Тема 7. Работа с депрессивными состояниями.
ПРОГРАММА КУРСА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ
Место проведения: Архангельская областная детская библиотека им. А.П.Гайдара,
Архангельск, пр. Троицкий, 41
Тема 1. Введение: история создания ЭОТ, основные теоретические принципы. Анализ образа тела.
Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности. Пять моделей структуры психологической проблемы. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Словарь образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания. Философия метода ЭОТ.
Практическое упражнение на осознавание главных напряжений тела и эмоций. Практическая работа.
Тема 2. Эмоционально-образная терапия в работе с фобиями.
Что такое страх? Страхи реальные и воображаемые. Фобия как воображаемый страх в настоящем времени. Тревога как страх перед будущим. Страхи детские. Страхи реальные, но требующие терапии. Страхи психотические. Психологические модели, объясняющие возникновение фобий.Методы работы с фобиями в зависимости от их этиологии. Практическое упражнение: « У страха глаза велики». Практическая работа.
Тема 3. Эмоционально-образная терапия в работе с гневом.
Гнев и его функции, избыточный и неадекватный гнев. Модели происхождения гнева.Девять психологических моделей возникновения гнева. Проблема подавленного гнева и ослабления контроля над ним. Методы работы с гневом. Практическое упражнение для осознания и проработки гнева: «Знакомство с гневом». Работа в мини-группах для освоения технологии работы с гневом. Анализ затруднений работы в большой группе. Психологические и психосоматические проявления подавленного гнева. Методы безопасного высвобождения гнева в ЭОТ.
Тема 4. Эмоционально-образная терапия в работе с печалью и запретом на радость.
Печаль и жалость к самому себе. Модель родительских поглаживаний за несчастья и болезни. Факторы культуры и религии. Печаль как результат родительских предписаний. Модель манипуляции с помощью печали. Упражнение «Радость и Печаль. Кто важнее?». Упражнение «Круг радости». Практическая работа.
Тема 5. Эмоционально-образная терапия в работе с эмоциональной зависимостью
Инвестиционная теория эмоциональной зависимости. Образ как средство вернуть эмоциональные инвестиции. Примеры из практики. Эмоциональная зависимость как результат «капиталовложений». Зависимость как результат психологическиого слияния. Зависимость как черта орального характера. Упражнение «Существо в цепях». Анализ и обсуждение. Практическая работа.
Тема 6. Тревога. Страх будущего. Неуверенность в себе.
Онтогенез основных видов тревоги: оральная, сепарационная, кастрационная, экзистенциальная. Семь психологических моделей возникновения тревоги: травматическая модель тревоги; психоаналитические модели; кольцевая модель Франкла; модель родительских предписаний; самозапугивание и стремление к контролю; скандалы родителей; истерические тревоги. Методы работы с тревогой. Практическое упражнение: «Дерево» на диагностику уверенности в себе и потенциала жизненных сил. Анализ рисунков по итогам упражнения. Работа в мини-группах для освоения технологии с рисунком дерева.
Тема 7. Работа с депрессивными состояниями.
Депрессия как ответная суицидальная реакция на родительское предписание «не живи». Возможные варианты сценариев, избираемых депрессивным клиентом. «Миф о рождении» и работа с ним. Другие причины депрессии: психологическая травма, чувство вины, ощущение безвыходности. Диагностическое упражнение, выявляющее депрессивные состояния «Путешествие в мрачную страну». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов и анализ результатов. Работа в мини-группах по решению выявленных проблем. Психологические модели депрессивных состояний. Методы психологической работы с депрессивными расстройствами.
Тема 8. Стыд и вина.
Стыд и причины его возникновения, родительские предписания и «позорные» ситуации. Глубинное убеждение стыдящегося: «Я плохой». Последствия постоянного чувства стыда для жизнедеятельности личности. Последствия при подавленном стыде и вытесненном стыде. Работа в ЭОТ по избавлению от стыда. Вина как самонаказание и «тормоз» развития. Долг и вина. Вина и депрессия. Вина мнимая и истинная. Типы мнимой вины. Вина как иллюзорный способ вернуть прошлое. Вина и раскаяние. Раскаяние как истинное изменение личности и избавление от вины. Миф о рождении и его последствия. Работа в ЭОТ с чувством вины.