НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

От другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки — постижение истины, то его способ — научное исследование[7]. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе.

Типология исследования:

По сфере реализации - теоретические (методологические) исследования; - эмпирические (опытные) исследования; - теоретико-эмпирическое (большинство исследований.
По характеру - фундаментальные (теоретические) исследования - направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний; - прикладные исследования - проводятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи; - монодисциплинарные исследования - проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии); как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин; к их числу относятся исследования: генетические; в области инженерной психофизиологии; на стыке этнопсихологии и социологии; - комплексные исследования - проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности; - однофакторное, или аналитическое, исследование - направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
По целям - поисковые исследования (новые, непознанные сферы) - попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом (решение проблемы новым способом). Иногда аналогичные исследования называют исследованиями "методом тыка". Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. - критические исследования (подвергнуть сомнению) - они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. - уточняющие исследования (воспроизводящие) - их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание. - воспроизводящее исследование - цель его проведения — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны воспроизводиться другим исследователем. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые призваны проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основание всей науки, поскольку любой эксперимент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим исследователем, обладающим соответствующей компетентностью. Метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

Наши рекомендации