Социальная психология в системе научного знания. Предмет, объект, теоретические и практические задачи социальной психологи.
Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:
· социальная психология есть часть социологии;
· социальная психология есть часть психологии;
· социальная психология есть наука, находящаяся «на стыке» социологии и психологии.
Социальная психология –наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения.
Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:
• психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;
• проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;
• психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
• психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.
Основные объекты:
– личность в группе (системе отношений);
– взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);
– малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);
– взаимодействие в системе "личность – группа" (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);
– взаимодействие в системе "группа – группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);
– большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).
Задачи исследований социально-психологических феноменов:
1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.
2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.
2. Основные стадии в эволюции социальной психологии. Накопление социальнопсихологических знаний в сфере философии и психологии.
На начальном этапе выделения социальной психологии в самостоятельную науку социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.
Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.
Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.
Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. На этом этапе происходит постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические. В философских воззрениях социально-психологические аспекты чаще всего представляли простой перечень примеров, эти идеи не существовали в чистом виде, выделить их было затруднительно, они были связаны с трактовкой более общих психологических идей.
Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.
3. Предпосылки возникновения социальной психологии как науки: «психология народов» (М. Лазарус и Г. Штейнталь), «психология народов» (В. Вунд), «психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон).
Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки.
В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.
Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лазаруса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов.
Психология масс. Направление связано с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В их работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности.
Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.
Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Ч. Кули. Он первым ввел понятие «Я – концепция» как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о нем другие. Другим важным понятием Ч. Кули было понятие первичной группы. Это семья, неформальные объединения по месту жительства или работы, учебный класс и т. п.
Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.