Стабильные и критические периоды развития в периодизации психического развития Л.С.Выготского

Лекция 3.

.Возраст. Возрастная периодизация психического развития человека

Вопросы:

1. Категория возраста в психологии развития.

1.1. Понятие возраста и возрастной периодизации.

1.2. Виды возраста человека.

2. Периодизации возрастного развития.

2.1. Классификация периодизаций возрастного развития по Л.С. Выготскому.

2.2. Критический и стабильный возрастной период в периодизации возрастного развития Л.С. Выготского.

Понятие возраста и возрастной периодизации.

Возраст

1)

2)

3)

Л.С. Выготский: возраст- целостное динамическое образование, структура, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития.

Возрастная периодизация –

Цель периодизации –

Основной принцип периодизации

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом но возрастной физиологии в г. Москве в 1965г.

Периоды развития Продолжительность
Новорожденный 1-10 дней
Грудной возраст 10 дней - 1 год
Раннее детство 1-2 года
Первый период детства 3-7 лет
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков 8-11 лет для девочек
Подростковый возраст 13-16 для мальчиков 12-15 для девочек
Юношеский возраст 17-21 для юношей 16-20 для девушек
Средний (зрелый) возраст: первый период 22-35 для мужчин 21 -35 для женщин
второй период 36 - 60 для мужчин 36 -55 для женщин
Пожилой возраст 61-74 для мужчин 56 - 74 для женщин
Старческий возраст 75 - 90 для мужчин и женщин
Долгожители Старше 90 лет

Дж. Биррен (1964): 8 фаз жизненного развития человека.

Первая фаза — младенчество, охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2 до 5 лет.

Третья фаза — детство, 5-12 лет.

Четвертая фаза — юность, 12-17 лет.

Пятая фаза — ранняя взрослость, 17-25 лет.

Шестая фаза — зрелость, 25-50 лет.

Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75 лет.

Восьмая фаза — старость, от 75 лет и далее.

Д. Бромлей (1966): 5 циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. Каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

Г. Крайг выделяе следующие возрастные этапы:

· младенческий возраст — от рождения до 2 лет,

· раннее детство — от 2 до 6 лет,

· среднее детство — от 6 до 12 лет,

· подростковый и юношеский возраст— от 12 до 19 лет,
ранняя взрослость — от 20 до 40 лет,

· средняя взрослость — от 40 до 60 лет,

· поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Виды возраста

Абсолютный

Условный возраст

Хронологическийвозраст

Биологический возраст

Психологический возраст

Социальный возраст

Субъективный возраст

Классификация периодизаций возрастного развития

Классификация периодизаций возрастного развития Л.С. Выгодского

Л.С. Выготский: проблема возрастной периодизации развития - «центральная для всей детской психологии», «ключ ко всем вопросам практики».

Систематизация существующих периодизаций развития была предпринята Л. С. Выготским в работе «Проблема возраста» (???). Все существующие к тому времени периодиза­ции Л. С. Выготский разделил на 3 группы в соответствии со способом их построения.

1. Периодизации, созданные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

Например,

2. Моносимптоматические периодизации, основанные на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития.

Например,

1)

2)

3)

3. Периодизации, связан­ные с выделением существенных особенностей самого развития.

Например,

Стабильные и критические периоды развития в периодизации психического развития Л.С.Выготского

Л. С. Выготский выде­лял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды).

В стабильные перио­ды

Кризис развития обусловлен

В критические периоды

Периодизация психического развития Л.С. Выготского

1) кризис но­ворожденности,

2) стабильный период младенчества,

3) кризис первого года жизни,

4) стабильное раннее детство,

5) кризис трех лет,

6) стабильный дошкольный воз­раст,

7) кризис семи лет,

8) стабильный младший школьный период,

9) пубертатный кризис,

10) стабильный юношеский возраст,

11) кризис юношества.

Наши рекомендации