологической профилактики травматизма и аварийности.

Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий для студентов очного отделения

п/п Раздел дисциплины часов
Всего Лек-ции Практические занятия Сам-ная работа
  Модуль 1. Психология человека и его профессиональная деятельность
1.1 Общая характеристика психологии как науки Семинар - практикум «Знакомство»
1.2 Психология человека: личность и ее психические свойства Пр. № 1 (А)
1.3 Психология человека: когнитивные (познавательные) процессы Пр. № 1 (Б)
1.4 Психология человека: регулятивные (эмоционально-волевые) процессы Пр. № 1 (В)
1.5 Психология профессиональной деятельности - Семинар-обсуждение «ПВК»
  Модуль 2. Человек как участник трудового процесса
2.1 Основные этапы развития субъекта труда   -  
2.2 Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом   Семинар - деловая игра «Поиск мотива»  
2.3 Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности   - Семинар - практикум «Профессиональное целеполагание».  
2.4 Профессиональная коммуникация   Семинар - практикум «Профессиональное общение»  
2.5 Психология конфликта   - Семинар - практикум «Решение конфликтов»  
2.6 Психология совместного труда   -  
2.7 Психология управления   Семинар - деловая игра «Управление предприятием»  
  Модуль 3. Психология безопасности профессиональной деятельности
3.1 Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев -
3.2 Психология риска и безопасность труда Семинар-обсуждение: «Профессиональная безопасность на предприятии»
3.3 Стресс и его профилактика Семинар - практикум «Формирование стрессоустойчивости»
  Тестовый контрольный зачет -
  Всего часов

Содержание разделов дисциплины “Инженерная психология”

Модуль 1. Психология человека и его профессиональная деятельность

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

История становления психологии как самостоятельной науки. Предмет, методы и задачи современной психологии. Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи. Психологические характеристики сознания. Человек во взаимосвязи с окружающим миром. Человек: индивид, личность, индивидуальность. Отрасли психологии. Инженерная психология и психология труда.

Тема 2. Психология человека: личность и ее психические свойства

Личность и ее структура. Самосознание: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Темперамент и характер в структуре личности. История становления типологии темпераментов. Характеристика типов темперамента. Проявление темперамента в деятельности. Структура и типология характера. Черты характера и отношения личности. Формирование характера.

Тема 3. Психология человека: когнитивные (познавательные) процессы

Общая характеристика познавательных процессов человека. Ощущение и восприятие: виды, свойства, особенности развития. Внимание и память: виды, свойства, функции. Развитие и воспитание внимания. Возрастные и индивидуальные особенности памяти. Приемы рационального заучивания. Мышление и его формирование. Типология мышления: формы, виды, операции, индивидуальные особенности. Мышление и речь. Способы активизации мышления. Воображение: виды, функции, развитие. Воображение и творчество.

Тема 4. Психология человека: регулятивные (эмоционально-волевые) процессы

Общее понятие об эмоциях и чувствах: функции, классификация, особенности развития. Способы управления своим эмоциональным состоянием. Общее представление о воли. Психологическая структура волевого акта. Развитие и воспитание силы воли.

Наши рекомендации