Техники регуляции напряжения
Вятский социально-экономический институт
Кафедра психологии
Тренинг личной эффективности (эмоциональный интеллект)
Характеристики эмоций
Поведенческий паттрен | «Позитивный ряд» | «Негативный ряд |
Приближение-удаление | Желание (интерес, возбуждение) | Отвержение (отвращение, омерзение) |
Атака-защита | Гнев(ярость, раздражение) | Страх(ужас, опасение) |
Приобретение-утрата | Удовольствие (радость, ликование) | Горе (страдание, печаль) |
Сравнительная характеристика эмоций и чувств
Эмоции (реакции) | Чувства (отношения) |
Присущи животным и человеку | Присущи человеку |
Привязаны к ситуациям и событиям | Привязаны к объектам |
Ситуативны и кратковременны | Устойчивы и длительны |
Выделяют явления, имеющие значения «здесь и сейчас» | Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость |
Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах | Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях |
Эмоции и чувства – непроизвольный психофизиологический феномен, человек не имеет выбора - переживать ему те или иные из них, и за их возникновение человек не несет ответственности.
Он до некоторой степени выбирает, переживать ли ему свое чувство во всей полноте или нет, осознавать ли свое переживание или от него отстранится; выбирает степень и форму предъявления (выражения) своего чувства и несет ответственность за его резонанс в среде.
творческая адаптация
Стимул Реакция возбуждения тревога (блокировка потребностей)
Пассивное приспособление
Физиологические реакции при расслаблении и напряжении
Физиологические показатели | Реакция напряжения | Реакция расслабления |
Сердцебиение | Повышается | Замедляется, нормализуется |
Артериальное давление | Повышается | Снижается, нормализуется |
Дыхание | Учащается | Замедляется, успокаивается |
Кровоснабжение внутренних органов | Уменьшается(кровь приливает к мышцам) | Восстанавливается |
Работа органов пищеварения | Снижается выработка пищеварительных соков | Восстанавливается |
Уровень сахара в крови | Повышается | Снижается, нормализуется |
Направленность | Виды активности | ||
Чувствование-понимание | действие | ||
Внутренняя, личная компетентность | Самосознание | Управление собой | |
Внешняя, социальная компетентность | Осознание состояния других | Формирование эффективных отношений |
Эмоциональный интеллект
• Самоосознавание – способность различать свои эмоции и осознавать свои стремления в данный момент времени.
• Управление собой – способность пользоваться осознанием своих эмоций и справляться с эмоциональными реакциями на ситуации и людей.
• Осознавание других (социальная осведомленность) – способность точно «считывать эмоции других людей» и понимать, что с ними происходит на самом деле.
• Формирование эффективных отношений – способность пользоваться осознанием как ваших собственных эмоций, так и эмоций других людей, чтобы успешно влиять на взаимоотношения.
Принятие чувств партнера
· Идентифицируйте мысли и чувства партнера, опираясь на феноменологию.
· Слушайте, устанавливая контакт глазами и повторяя высказывания партнера.
· Определите по поведению и чувствам потребность, которая блокирована.
Техники регуляции напряжения
Снижают напряжение: | Повышают напряжение: |
1. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, личностных черт) | 1. Подчеркивание различий между собой и партнером |
2. Вербализация эмоционального состояния: а) своего; б) партнера | 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего; б) партнера |
3. Проявление интереса к проблемам партнера | 3. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера |
4. Предоставление партнеру возможности выговориться | 4. Перебивание партнера |
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах | 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего |
6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее |
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации | 7. Поиск виноватых и обвинение партнера |
8. Обращение к фактам | 8. Переход на «личности» |
9. Спокойный уверенный темп речи | 9. Резкое убыстрение темпа речи |
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела | 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз |