Задача.Снятие напряжения и отреагирование агрессии. Ход работы. 1 страница

Вариант 1. Молодые волки очень любят играть, бегая за сво­им хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это го­лова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях.

Вариант 2. Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвос­том и обнажают клыки, грозно рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре — волк, другой — зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказ­ку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой, и пони­мать аналогичные предупреждения со стороны партнера.

Вариант 3. Молодые волки (сказка «Три поросенка») тре­нируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из кар­тона по принципу карточного домика складывается дом. Задача

21

молодого волка — сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.

«Стойкий оловянный солдатик»

Задача.Обучение саморегуляции.

Ход работы.«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловян­ный солдатик на" посту, ты честно несешь свою службу, огля­нись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!»

Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г.-Х. Андер­сена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакер­ке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.

«Водный карнавал»

По возможности в сказкотерапевтические занятия могут быть включены элементы танцевально-двигательной терапии, «упакованные» в сказочный контекст. Примером такой работы может служить это упражнение. (Для детей с 4 лет.)

Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, руса­лочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки плав­ной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.

«Тень»

Задача.Снятие мышечного напряжения и развитие коор­динации (для детей с 5 лет).

Ход работы.Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, наги­бается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.

Это упражнение можно включать в занятие с использова­нием сказки Г.-Х. Андерсена «Тень».

22

«Волшебники»

Задача.Развитие эмоциональной сферы.

Ход работы.Вначале ребенку предлагаются две совершен­но одинаковые фигуры «волшебников». Его задача— дорисо­вать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания состоит в том, что ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

В заключение каждого ребенка просят изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомиму, придумать для каждо­го из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.

Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и об­судить их.

СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказ­ке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформиру­ются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказоч­ные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое коли­чество сборников со сказочными задачами, и их можно исполь­зовать для занятий.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под раз­личную проблематику.

23

«Спаслание» (по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»)

Дождь лил неделю, не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обыч­но бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем ле­жала записка.

«Это Спаслание!»— подумал Пух.

Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна, как назло, не проплывали.

Что делать Винни-Пуху?

«Лиса и тетерев» (по одноименной русской народной сказке)

Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:

— Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нын­че ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не тро­гать, а жить в мире и согласии.

Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тете­рев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

«Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)

Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однаж­ды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длин­ных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.

Что же он придумал?

Необходимо придумать как можно больше вариантов реше­ния сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них.

24

Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагно­стическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекци-онно-развивающих занятиях, направленных на развитие позна­вательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете подать в виде сказочного сюжета, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

«Семимильные сапоги» (М. Мэнделл)

Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из сво­его чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, тре­бовались только семимильные сапоги.

Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нуж­но вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семи­мильных?

(Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных са­пога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог.)

«В лесу» (М. Мэнделл)

Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:

1. Сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола.

2. Пинц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай.

3. Принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел. Кто же в тот день стрелял лучше всех?

(Принц Бэн.)

«Четверо братьев» (М. Мэнделл)

Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного — в свинью, другого — в осла, третьего — в верблюда и четвертого — в козла.

1. Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом.

2. Шариф— ни верблюдом, ни свиньей.

3. Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей.

4. Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей.

5. Омар — ни козлом, ни верблюдом.

В кого превратился каждый из братьев? (Омар— в свинью, Шариф— в козла, Ахмед— в верблю­да, Абу стал ослом.)

«Кормушки» (М. Мэнделл)

Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.

1. Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.

2. Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.

3. Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь. Кто всегда ест из одной и той же кормушки?

(Абу.)

«Друг или враг?» (М. Мэнделл)

Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к зем­лянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронав­ты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг.

— Ты тот, кто говорит правду? — спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина.

— Он скажет «да»,— заметил подошедший к ним пятнис­тый марсианин, — но он обманет.

Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый? (Ответ полосатого марсианина будет звучать одинаково.)

Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть разме­щены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

26 РАБОТА С КУКЛАМИ

Ни одно занятие не обходится без кукол. Их любят не толь­ко маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все вре­мя работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, в то время как к самодельным проявляется интерес практически всех лю­дей, оказавшихся в кабинете психолога.

Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они не требуют покупки дорогостоя­щих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического разви­тия, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.

Кукла из коробочки

Необходимые материалы.Коробочки из-под чая (250 г) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.

Ходработы. Крышка коробочки из-под чая удаляется нож­ницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, ис­ходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираются материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бума­гой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и при­клеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.

Готовая кукла, словно варежка, надевается на ручку ребен­ка. Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.

Кукла из поролоновой губки

Необходимые материалы.Губка для мытья посуды лю­бого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

27

Ходработы. Цветной шнур или лента повязывается на се­редину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», при­крепив ее к голове несколькими швами или приклеив.

Если губка двухсторонняя: с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость-злость, страх-агрессию и др.

Веерная кукла

Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказоч­ный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью родителей или психолога.

В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачива­ется — и получается кукла, с которой можно играть, разыгры­вать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказоч­ная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложен­ном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под кон­фет, на которую наклеивается название сказки.

Использование кукол в психологической практике помога­ет решить следующие задачи:

1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ре­бенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;

2) самовыражение через действия и слова куклы;

3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;

5)развитие гибкости поведения и др.

МЕДИТАЦИИ

С целью расслабления в конце занятий часто используют­ся статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.

28

Статическая медитация «Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдох­ни и выдохни...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно рас­положились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно под­нимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно бо­лее подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокой­но и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и вол­шебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно мед­ленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

(Н. Сакович)

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.

Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшеб­ном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застынь­те, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям на собственном примере).

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшеб­ной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными.

29

Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости стано­вятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

(Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.)

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула вол­шебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас— с верхней части ног и ступней. Давайте по­благодарим фею за спасение.

Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР

(Ю. С. ШИМАНОВИЧ)

Программа развития творческого потенциала

детей старшего дошкольного возраста

и младших школьников

Задачи программы:

1)развитие творческого воображения, оригинальности мышления;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

4) развитие уверенности в себе;

5) отработка механизмов саморегуляции;

6) сплочение детского коллектива. Занятия проводятся один раз в неделю.

ЗАНЯТИЕ 1. «ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА»

Задачи:

1) развитие идентификации со своим именем, формирова­ние позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) развитие произвольности поведения.

30

Необходимые материалы.Клубок ниток, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, вырезки из журна­лов, пластилин, спокойная музыка, стулья по числу детей.

Ход работы.«Доброе утро, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть. На наших занятиях мы будем много путешество­вать, фантазировать, узнаем много новых сказочных историй. Будем учиться слушать и понимать друг друга. А каждая наша встреча будет начинаться с приветствия. Сегодня мы попри­ветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку. Молодцы! А сейчас устраивай­тесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказоч­ная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрач­ны, как воздух, и серебрились переливами красочных огонь­ков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешество­вать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Пе­реливаясь разноцветными огоньками, они спускались на зем­лю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились пре­красные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче об­щаться друг с другом.

Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький чело­вечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилета­ют имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет

31

через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикоснуться к таинству имени. Вы готовы?

У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и на­звать как можно больше ласковых имен для своего товарища».

Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которо­го их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось боль­ше всего. Затем -перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не вы­берет себе ласковое имя. В процессе игры психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку». Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.

«Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную «паутинку» из наших имен. Теперь нам оста­лось только пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. В добрый путь!

(Дети по очереди перелезают через «паутинку», помогая друг другу.)

Вот мы и добрались до страны Имени и находимся в самом ее сердце. Слышите, волшебные звуки музыки уже встречают нас. Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже ваше имя, как оно выглядит? Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается?

Внимательно послушайте, что нашепчет вам музыка стра­ны Имени. В какую тайну вас посвятит. (Музыка звучит еще 1-2 минуты.)

А теперь, используя эти волшебные предметы (гуашь, ка­рандаши и т. д.), изобразите портреты ваших имен, чтобы все могли не только слышать, но и увидеть ваши чудесные имена. Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе. У вас есть 15 минут».

Включается спокойная музыка. В процессе работы детям сообщается, что осталась половина времени, одна минута, чтобы они успели завершить начатое. После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

«Вы молодцы! Вы были очень внимательными и смогли познать тайну своего имени. А сейчас пора возвращаться. Нам

32

нужно вновь пройти через «паутинку» имен. Но вначале совер­шим круг почета своим именам. (Дети проходят круг под музы­ку, держа перед собой портреты.)

Спасибо, чудесная страна, и до свидания!»

ЗАНЯТИЕ 2. «ЯЗЫК ПРИКОСНОВЕНИЙ»

Задачи:

1) развитие сенсорно-перцептивной сферы;

2) развитие произвольности поведения;

3) развитие воображения, символических представлений, креативности;

4) гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы.Жидкая гуашь, мука, соль, мас­ло подсолнечное, клей ПВА, вода, пластмассовые баночки 0,5 л, ветошь для вытирания рук, клеенка, картон прессованный, пе­редники, «волшебный мешочек» с мелкими предметами, спо­койная музыка.

Ход работы.«Доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошкой с Ва­лей. Доброе утро. Катя потрется ладошкой со Светой. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!

Ребята, я принесла вам «волшебный мешочек», в котором спрятаны предметы. Давайте отгадаем, что в нем.

(Ведущий дает каждому ребенку «волшебный мешочек», в котором спрятан какой-нибудь «волшебный» предмет (волшеб­ная палочка, зеркальце и т. д.). Дети сначала пытаются узнать предмет на ощупь, а потом вынимают его и рассматривают.)

Как вы думаете, где можно встретить эти предметы? Вы догадались. Сказочный мир такой таинственный и неповтори­мый! Все в нем становится волшебным. И сегодня мы отпра­вимся с вами в сказочную, волшебную страну. Но войти в вол­шебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него, не нарушая покоя в волшебной стране. Вы готовы? Ну что ж, тогда устраивайтесь поудобней, сегодня мы познакомимся с волшебством».

Детям предлагается занять удобное для них положение, вклю­чается спокойная музыка, дети закрывают глаза. С помощью на­правленного воображения дети попадают в сказочную страну.

33

«Вы слышите эти звуки? Сказка ждет вас. Мы отправляем­ся в путь. Глубоко вдохните, выдохните. Мы переносимся с вами в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце — на Волшебную поляну... Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы... шелестит трава... журчит ручей... Почувствуем аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба — его только что достала из печи Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протя­нем руку, то сорвем и положим в рот крупную, ароматную яго­ду и ощутим сладость спелой земляники... Шелковая трава нежно щекочет наши руки... ноги... лицо... Кто услышит при­косновение, может открыть глаза.

Дорогие путешественники, сказочная дорога привела нас в страну, жители которой совсем не похожи на нас. Они не имеют глаз, ушей, не умеют они и говорить. Как же они обща­ются друг с другом?

Оказывается, вместо ушей у них спина. А говорят они при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Мы с вами находимся в волшебной стране, поэтому и сами можем быть волшебника­ми. Давайте обернемся жителями этой страны. Ведь они нас многому могут научить, например, тому, как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару. Один превращается в Рассказчи­ка, другой— в Слушателя. Итак, дорогие Рассказчики, удобно устраивайте своих Слушателей, повернув спиной к себе».

Включается музыка. Один ребенок «рисует» на спине у другого, второй внимательно прислушивается и отгадывает, что нарисовано. Затем пары меняются местами. По окончании игры проводится обсуждение:

• Насколько верно Слушатели поняли Рассказчиков?

• Что вам помогло понять?

«Оказывается, можно общаться и понимать друг друга с помощью прикосновений. Можно так оказывать поддержку другому. Спасибо вам, сказочные жители, вы научили нас об­щаться без слов.

А сейчас, дорогие волшебники, нам пора приниматься за добрые дела. Мы будем творить Волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настрое­ние. Вы готовы приступить к работе? Тогда начнем. Вот наш сказочный поднос со всеми необходимыми вещами (на подно­се стоит мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло,

34

вода, клей ПВА). Возьмите в руки стаканчик с мукой. Давайте познакомимся с ней, размешайте ее ручками. Какая мука на ощупь? (Мягкая, холодная.) Дайте ей частичку своего тепла, вдохните в нее волшебную силу, и она станет тепленькой. У ко­го уже тепленькая? Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить. Перемешиваем. А теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все хорошенечко перемешаем (каждому ребенку на ладошку наливаем столовую ложку масла). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск. Теперь будем добавлять «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая, волшебная краска. Подру­жите воду с нашим содержимым сосуда, перемешайте хоро­шо, чтобы у нас получилась настоящая, волшебная краска. Подружите воду с нашим содержимым сосуда. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до гу­стоты сметаны). Теперь мы добавим клей ПВА, чтобы наши картины были прочными и хорошо приклеились к картону. Сно­ва хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово. Нам оста­лось придать нашей Волшебной краске цвет. Выберите себе гуашь, которая вам нравится, и добавьте немножко в краску.

Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изго­товили Волшебные краски. Это краски для всех. Давайте по­ставим ее в центр. Сейчас мы испробуем наши Волшебные краски и нарисуем нашу сказочную страну. Выбирайте себе материал, на котором будете рисовать. Внимательно слушай­те музыку и рисуйте то, что вы чувствуете».

Детям предлагается прессованный картон разного разме­ра, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками. На задание отводится 5 минут. В процессе работы детям сообща­ется, что осталось половина времени, а затем — одна минута, чтобы закончить работу.

«Какие прекрасные картины у нас получились. Они все та­кие разные, потому что и мы с вами тоже все разные. В этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. А таким людям никогда не бывает скучно вместе.

Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшеб­никами в сказочной стране. Мы учились творить Волшебные краски. Учились общаться друг с другом без помощи слов. Мы

35

получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны. А теперь пришло время возвра­щаться. Слышите, сказка провожает нас. Давайте скажем „До свидания" волшебной стране и „спасибо"».

ЗАНЯТИЕ 3. «ИГРЫ С ИЗЮМИНКОЙ»

Задачи:

1)развитие произвольного внимания;

2) развитие творческого мышления и воображения;

3) совершенствование механизмов саморегуляции; 4)сплочение группы.

Необходимые материалы.Кукла-марионетка, темная ткань, большое зеркало, ножницы, клей, фломастеры, каран­даши, восковые мелки, картон, бумага.

Ход работы.«Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Сегодня мы поприветствуем друг друга тихо, так, словно капа­ет дождик.

Ребята, что изменилось сегодня в нашей комнате? (Дети замечают, что большое зеркало закрыто тканью.) Я открою вам маленький секрет: это ворота в сказочный мир. Кто пройдет через них, тот наделяется волшебной силой и сам может тво­рить разные чудеса. Итак, я предлагаю отправиться в путь».

У зеркала детей встречает Страж сказочных ворот: кукла-марионетка. Она говорит детям:

Наши рекомендации