Теории поведения человека в организации: теории X, У и Z
Предмет «Организационное поведение» основывается на достижениях и результатах работы, как школы поведенческих наук, так и других школ. Рассмотрим их более подробно.
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором, который возглавил движение научного управления. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда и внедрил систему организационных мер, таких как:
- хронометраж – измерение каждой операции технологического процесса во времени и установление оптимальной продолжительности их протекания;
- инструкционные карточки;
- методы переобучения рабочих;
- плановое бюро;
- сбор социальной информации;
- новую структуру функционального администрирования.
Основные принципы научного управления по Тейлору состоят в следующем:
- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий;
- абсолютное следование разработанным стандартам;
- подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда;
- использование функциональных менеджеров;
- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Последователем ТейлорасчитаетсяФ. Гильбрет, который разрабатывал наилучшийметод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов, необходимые приспособления, инструкции, инструменты и т.д.
Большой успех в 20-30 г.г.имелаработаГ. Эмерсона «12 принципов производительности», считающаясяклассической работой по рационализации производства. Идеи Эмерсона базируются на следующих принципах:
- точно поставленная цель;
- здравый смысл;
- компетентная консультация;
- дисциплина;
- справедливое отношения к персоналу;
- оперативный, надежный, постоянный, полный, точный учет;
- диспетчирование;
- нормы и расписание;
- нормализация условий;
- нормирование операций;
- написанные стандартные инструкции;
- вознаграждения за производительный труд.
Основоположником административной школы управления по праву считается Файоль. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность.
Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.
Файоль разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
- разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
- власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);
- дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации; в основном результат возможностей руководства);
- единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
- единства руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей);
- подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы интересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);
- вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать рабочих на работу с отдачей);
- централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);
- цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным);
- порядок (все должны знать свое место в организации);
- равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму);
- стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
- инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);
- корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).
Из других представителей административной школы выделяют Блюмфилда, разработавшего концепцию (менеджмента персонала), или управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.
Авторы научного управления и административного подхода признавали значение человеческого фактора, однако в своих работах ограничивались изучением таких вопросов, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.
Школа человеческих отношенийзародилась в 20-30 годы 20-го века. Основной отличительной характеристикой является – перенос центра тяжести решения задач управления на человека. В ее основу положены достижения психологии и социологии – наук о человеческом поведении.
Первым, кто обратил внимание на роль личности в организации, был Р.Оуэн. Его идея состояла в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях.
Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать профессора Школы бизнеса Гарвардского университета Элтона Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, в которой есть собственные системы контроля.
Значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись, прежде всего на методах налаживания межличностных отношений, школа поведенческих наук. Она изучает поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.
Основной принцип этого подхода заключался в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Среди представителей поведенческого направления можно выделить Дугласа Макгрегора, Фредерика Херцбергера, Ренсиса Лайкерта и др.