Структура общения как коммуникации. Коммуникативные барьеры.
Структура общения включает:
4. Коммуникативная сторонаобмена информацией( речь, невербалика)
5. Интерактивная сторона(взаимодействие) - обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, взаимные реакции людей друг на друга
6. Перцептивная сторона(аффектно-коммуникативная) общения означает процесс восприятия - и познания друг друга (идентификация, эмпатия, рефлексия)
Коммуникативные барьеры.
1. Информационные барьеры:
• механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; недостаток информации; информационная перегрузка; искажение информации.
2. Замещающе-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение.
3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
4. Барьеры непонимания:
• фонетическое непонимание;
• семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга.
5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны.
6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему манере аргументирования.
7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
8. Сенсорные барьеры: физические помехи; отвлекающие моменты; дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников.
9. Психологические барьеры: недоверие к собеседнику; незаинтересованность в предмете разговора; погруженность в другие дела; убежденность в собственной правоте; предубеждение; неуверенность в себе; самоуверенность; стремление настоять на своем; неумение слушать; неумение выражать свои мысли; привычка перебивать собеседника.
10. Социальные барьеры: разный статус собеседников; ролевые ожидания.
11. Организационные барьеры: передача информации сверху вниз; передача информации снизу вверх.
16. Сущность и содержание понятия «малая группа». Качественные и количественные признаки малой группы, классификация малых групп.
Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. " "Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов".
Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.
"Верхний" предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.
Классификация малых групп:
Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).
Реальные группы – реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.
Формальные группы создаются в соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и основная деятельность членов группы.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами по себе.
Референтные группы – это группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».