Самостоятельное изучение разделов дисциплины. Лекционные занятия дополняются семинарскими занятиями и различными формами самостоятельной работы студента с учебной и научной литературой
Лекционные занятия дополняются семинарскими занятиями и различными формами самостоятельной работы студента с учебной и научной литературой. В процессе такой работы студенты приобретают навыки «глубокого чтения» - анализа и интерпретации текстов по методологии и методике дисциплины.
Самостоятельная работа — одна из важнейших форм овладения знаниями. Особенно она важна в изучении исторической науки, основанной на обширных источниках и литературе. Но самостоятельная работа требует известных навыков, умения. Наибольшую пользу она приносит тогда, когда студент занимается систематически, проявляет трудолюбие и упорство. На основе самостоятельно приобретенных знаний формируются твердые убеждения студента и умение отстаивать их. А это — самое главное в овладении любой наукой.
Самостоятельная работа включает многие виды активной умственной деятельности студента: слушание лекций и осмысленное их конспектирование, глубокое изучение источников и литературы, консультации у преподавателя, написание реферата, подготовка к семинарским занятиям, экзаменам, самоконтроль приобретаемых знаний и т.д.
Организуя свою самостоятельную работу, каждый студент должен уяснить, какие основные источники следует использовать при изучении Психологии. К числу важнейших источников относятся новейшие психологические теории и развитие психологии как науки; новый практический материал, тексты речей и выступлений выдающихся ученых настоящего времени, периодические издания. По Психологии имеется обширная учебная и научная литература. Ценными пособиями являются многотомные издания по психологии, труды отдельных классиков — Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и других. В них наиболее полно и всесторонне показаны психологические процессы, формирования и развития личности человека. Большую помощь студентам окажут монографии, мемуарная литература. Как правило, их названия даются в списках дополнительной литературы к каждой теме планов семинарских занятий.
Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка к семинарским занятиям. Семинары посвящаются самым главным, ключевым темам курса. Цель занятий состоит в том, чтобы уточнить, углубить и обобщить полученные знания, научиться творчески подходить к изучению теоретических проблем. Одновременно семинары являются и формой контроля за самостоятельной работой студентов.
Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Очень важно теоретические проблемы рассматривать в связи с конкретными событиями и фактами изучаемого исторического периода, а также в связи с современностью, с сегодняшними задачами Российского государства.
Написание реферата одна из форм самостоятельной работы. Реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать) — важный вид самостоятельной деятельности студента, способствующий углубленному усвоению проблем курса, формированию навыков научно-исследовательской работы. Реферат выполняется в письменном виде. Он требует от студента теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе событий прошлого и современной общественно-политической жизни, развития навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы и правильного оформления справочно-библиографического аппарата.
Работа по написанию реферата состоит из нескольких этапов.
1. Выбор темы
Студенту предоставляется право выбрать тему самостоятельно. Главными факторами, определяющими выбор темы являются: актуальность проблемы, личные склонности студента с учетом его знаний и интересов, выявившихся в процессе обучения. Не рекомендуется брать широкую тему, т.к. она вряд ли может быть раскрыта из-за ограниченности объема реферата (10—25 страниц машинописного текста).
2. Подбор источников и литературы
К историческим источникам и литературе относятся: государственные, правительственные документы, работы ученых, сборники различных материалов, публикации в научных периодических изданиях, мемуарная литература.
Большим подспорьем при составлении списка литературы и источников может быть содержащаяся в данном пособии рекомендуемая литература к изучению соответствующих тем.
3. Изучение источников и литературы
Работу с научной исторической литературой лучше начинать с основных, обобщающих трудов, переходя затем к частным исследованиям. Особое внимание надо обратить на новую литературу.
Читая историческую литературу, необходимо рассмотреть позиции каждого из избранных авторов. В случае нескольких точек зрения нужно указать, чью из них разделяет студент и почему. Если у автора реферата сформируется своя позиция, то следует дать ее обоснование.
4. Составление плана
В плане реферата определяются структура и основное содержание. Он может быть простым и развернутым (с подпунктами). В план рекомендуется включить не более 3—4 вопросов.
5. Основное содержание реферата
Написание реферата начинается оформлением титульного листа. Затем следует план работы. С нового листа излагается содержание реферата.
Оптимальный объем реферата по Психологии — 15—25 страниц машинописного текста (через 1,5 интервала) или рукописного, но по объему равного машинописному. Почерк должен быть разборчивым и аккуратным. Реферат может быть выполнен на компьютере.
Во введении необходимо раскрыть актуальность, причины выбора данной темы, определить цели и задачи реферата, дать краткий обзор использованных источников и литературы.
Излагая текст главной части реферативной работы, следует придерживаться плана, выделять заголовками разделы. Необходимо убедительно раскрыть исторические процессы и события, аргументируя их. Рекомендуется избегать: общих положений, не подкрепленных конкретными данными; описательности, увлечения фактологией. Заслуживают одобрения работы студентов, где используется цифровой анализ, сопоставление данных и т.д. Не следует избегать постановки дискуссионных вопросов.
Вопросы плана реферата должны быть неразрывно связаны по смыслу, иметь строгую логическую последовательность.
Серьезное внимание следует уделить грамотности изложения текста. Писать надо понятно и логично, четко формулируя выводы и обобщения.
Реферат завершается заключением, в котором необходимо подвести итоги рассуждений, сделать основные выводы по теме. Они должны быть лаконичными и конкретными. Важно показать связь с современностью (если это возможно), изложить личное отношение студента к проблеме.
6. Оформление и научно-справочный аппарат
Текст реферата излагается на стандартных листах формата А4 (210?297 мм). Писать следует на одной стороне листа. Каждая страница должна иметь поля (слева 30 мм, справа — не менее 10 мм, сверху — 15 мм, снизу — 20 мм). Все страницы работы, кроме титульной, нумеруются.
При использовании компьютера, рукопись следует набирать через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер 14 пт (пунктов), при параметрах страницы: поля — 2,54 см (верхнее, нижнее, левое, правое), от края листа до колонтитулов 1,25 см (верхнего, нижнего), размер бумаги — А4.
Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные должны иметь ссылки на источники. Ссылки оформляются в соответствии с требованиями ныне действующих ГОСТов и приводятся в реферате в конце текста реферата (например: Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., Мысль, 1990. С. 39).
Ссылки на журнальные статьи делаются в таком порядке: Полунов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев — человек и политик. //Отечественная история, 2004, № 1. С. 21.
Газетные публикации оформляются следующим образом: Никитин В. В предверии выборов. //Российская газета. 1999. 17 ноября.
Каждая работа должна завершаться списком использованных источников и литературы. В него включаются публикации, имеющие методологическое значение, и специальная литература, которая используется в данном реферате. Источники и литература в списке располагаются в следующем порядке:
• официальные документы (в хронологическом порядке);
• книги, брошюры (в алфавитном порядке);
• материалы периодической печати (в алфавитном порядке);
• литература на иностранных языках (в алфавитном порядке).
Приведенные в реферате схемы, таблицы, карты, иллюстрации могут быть цветными или черно-белыми и расположены как по ходу изложения текста, так и после списка использованных источников и литературы.
Вопросы к контрольной работе.
- Предмет и задачи общей психологии
- История становления психологии как науки
- Методы исследования в общей психологии
- Основные направления психологии
- Структура психики
- Развитие психики человека
- Понятие об ощущениях и классификация ощущений
- Основные закономерности в области ощущений
- Виды восприятия
- Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
- Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
- Воображение. Виды воображения.
- Сновидения
- Теории мышления в психологии
- Типы мышления и основные виды мышления
- Природа мышления и процессы мышления
- Операции мышления
- Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
- Интеллект
- Патологии мышления
- Речь. Основные свойства речи.
- Речь и язык
- Формы переживания чувств
- Понятие о сознании и свойства сознания
- Принцип единства сознания и деятельности
- Сознание и бессознательное
- Эмоции
- Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
- Страх - так ли это плохо?
- Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
- Виды волевых действий
- Волевые свойства личности
- Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
- Память, виды и типы памяти.
- Механизмы памяти, память в системе познавательной деятельности
- Индивидуальные различия в памяти; память, как психический познавательный процесс
- Уровни проявления продуктивной памяти
- Память и проблемы ее улучшения
- Мнемические процессы
- Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.
- Индивид, индивидуальность, личность.
- Структура личности
- Биогенетическая концепция личности
- Социогенетическая концепция личности
- Теория Личности Г. Оллпорта
- Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
- Характер. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера. Характер и деятельность человека.
- Общая психологическая характеристика деятельности
- Деятельность. Виды деятельности.
- Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь психики и мозга человека
- Взаимосвязь понятий общей психологии (индивид, индивидуальность) и социальной психологии (личность, малая группа, коллектив)
- Механизмы организации движений
- Периоды развития человеческой жизни
- Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
- Эмоции в процессах мышления
- Агрессия
- Эмоциональные состояния
- Стрессы
- Мотивационная сфера личности
- Мое понимание личности
- Перцептивные образы, их особенность.