Приемы и методы психотерапии в родительских группах

Построение методики работы в родительской груп­пе во многом сходно с построением иных форм группо­вой работы. Вместе с тем для реализации специальных целей в использовании ряда приемов были расставлены специфические акценты.

Основной метод формирования группы как цело­го — интеракционный, иными словами, создание спе­цифических групповых форм и правил поведения, ак­цент на действие механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.

Значительно большее место, чем в группах иного типа, уделялось истории семьи в целом и истории жизни ребенка, воспитывающегося в данной семье.

Были разработаны специальные темы групповых об­суждений, основным содержанием которых стала про­блематика семейного воспитания и отношений с ребен­ком. Много внимания уделялось «истории воспитания» родителей в прародительских семьях.

Широко использовались игровые приемы: разыгры­вались ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситу­ации поощрения и наказания, отрабатывались некото­рые приемы общения с детьми.

В родительских группах так же, как в групповых фор­мах работы иного типа, широко использовались приемы психогимнастики и способы невербального взаимодей-

ствия. Вместе с тем эти приемы в родительской группе переосмысливались и использовались не только как спосо­бы расширения эмоциональных и перцептивных сторон общения, но и как способы взаимодействия и межлич­ностного восприятия своих детей и детей вообще.

Спецификой групповой работы с родителями явля­ются также неоднородность и особая «двойственная пред­ставленность» участников группы. Они представляют со­бой независимых участников группы с присущими им самим формами поведения, но часть из них представля­ют собой супругов, семью, поэтому методика работы так­же с необходимостью должна учитывать этот двойствен­ный характер. Групповая работа строится с отдельным пациентом, участником группы, но имеют значение и процессы, создающиеся при взаимодействии семьи с семьей. Здесь необходимо исходить из понимания паци­ента как пары, как семьи и использовать присущее каж­дой семье чувство «Мы», учитывая динамику семейной общности и семейной конкурентности в групповом про­цессе.

Приводим краткое описание примерного содержа­ния одного цикла занятий.

Занятие 1. Руководитель группы знакомит участни­ков с основными правилами функционирования группы (обращаться по имени и на «ты», открыто высказывать мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избе­гать непосредственных оценок). Члены группы представ­ляются друг другу (называют имя, возраст). В ходе заня­тия происходит уяснение и принятие групповых норм участниками, знакомство их с групповым напряжением, обмен ожиданиями от предстоящего группового опыта, первыми впечатлениями друг о друге. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем (на рациональ­ном уровне). Группа выполняет психогимнастические упражнения: изображение «дерева», «белья на веревке»,






«памятника», «резиновой игрушки», «бросания, мяча», «снежка», «брызгания водой», передачи по кругу хлоп­ков, «цветка», благодарности, чувства злости, раздраже­ния. Эти упражнения направлены на уменьшение напря­жения, активизацию и сближение группы, преодоление сопротивления отдельных участников, а также на подго­товку их к ролевым играм. Элемент психодраматизации на первом занятии был представлен заданием произнес­ти свое имя и имена своих детей (ласково; грубо). Для акцентирования чувства принадлежности к группе учас­тники выработали ритуал группового прощания.

Занятие 2. Основные темы групповых дискуссий: впе­чатления от первого занятия; индивидуальные цели уча­стия в группе; цели группы. Отрабатывались первые впе­чатления друг о друге (техника «ассоциаций», «горячий стул» — доверие к каждому участнику). Невербальные психогимнастические приемы — «движение в темноте», «восковая палочка» — и ролевая игра «Поводырь и сле­пец» были направлены на сплочение группы и знаком­ство с помощью тактильных контактов. Игра в «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру группы) и оценка эмоциональной близости группы по отноше­нию к некоторым участникам (как ее ощущает группа и сам участник) были применены в качестве вариантов открытой социометрии.

Занятие 3. Рассказ о прошлом. Дискуссии: об от­ношении к очереди, толпе; о реакции детей на игро­вые занятия; о целях группы; о роли и тактике психо­лога; о линиях притяжения и отталкивания в группе; ро­левые игры — «Мостик через ущелье», «Автобус в час «пик» — выступали имитационными моделями проблем­ных ситуаций межличностного общения участников. Пси­хогимнастические приемы: выражение своего отношения к человеку, сидящему с закрытыми глазами (тренировка невербального взаимодействия), «гравитационный стресс»

(проверка и повышение доверия в группе), «узнавание на ощупь», «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутриличностных и межличностных проблем участни­ков .и тренировка соответствующих навыков).

Занятие 4. Обсуждались следующие темы: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношении к женщине и к мужчине (одинаково ли оно?); о вежливости; о прошлых обидах. Невербальное выражение чувств к некоторым участникам было направ­лено в одном случае на демонстрацию недифференциро­ванное эмоционального отношения в группе, стиму­ляцию активности в группе, а в другом — на оказание эмоциональной поддержки и выход из напряженной для участника ситуации.

Занятие 5. Психодраматическое разыгрывание кон­фликта одной из супружеских пар (в своих ролях; поме­нявшись ролями; в том виде, в котором данная ситуация приемлема для участников) было применено в качестве вспомогательного приема в ходе групповой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разрешения кон­фликта и создания условий для обучения новым формам поведения. Обсуждались проблемы ревности у детей; вос­питательные требования к детям; отношения с собствен­ными родителями, допустимая грань откровенности меж­ду людьми.

Занятие 6. Был введен ритуал вхождения в группу для опоздавших (акцентирование принадлежности к груп­пе). Дискуссия: о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщины; об объективной правоте; о том, насколько человек может принадлежать себе после вступления в брак; «о приходящей жене»; о взаимоотношениях ребенка с посторонними взрослыми; о первичности мужчины и вторичности женщины. Ра­зыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены участника по очереди выполняют






женщины группы. Социометрические методики: осуще­ствление выбора за другого участника с последующим сравнением результатов с его собственным выбором (ди­агностика и тренировка способности к эмоциональному пониманию); выбор «семьи» из членов группы.

Занятие 7. Ритуал вхождения в группу и игра «воско­вая палочка» для отсутствовавшей участницы группы, оз­накомление ее с содержанием предыдущего занятия (ак­центирование принадлежности к группе + отработка некоторых индивидуальных проблем). Основные темы дис­куссий: впечатление от совместного занятия с детьми; о поведении детей в группе и дома; об изменениях в детях; проблема «разных интересов»; о женственности и муже­ственности; о первичности и вторичности; как должна выглядеть женщина дома; отношение к матери; отноше­ние к браку. Невербальные приемы — выражение отноше­ния прикосновением и качание — были направлены на снятие напряжения и демонстрацию групповой поддерж­ки участнице, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия.

Занятие 8. Психолог дает интерпретацию детско-ро-дительских отношений в семьях участников группы и ряд рекомендаций по воспитанию. Разыгрывается психодра­матическая ситуация. Обсуждаются темы: проблема «му­жа — отца»; должна ли жена встречать мужа. Спонтанные высказывания о том, что дала группа.

Занятие 9. Дискуссии: впечатления о детях после кри­тического игрового занятия; о допускаемой границе фан­тазии в отношениях с детьми; о пользе занятий в группе; проблема взаимопонимания между супругами; проблема «вечной занятости»; о гедонистической жизненной по­зиции; о неуверенности в себе. Для демонстрации одной из участниц неэффективности некоторых форм ее пове­дения по отношению к детям и отработки навыков ком­муникативной экспрессии был применен вариант «зер­кального» метода с элементами драматизации.

Занятие 10. Обсуждались необходимость эмоциональ­ной сдержанности в присутствии ребенка, важность для воспитания правильной женской позиции и супружес­ких отношений. Была проведена психогимнастическая разминка (напряжение — расслабление), игра в целях укрепления групповой сплоченности. Невербальный при­ем — для облегчения выражения чувств. Результаты со­циометрической игры «Центр» сравнивались с результа­тами второго занятия. Каждый участник рассказал, что ему дала группа.

В начале и в конце цикла занятий с родителями были проведены два совместных занятия родителей с детьми.

Таким образом, основным содержанием групповых занятий являлось обсуждение и психодраматическое ра­зыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного обще­ния, супружеских отношений, включая интимные, и особенностей взаимодействия с ребенком. Занятия вклю­чали также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.

Наши рекомендации