Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога
Тема 1. Проблемы становления и функционирования отечественной дошкольной психологической службы
История детской практической психологии (дпп) - отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы
Развитие отечественной дошкольной психологической службы
Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи деятельности дошкольной психологической службы
Основные виды деятельности и структура дошкольной психологической службы
Проблемы функционирования дошкольной психологической службы
Основные понятия
Педология, психическое здоровье, психологическое здоровье, индивидуальность, индивидуальный подход, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психоконсультирование, адаптация
1. История детской практической психологии (дпп) - отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы
Все обсуждаемые темы в рамках данной дисциплины можно объединить в три раздела:
· Общая характеристика деятельности и развития дошкольной психологической службы
· Особенности психического (индивидуального) развития ребенка
· Деятельность педагога-психолога в различных направлениях
Обеспечивает знаниями о предмете и специфике деятельности дпс область науки – Детская практическая психология. Дпп – это прикладная психология о детстве или отрасль знания и практической деятельности, связанная с оказанием психологической помощи и поддержки детям.
Зарождение и развитие дпп – к 19 – н 20 в.в., было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной ам. психологом Стенли Холлом. Наука объединяла все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Была ориентирована на практику, т.е. на непосредственные нужды педагогики и практической психологии. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка было ценным завоеванием педологии. Именно эта наука стала предшественницей современной дпп. Начиная с 20-х годов 20 в. педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность и особую популярность во всем мире (Э. Мейман, В. Штерн, Э. Клапаред и др.). Швейцарский психолог Эдуард Клапаред предлагает разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую (у них разный круг изучаемых проблем). Задачей теоретической д. психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов развития детей. Прикладная д. психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Первая имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а вторая направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста. Т.о., Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки – дпп.
В н. 20 в. дпп начала интенсивно развиваться и в России. Но процесс становления и развития дпп в России имел ряд особенностей. В России первыми применять объективные методы исследования к развитию ребенка начали врачи и физиологи (Сеченов, Кащенко, Россолимо, Нечаев, Бехтерев, Румянцев, Ушинский). Об интенсивной работе отечественных педологов говорит тот факт, что с 1906 по 1916 г.г. было созвано пять Всероссийских съездов по психологии. Румянцев утверждал, что школа должна идти не от заранее установленных программ и методов обучения, а от ученика, от его потребностей. Школа 20-х, т.о., должна была помочь в воспитании нового человека, гражданина нового общества. Но с 30-х г. усилились нападки на д. психологию вообще и практическую прежде всего, и до 60-х годов практическая психология не развивалась.
2. Развитие отечественной дошкольной психологической службы
Во второй половине 20 в. специалисты, работающие с человеком стали ощущать нехватку профессиональных знаний и навыков в области психологии. Для их успешного разрешения потребовалось интенсивное развитие прикладных видов психологии.
В школу психолог пришел в нач. 80-х, в д/c – конце 80-х. Потребовалось около 10 лет для определения характера деятельности. (Введение в штаты ДОУ должности психолога – письмо Мин.образования от 30 ноября 1989 г. (см. Вестник образования №12 1990)).
Условно можно выделить 3 этапа развития отечественной дпс.
1). Период выделения психолога из педагогической среды. Проблемы данного этапа: скепсис со стороны коллег – педагогов и неуверенность в себе «новых специалистов».
2). Понимание целесообразности включения психолога в коллектив учреждения. Введение должности в штаты.
3). Освоение поля деятельности. Образование психологических центров и начало их функционирования. Смена позиций: от призывов, исследований и поиска единомышленников к повседневной работе в рамках санкционированных методов и установленных показателей (свод должностных обязанностей – положение о службе практической психологии образования – см. Вестник образования №7 1995). Отход от занятий только диагностикой.
1994 г. – 1 съезд психологов: прием нормативных документов, определение методов работы, основные диагностические процедуры и методики.
1995 г. – 2 съезд: определена роль психолога как специалиста, уточнили, что диагностика лишь средство, инструмент деятельности психолога, а не самоцель; отвлечение от диагностики интеллекта и понимание значимости диагностики личности..Определена цель дпс – обеспечение психического и психологического здоровья детей.
1998 г. – конференция в Красноярске – Ирина Владимировна Дубровина – рук. Лаборатории научных основ дпп: «Одинаковостей не должно быть». Подчеркивается необходимость развития детской индивидуальности и инициативы. Необходимо также изучать вопросы влияния разнообразных образовательных программ на развитие детей.
На сегодняшний день развитие дпс не завершено, идет ее дальнейшее развитие.
3. Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи деятельности дошкольной психологической службы
аспекты проф. деятельности | деятельность педагога | деятельность психолога |
Предмет проф. деятельности | Ребенок (дети) | Ребенок, его индивидуальность |
Цель деятельности | Создание оптимальных условий физического, психического и личностного развития воспитанников («Положение о ДОУ») | Обеспечение психического и психологического здоровья детей * |
Методы | Методы обучения и воспитания | Методы профилактики, диагностики, коррекции и консультирования |
Достижение цели возможно лишь в ситуации полноценного взаимодействия педагога и психолога.
*Психическое здоровье. Специалисты ВОЗ обозначили особую роль психического развития в здоровье ребенка. На этом основании ими был введен термин «психическое здоровье». Термин неоднозначен. Связывает 2 науки: психологию и медицину. Т.О. образована медицинская психология или психосоматическая медицина.
В каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и др. Нарушения в развитии психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, т.е. тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы. Т.О. основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникает тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований.
Психологическое здоровье. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья – развитие личностной индивидуальности. Психологическое здоровье относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Часто вместо термина «психологическое здоровье» употребляют – духовное здоровье.
Психологическое здоровье предполагает (по И.В. Дубровиной):
· интерес человека к жизни,
· свободу мысли и инициативу,
· увлеченность какой-либо областью,
· самостоятельность,
· уважение другого,
· разборчивость в средствах достижения цели,
· способность к сильным чувствам и переживаниям,
· осознание своей индивидуальности,
· творчество
Относительно детей, это развитие активности, самодеятельности, а не следование внешним рекомендациям. Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье ребенка предполагает внимание к его внутреннему миру, к его чувствам и переживаниям.
Основные задачи деятельности дпс.
1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2. Обеспечение индивидуального подхода на основе психолого-педагогического изучения детей;
3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Данные задачи способна решать только организованная, структурированная служба.
4. Основные виды деятельности и структура дошкольной психологической службы
Общая структура психологической службы
Министерство образования и науки РФ. Отдел службы практической психологии образования (сппо) |
Региональное управление образованием | Региональный центр службы пр. психологии |
Городское управление образованием | Городской центр службы пр. психологии |
Районное управление образованием | Районный центр службы пр. психологии |
Директор образовательного учреждения | |
Первичное звено службы (психолог в образовательном учреждении) |
Психолог в ДОУ имеет двойную линию подчинения: административную (см. слева) и профессиональную (справа).
Основными видами деятельности службы в целом, и ее первичного звена в частности, являются:
· Психопрофилактика
· Психодиагностика
· Психокоррекция (развивающая и коррекционная работа)
· Психоконсультирование.
Основные направления работы:
· Работа с детьми (все дети ДОУ, одаренные дети, дети «группы риска»)
· Работа с родителями
· Работа с педагогическим коллективом.
Психопрофилактическая работа:
· Формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития
· Создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе
· Своевременное предупреждение возможных причин нарушений в становлении личности и интеллекта.
Психодиагностическая работа:
· Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства
· Выявление индивидуальных особенностей детей
· Определение причин нарушений в развитии и обучении
Развивающая и коррекционная работа
· Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка (по результатам диагностики)
· Оказание помощи педагогам и родителям в развитии, индивидуализации воспитания и обучения детей; развитии их склонностей и способностей, саморазвитии.
Консультативная работа. Не имеет самостоятельных задач, сопровождает профилактическую, диагностическую и коррекционную деятельность психолога.
5. Проблемы функционирования дошкольной психологической службы
Проблемы можно рассматривать на нескольких уровнях (см. структуру психологической службы). Например,
1) Проблемы структурного взаимодействия звеньев психологической службы
2) Проблемы подготовки и переподготовки специалистов психологической службы
3) Проблемы актуального функционирования первичного звена психологической службы:
· «Вхождения, адаптации»
· Определения профессиональной позиции
· «Склонность к рефлексии, потребность в саморазвитии»
· «Чувство времени»
· Налаживания контакта с родителями и др.
Тема 2. Содержание деятельности психолога в дошкольном учреждении
Значение и содержание психопрофилактической работы
Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога
Содержание просветительской и консультативной работы