Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог
Подходы к осуществлению психологической диагностики развития. (Методологические основы и общая технология оценки психического развития детей младшего школьного возраста).
План:
Основные понятия;
Диагностика
Психологическая диагностика
Диагностика психического развития
Развитие
Диагностическая деятельность психолога
Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог
Основные положения и принципы психолога
5. Принцип «триединства» методологии
Список литературы
Основные понятия
1) диагностика- процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
2)Психологическая диагностика - это исследование способностей, особенностей и качеств личности каждого человека индивидуально.
3) Диагностика психического развития — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д.
4) Развитие-Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Диагностическая деятельность психолога
Диагностическая деятельность психолога образования, которая ограничена, прежде всего, возрастом обследуемых детей до 18 лет, вряд ли должна строиться по «отраслевому» принципу (образовательная психодиагностика, клиническая, профессиональная и т.п.). Во всех случаях используются различные способы исследования особенностей детей, например, таких как индивидуально-психологические характеристики.
Методологические аспекты практической деятельности психолога получили приоритетное развитие. Уходит в прошлое чисто «рецептурный» подход к диагностике – простое описание и использование диагностических методик. Специалисты начинают понимать, что без ориентированной на практику методологии и теоретической базы, опирающихся на современные представления и исследования, простое манипулирование диагностическими материалами (пусть даже и огромным их количеством) недостаточно эффективно. Приходит понимание, что психологическая диагностика из искусства специалиста начинает превращаться в технологический процесс, как это должно происходить и происходит в большинстве отраслей общественного производства.
Осознание необходимости включения в технологию диагностики реально-практических (а не теоретико – философских, как это в большинстве случаев наблюдалось до сих пор) методологических подходов повлекло за собой и обязательность уточнения, конкретизации и даже в какой-то степени пересмотра достаточно большого объема терминов и категорий, имеющих непосредственное отношение к оценке психического развития ребенка.
Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог
Так, одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу-психологу, является «многострадальная» проблема соотношения количественного и качественного подхода в диагностической деятельности и вытекающих отсюда определениях нормы и нормативов развития. Здесь же возникают и терминологические сложности.
В том случае, когда речь идет о количественном определении (измерении) психических явлений (от психофизических до личностных) и сопоставимости результатов подобных измерений с какими-либо среднестатистическим показателями (возрастными и тому подобными нормативами), вероятно, имеет смысл говорить о психометрии и о «психометрических тестах», под которыми понимаются
«…стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надежность методики, удовлетворяющие принципам измерения»
Требования точности, достоверности и адекватности методики измерения выполняются путем применения математико-статистических процедур. Преимущественное развитие психометрия получила именно в психологическом тестировании. Определенным образом (с неукоснительным соблюдением ряда требований) организованные методики измерения были названы «психометрическими тестами» - на практике: просто тесты.
Требование соблюдения строгого выполнения как самой процедуры тестирования, так и других, не менее строгих условий выделяет тесты среди диагностического инструментария психолога.
Однако существуют и другие виды диагностических процедур, методик и методов, которые не подходят под определение тестов и, следовательно, отличаются соответствующей процедурой их использования, в связи с чем и само название этой процедуры должно быть иным, нежели тестирование.
В настоящее время для решения подобных задач и проведения соответствующих диагностических процедур все большее использование находит термин психологическая оценка. Под психологической оценкой понимается
«… изучение (оценивание) индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам».
Таким образом, в отличие от тестирования, оценка – это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями (интервью, наблюдение, психологические тесты или клинически ориентированные методы исследования и т.п.).
Кроме того, понятие психологическая оценка все больше заменяет понятие тестирование вследствие осознания того факта, что познание индивидуально-психологических различий не может быть ограничено только процедурами измерения, то есть тестами. Совершенно очевидно, что, помимо тестов как строго стандартизированных процедур, существует и успешно развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками психического развития ребенка.