Сравните существующие методы психологической диагностики мотивации. Сопоставьте методы изучения мотивации и расскажите об их использовании в современных исследованиях.

Мотивация в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:

· почему организм вообще приходит в состояние активности? =\ анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности.

· на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других? =\ исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

· каким образом осуществляется регуляция динамики поведения? =\ проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъекта.

Методы:

Беседа Проективные методики Опросники Эксперименты
Психоаналитическая традиция. Анализ значения симптомов – выявление конфликта, анализ сновидений, анализ оговорок. Психодинамическая традиция. Первичное интервью - структурное интервью Кернберга, направленное в том числе и на исследование основных конфликтов, отношения к проблемам и трудностям, анализ ранних воспоминаний у Адлера (базисные жизненные установки человека, оценка – жизненный стиль), Изучение анамнеза и биографий - контент-анализ, феноменологический анализ, дискурсивный анализ, нарративный анализ =\ выделение основных тем, атрибуций событий, установок, ценностей и направленности личности + исследование позиции в семье, порядка рождения   Маслоу использовал в построении своей теории о самоактуализирующейся личности анализ биографий, интервью, опрос современников и окружения Используются для изучения неосознаваемых форм психической деятельности. ПМ позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. В основе- проективная гипотеза - реакции испытуемого на малоструктурированный стимульный материал отражают его внутреннюю психологическую организацию, потребности, скрытые мотивы, чувства, конфликты и комплексы. Франк, признаки проективных методов: 1. Неопределенность (слабоструктурированность) стимула 2. Отсутствие ограничений в выборе ответов 3. Отсутствие правильных/неправильных ответов Примеры: 1) ТАТ (Мюррей). Рез-тат взаимодействия потребности и давления = тема. Цель – вычленить единую тему личности. Неопред стимул – расставить рассказ. 2) ТАТ модификация Хекхаузена – выявление надежды на успех и боязни неудачи 3) Роршах – фокус на структурные хар-ки личности, особенности афф-потребностной личности и когнитивный стиль, конфликты, защитные механизмы, направленность личности. 10 таблиц, код, что-как видит   Достоинства: сложно симулировать, глубинная диагностика, легкий выход на терапию, гибкость   Недостатки: трудоемкость анализа, чувствительность к условиям, зависимость от квалиф диагноста, возможность субъективизма, недостаточная стандартизованность-валидность-надежность Когнитивное направление. В русле мотивации достижения: локус контроля (Роттер), каузальные атрибуции (Селигман – о стилях, Деси и Райан), выученная беспомощность (Селигман), самоэффективность (Бандура), тип представления о способностях (Двек), внутренняя мотивация (Деси и Райан). Примеры: · Роттер. Опросник локус контроля 23 пары утверждений ,2 полюса. · Деси и Райан, Шкала базовых пси потребностей Деси – оценка компетентности, автономии, связанности с другими. · Опросник каузальных ориентаций. Структура: 12 вопросов — три фактора –учет автономной, внешней и безличной каузальной ориентацией. Недостатки: ограниченность предсказательной силы, ограниченность исследования когнитивного вклада Достоинство: помогают разработать план интервенции, скрининг   Гуманистическая традиция: методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонд. Шкалы: адаптация, принятие других, самопринятие, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию.   Достоинства: хорошо стандартизован, валиден, надежен, легко для специалиста.   Недостатки: д.б. рефлексия у испытуемого, необходим учет уровня образ, познават сферы. Проявление соц желательности и установок. Гештальт пси. Школа Левина. Уровень притязаний (Хоппе) – зная результат нынешний, чего планирует достичь. После успеха чаще выбирают сложнее задачи и наоборот. 14-18 заданий разной сложности. Время ограничивается исследователем, успешность определяется –успел не успел.   Деятельностный подход. 1) Божович. Методики «светофор» (время реакции на световые стимулы при разных установках индивидуалистских и коллективистских, сравнивали) и «секундомер». Недостаток: только один вид направленности изучается, может отражать не направленность, а конкретное отношение 2) Валуева – изучение значимости мотивов (мотиваторов) по регистрации вегетативных показателей эмоционального напряжения. Изменение порогов обнаружения сигналов и ЧСС как показатель значимости. 3) Савонько – модификация методики уровня притязаний. Результаты еще будут объявляться классу – изучение самооценки. Позволяет установить, что самооценка становится все более независимой от оценок окружающих и приобретает все большее значение как регу­лятор поведения с увеличением возраста учащихся.  

+ Наблюдение эмоциональных реакций на событие, поведения и последовательности поступков, форма поведения является косвенным методом оценки мотивов. Но здесь очень вероятна ошибка атрибуции

Наши рекомендации