Эластическая деформация
При вскрытии замков процедуры проводятся на расстояниях, измеряемых тысячными долями сантиметра. В пределах таких расстояний металлы ведут себя как пружины. Ничтожного усилия достаточно для сжатия, а при прекращении воздействия силы металл, подобно пружине, возвращается в исходное положение.
Рис. 7.16 – Неправильное проталкивание направляющего штифта, вызванное эластической деформацией |
Деформацию можно использовать, если Вы хотите сделать так, чтобы сразу несколько штифтов вошли в соприкосновение со стенками штифтовых отверстий. Например, вскрытие замка, штифты которого проталкиваются от переднего к заднему, происходит медленно, так как за один раз проталкивается только один штифт. Это тем более справедливо, если Вы оказываете давление только при извлечении отмычки из замка. При каждом прохождении отмычки проталкивается самый передний штифт, который соприкасается со стенкой отверстия. Требуется много прохождений, чтобы протолкнуть все штифты. Если порядок предпочтения в проталкивании штифтов не слишком строгий (т.е. ось отверстий в цилиндре слегка не совпадает с осевой линией цилиндра), Вы можете, придав цилиндру дополнительный вращательный момент, протолкнуть несколько штифтов за раз. В принципе, вращательный момент оказывает такое воздействие на цилиндр, что его передняя часть деформируется в несколько большей степени, чем его задняя часть. При придании цилиндру незначительного вращательного момента его задняя часть остается в первоначальном положении, но при значительном вращательном моменте передние штифтовые пары деформируются в достаточной степени для того, чтобы задняя часть цилиндра могла вращаться и, таким образом, задние штифты вошли в соприкосновение со стенками штифтовых отверстий. При придании цилиндру дополнительного вращательного момента одного воздействия отмычкой может оказаться достаточно для проталкивания нескольких штифтов, и замок быстро открывается. При излишнем вращательном моменте уже возникают трудности.
При придании цилиндру большого вращательного момента передние штифты и штифтовые отверстия могут деформироваться в такой степени, которая сделает невозможным правильное проталкивание штифтов. В частности, первый штифт обычно проталкивается слишком низко. На Рис. 7.16 показано, как избыточный вращательный момент может деформировать нижнюю часть направляющего штифта, и ключевой штифт не сможет дойти до линии вращения. Если первый штифт не поддается, Вы попали в такую ситуацию. Правильно протолкнутые штифты пружинят, если на них слегка нажать. Неправильно протолкнутые штифты не пружинят. Выход из такой ситуации – сильно нажать на первый штифт. Может быть, понадобится слегка ослабить вращательный момент, но если Вы ослабите его слишком сильно, то во время резкого снижения давления, оказываемого на первый штифт, уже протолкнутые штифты вернутся в исходное положение, и их надо будет проталкивать заново.
Также возможна деформирмация верхней части ключевого штифта. Ключевой штифт зажимается между цилиндром и корпусом и фиксируется. В этом случае говорят, что штифт протолкнут слишком высоко.