Психотический уровень (0–18 мес.).
Билет 6.2. Психоаналитическая типология Н.Мак-Вильямс
Еще одна типология личности по содержанию ближе к клиническому рассмотрению и направлена на использование типологических особенностей в клиническом процессе, т.е. заведомо предполагает необходимость смягчения и коррекции тех или иных качеств (Мак-Вильямс Н., 2001; Нартова-Бочавер С.К., 2003). Типология эта носит сугубо прагматический характер. Построенная, подобно большинству современных работ по психотерапии, на эклектических посылках, она тяготеет к психоанализу, использует его терминологию и поэтому в качестве оснований для классификации вводит содержания бессознательного (в частности, психологических защит) (Хрестомат. 8.3).
Из классического психоанализа в типологию Н. Мак-Вильямс вошли три положения.
1. Существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников.
2. Взаимодействия в ранние годы (называемые после работ М. Малер объектными отношениями) создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта.
3. Идентификация уровня развития личности – это основа понимания характера.
Характер понимается в рамках данного подхода как способ осмысления существования, присущий каждому человеку. Характер достаточно устойчив: его можно модифицировать в процессе психотерапии, но трансформировать в другой нельзя. Структура характера образуется двумя измерениями:
· во-первых, уровнем развития личностной организации;
· во-вторых, преобладанием защитного стиля внутри этого уровня.
Чем раньше ребенок пережил травму, тем более значительными оказываются последствия, определяя психотический уровень; и, напротив, чем позже наступает фиксация, тем более зрелой является структура личности. При этом сохраняется внутрииндивидуальная вариативность: совершенно здоровый человек может вести себя как психотик в условиях стресса, а больной шизофренией – способен к периодам совершенно ясного видения. Последовательность описания типов расположена по порядку от более ранних искажений к более поздним и, соответственно, опирающимся на более зрелые защитные механизмы.
Н. Мак-Вильямс предложено 3 уровня развития личности.
Уровень от здоровья до невроза (3–4 года – 6 лет).
❑ Интеграция идентичности и константность объекта.
❑ Эдипов уровень по Фрейду.
❑ Инициативность или вина по Эриксону.
Пограничный уровень (18–24 мес. – 3 года).
❑ Сепарация-индивидуация.
❑ Анальный уровень по Фрейду.
❑ Автономия или стыд и неуверенность по Эриксону.
Психотический уровень (0–18 мес.).
❑ Симбиоз.
❑ Оральный уровень по Фрейду.
❑ Базовое доверие или недоверие по Эриксону.
Психологические защиты[1] в рамках рассматриваемой типологии – это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, и индивидуально выработанных защит, подтвердивших свою эффективность. Первичные (примитивные) защиты, согласно психоаналитической традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты (высшего порядка) – с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.). Появление психологических проблем нередко рассматривается психотерапевтами как результат недостаточности защит.
Традиционно среди первичных защит выделяют:
❑ примитивную изоляцию;
❑ отрицание;
❑ всемогущий контроль;
❑ примитивную идеализацию (и обесценивание);
❑ проекцию, интроекцию и проективную идентификацию;
❑ расщепление Эго и диссоциацию.
А среди вторичных защитвыделяют:
¡ репрессию (вытеснение);
¡ регрессию;
¡ изоляцию;
¡ интеллектуализацию;
¡ рационализацию;
¡ морализацию;
¡ компартментализацию (раздельное мышление);
¡ аннулирование;
¡ поворот против себя;
¡ смещение;
¡ реактивное образование;
¡ реверсию;
¡ идентификацию;
¡ отреагирование;
¡ сексуализацию (инстинктуализацию);
¡ и сублимацию,
всего – 7 примитивных и 16 вторичных защит
Таблица 8.3
Типология характера (по: Мак-Вильямс Н., 2001)
Тип характера | Драйвы, аффекты и темперамент | Защиты | Объектные отношения | Переживание собственного «Я» |
Психопатические (асоциальные) личности Личность, организующим принципом которой является желание сознательно манипулировать другими | Большая базальная агрессия, врожденные тенденции к высокому порогу приносящего удовольствие возбуждения. Неспособность выражать в словах эмоции; доминируют слепая ненависть или маниакальная радость | Всемогущий контроль, проективная идентификация, иногда диссоциация | 1. В условиях обилия опасностей и хаоса (переезды, потери, семейные разрывы) дети были избалованы материально, но испытывали эмоциональную депривацию, не находя помощи в выражении и понимании чувств. 2. Повтор защит родителей, поощряющих демонстрацию силы и снятие всех ограничений | Представления о «Я» поляризованы между желаемым состоянием всемогущества и пугающим состоянием отчаянной слабости. Отсутствие четких ограничений, непонимание последствий импульсивных действий, примитивная зависть как стремление разрушить все, что является желанным |
Нарциссические личности Личность организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Опыт описывается дефицитарной моделью: чего-то недостает (обмануты и нелюбимы) | Конституционально чувствительны к невербальным посланиям, невыраженным аффектам. Сильный драйв агрессии с неспособностью переносить агрессивные импульсы. Ведущие эмоции – стыд и зависть. С трудом выражают раскаяние и благодарность | Идеализация и обесценивание | Использование в детстве для нарциссического расширения родителей; забота о них потому, что они выполняют некую функцию, что и приводит к состоянию постоянного беспокойства со стороны ребенка, вынужденного постоянно «соответствовать» | Эго расположено между полярностями: величественным «все хорошо» и истощенным «все плохо» |
Шизоидные личности Диапазон от кататоников до творящих гениев; общая черта – стремление к духовным изысканиям, теоретической и творческой деятельности | Гиперреактивность, способность легко поддаваться перестимуляции. Врожденная сензитивность (угнетает избыток света, шума, движения). Проблемы орального уровня: удаляться, чтобы не быть поглощенными. Тревога по поводу базальной безопасности. Отстраненность от жизни или некоторой своей части | Уход во внутренний мир, проекция и интроекция, идеализация, обесценивание, инеллектуализация | Глубокая амбивалентность по поводу привязанности, жажда близости и страх быть поглощенными, отмечается у любителей дистанции (филобатов) и стремящихся к близости (окнофилов). Порождается двумя типами семейных ситуаций. 1. Покушающийся, сверхвовлеченный тип воспитания. 2. Одиночество и пренебрежение со стороны родственников | Индифферентность к эффекту, производимому на других; безопасная дистанция шизоидного «Я». Стремление к подтверждению уникальности и оригинальности |
Параноидные личности Стремление к величию, подозрительность и отсутствие чувства юмора | Гипервозбудимость (низкий стимульный порог), негативное расположение духа, неадаптивность, интенсивность реакций, направленных вовне. Бдительность, ожидание вреда извне, обида и зависть. Неосознаваемые и проецируемые вовне чувства стыда и вины | Проекция, проективная идентификация, реактивное формирование | Жестокость, при которой ребенок страдал от подавления, унижения, критицизма взрослых и безуспешно стремился их удовлетворить | Противоречие между униженным и презираемым образом «Я» и всемогущим, оправдываемым и торжествующим. Одновременно – неясность своей сексуальной идентификации, тяга к однополой любви |
5а Депрессивные личности Переживаемая потеря части себя, сопровождаемая печалью, сниженной энергетикой. | Наследственная передача депрессии. Направленный внутрь гнев. Вовне – великодушны, чувствительны, терпеливы | Интроекция, обращение против себя, идеализация | 1. Раннее переживание потери. 2. Пренебрежение потребностями детей со стороны взрослых. 3. Негативное отношение к горю, отрицание потери. 4. Характерологическая депрессия у родителей | Переживание себя плохими и проявление компенсаторной филантропической активности |
5б Маниакальные личности Депрессивная организация личности нейтрализуется отрицанием | Высокая энергия, возбужденность, мобильность, переключаемость и общительность. Переживание счастья характерно, а спокойная безмятежность исключена | Отрицание, отреагирование, всемогущий контроль | Повторные травматические сепарации без возможности пережить этот опыт | Потребность быть в движении; страх дезинтеграции |
6. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные (self-defeating)) личности Применяют достижение триумфа посредством навязанного себе страдания, вовсе не подкрепленного любовью к боли. Конституционально стремящиеся к объекту и зависящие от него. Паттерн повторения страдания | Считают себя незаслуженно страдающими. В ответ на то, что отвечает их объективным интересам, могут возникать гнев, обида, негодование | Интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование, морализация, отрицание | 1. Родители, формально относящиеся к своей роли, начинают проявлять участие, если ребенку причинена боль или он подвергается опасности. 2. Перестановка ролей, при которой дети чувствуют ответственность за родителей. 3. Поощрение со стороны родителей мужества в страданиях | Переживание себя отверженным и виноватым наряду с убеждением, что они обречены быть недооцененными и с ними нужно плохо обращаться. Самоуважение требует переносить неприятные ситуации, а не изменять их |
7. Обсессивные и компульсивные личности Склонные «думать и делать» | Фиксация на анальной стадии. Повтор сценария приучения к туалету – чистоплотность, упрямство, пунктуальность. Базовый аффект – гнев под контролем, борющийся со страхом быть наказанным. Невыраженность аффекта в словах. Досада, стыд | Изоляция у обсессивных, уничтожение сделанного у компульсивных. Рационализация, морализирование, компартментализация, интеллектуализация, реактивное образование, смещение аффекта. | 1. Высокий контроль, требование от детей послушания, осуждение их не только за поступки, но и за чувства, мысли, фантазии. 2. Заброшенность со стороны родителей, отсутствие представлений о чистоте и других нормах | Озабоченность проблемой соответствия высоким нравственным принципам, определяемым в терминах контроля. Обретение самоуважения посредством стандартов поведения, предъявляемых интернализованными фигурами родителей. Обсессивные находят опору для самоутверждения в думании, компульсивные – в делании |
Истерические или театральные (histrionic) личности Высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности, особенно межличностной | Оральное удовлетворение – в любви, внимании, эротической близости. Возможна двойная фиксация – на эдиповой и оральной стадиях | Репрессия (подавление), сексуализация и регрессия, отреагирование вовне, диссоциативные защиты. | Отношения, приписывающие неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу (переживание проблематичности сексуальной идентичности) | Чувство пугливого ребенка, преодолевающего трудности так успешно, как это только возможно в мире сильных и чужих других. Способ самоутверждения – спасение других и использование сексуальной привлекательности |
Диссоциативные личности «Патология утаивания» | Высокая врожденная находчивость, межличностная сензитивность. Конструкта в терминах драйвов предложено не было. Главные эмоции – предсмертный ужас, агрессия, ярость, стыд и вина. Телесные ощущения, провоцирующие транс – непереносимая боль и смущающее сексуальное влечение | Диссоциативные защиты на фоне высокой способности к самогипнозу. | 1. Сексуальное или другое насилие. 2. Диссоциативные родители, в прямой или опосредствованной форме (алкоголики, лекарственная зависимость). Во взрослом возрасте ищут объектов, страдающих от голода отношений и умеющих оценить заботу | «Я» фрагментировано, и каждая из составляющих несет свои функции. Каждая должна быть клиентом |
Н. Мак-Вильямс выделяет девять типов характера, описывая каждый из них по следующим направлениям:
· обсуждение аффектов;
· обсуждение драйвов;
· обсуждение темперамента;
· адаптивная и защитная организация Эго;
· паттерны объектных отношений, интернализованные и ставшие «скриптами»;
· переживания собственного «Я».
1. Психопатические (асоциальные) личности
2. Нарциссические личности
3. Шизоидные личности
4. Параноидные личности
5а Депрессивные личности
5б Маниакальные личности
6. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные (self-defeating)) личности
7. Обсессивные и компульсивные личности
8. Истерические или театральные (histrionic) личности
9. Диссоциативные личности
Эти характерологические основания подводят к постановке дифференциального диагноза и определения стратегии лечения, однако мы данные вопросы оставляем за рамками рассмотрения.
Конечно, проанализированные нами типологии представляют собой скорее примеры использования типологического метода, чем исчерпывают все разнообразие типов личности, характера, темперамента человека. Очевидно, что количество используемых в психодиагностике классификаций будет неминуемо увеличиваться, и важной задачей их пользователей является осознание сферы применения и разрешающих возможностей каждого подхода (Хрестомат. 8.4).
[1] Термин «защита» появился как результат симпатии З. Фрейда военным метафорам и как признание того факта, что адаптивные процессы, называемые сегодня защитами, в работах Фрейда служили действительно защитной задаче избежать повторения травмирующего опыта.