Орази пастыря – и паства рассеется.

Часто беду может принести одна сильная личность — баламут, возмутитель спокойствия, самонадеянный выскочка. Если вы предоставите таким людям, поле деятельности, другие подпадут под их влияние. Не ждите, пока причиняемые ими неприятности будут множиться, не пытайтесь с ними договориться — они безнадежны. Нейтрализуйте их влияние, изолируя их или изгоняя. Устраните возмутителя спокойствия — и его окружение разбежится.

ЗАВОЕВАНИЕ ПЕРУ Борьба вокруг носилок [на которых несли Атауальпу, правителя государства инков] разгорелась с новой силой. Схватка становилась все более жестокой, и, в конце концов, после того как многие дворяне, защищавшие правителя, были убиты, он был низвержен. Индейского монарха грубо сбросили на землю с такой силой, что он разбился бы, если бы Писарро и кое-кто из ею офицеров не подхватили его на руки. Солдат мгновенно сорвал с его висков императорскую повязку, и несчастный правитель под стражей был препровожден в соседнее здание, где ею содержали как пленника. Теперь все попытки сопротивления были подавлены. Весть о расправе над верховным инком [Атауальпой] СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА (1) Незадолго до конца VI века до н. э. город-государство Афины одного за другим низверг целый ряд мелких тиранов, которые доминировали в политике десятилетиями. Этот порядок пришел на смену более чем столетней демократии, принесшей Афинам власть и самые славные завоевания и победы. Но, по мере того как развивалась демократия, возникла и проблема, с какой афинянам ранее не приходилось сталкиваться: как поступать с теми, кого не волновала сплоченность небольшого города, окруженного врагами, кто не трудился на общее благо и не заботился о процветании Афин, а вместо этого думал только о себе, собственных амбициях и мелких интригах. Афиняне понимали, что такие люди, если дать им волю, посеют распри и раздоры, разделят город на группировки, будут внушать тревогу, и все это вместе приведет к гибели демократии. Суровые наказания не приличествовали новому цивилизованному порядку, построенному в Афинах. Вместо них был найден другой, не такой жестокий и вполне удовлетворительный способ обходиться с согражданами, отличавшимися антиобщественным поведением. Раз в год все жители Афин собирались на рыночной плошали, и каждый, взяв глиняную табличку, остракон, писал на нем имя человека, которого, как он считал, необходимо было изгнать из города на десять лет. Если одно и то же имя оказывалось нанесенным на всех шести тысячах табличек, человека тут же изгоняли. Если никто не набирал шести тысяч голосов, десятилетнему остракизму подвергался набравший максимальное количество остраконов. Это ритуальное изгнание приобрело характер празднества — такое удовольствие все получали от возможности изба-
виться от этих раздражающих, доставляющих беспокойство личностей, которые хотели возвыситься над людьми, вместо того чтобы служить им. В 490 году до н. э. Аристид, один из величайших полководцев в истории Греции, участвовал в победном сражении против Персии при Марафоне. В мирное же время он исполнял обязанности судьи, и за свою честность и справедливость на этом поприще получил прозвище Юст — Справедливый. Но с годами отношение афинян к нему изменилось и стало неприязненным. Он был настолько безупречен, что это, как казалось окружающим, выдавало его чувство превосходства и презрения к простому человеку. Его активная позиция, настоящая вездесущность в политике Афин, стала невыносимой. Граждане устали слышать, как его называют Юстом. Они боялись, что он человек такого типа — рассудительный, но высокомерный, который в конце концов приведет к серьезным разногласиям в обществе. В 482 году до н. э., невзирая на важность бесценного опыта Аристида для ведения продолжающейся войны с Персией, они собрали остраконы и изгнали его. После того как Аристид был подвергнут остракизму, главным лицом в городе стал прославленный полководец Фемистокл. Но победы и заслуги опьянили его, так что вскоре он начал постоянно напоминать афинянам о своих воинских триумфах, о храмах, построенных им, об опасностях, которые он отразил. По его словам выходило, будто без него городу грозит гибель. И вот в 472 году до н. э. имя Фемистокла оказалось на остраконах, и город избавился от его отравляющего присутствия. Величайшей политической фигурой в Афинах V века был, без сомнения, Перикл. Хотя и ему много раз грозил остракизм, он быстро разнеслась по городу и распространилась по всей стране. Рассеялись те чары, которые еще могли собрать индейцев вместе. Каждый теперь думал только о спасении собственной жизни. воины инка, встревоженные и понимающие, что им грозит, разбежались кто куда, не дожидаясь, пока их настигнут торжествующие преследователи, ждать от которых милости не приходилось. Когда ночь, более милосердная, чем люди, раскинула над беглецами свое покрывало, рассеянные отряды Писарро стали собираться по звуку трубы на кровавую площадь Кахамарки ... 0 [Атауальпе] говорили с благоговением, подобающим не человеку, а божеству. Он не был
более правителем государства, но в нем видели некое средоточие — краеугольный камень всего политического устройства, которому предстояло развалиться на куски под своим собственным весом, после того как этот камень из основания был убран Так и случилось после казни Атауальпы. Не только то, что после его смерти трон остался незанятым, поскольку [Апшуалъпа] не оставил наследника, но то, какой была эта смерть, указало народу, что рука, куда более сильная и жестокая, чем прежде захватила скипетр и что династия Депшй Солнца навсегда ушла в небытие. Уильям X. Прескотт, «Завоевание Перу», 1847 избежал этой участи, поддерживая тесные связи с народом. Возможно, он получил в детстве урок от любимого наставника, несравненного Дамона, который превосходил всех жителей Афин умом, талантом музыканта и красноречием. Именно Аамон обучил Перикла искусству править. Но и он, в свою очередь, подвергся остракизму из-за своего высокомерия и оскорбительных манер по отношению к простым людям, вызывавшим слишком сильное негодование. Ближе к концу века жил человек по имени Гипербол. Современники описывали его как самого никчемного человека в городе. Ему не было дела до того, кто и что о нем думает, сам же он мог оболгать и оклеветать любого, кто ему не нравился. Некоторых это развлекало, но большую часть сограждан он приводил в раздражение. В 417 году до н. э. Гипербол увидел возможность настроить общество против двух ведущих политических деятелей того времени — Алкивиада и Никия. Он рассчитывал, что хотя бы одного из этих двоих удастся подвергнуть остракизму, и тогда он сам получит возможность занять его место. Задуманное им, казалось, шло как по маслу: афинянам претил вызывающий и беспечный образ жизни Алкивиада, а богатство и отчужденность Никия вызывали настороженность и неприязнь. Все указывало на то, что один из них непременно станет жертвой остракизма. Но Алкивиад и Никий — хотя в другое время они были врагами — мобилизовали все свои силы, и им удалось обратить общественное осуждение вместо себя на Гипербола. Этого невыносимого человека, убеждали они, можно было исправить, только изгнав его прочь. Прежними жертвами остракизма были люди замечательные, сильные. Наказав низкого шута Гипербола, афиняне поняли, что остракизм выродился.

Они прекратили эту практику, которая почти сто лет способствовала поддержанию мира в Афинах.

ТОЛКОВАНИЕ

Жители древних Афин обладали социальными инстинктами, не знакомыми нашим современникам. Граждане в буквальном смысле этого слова — афиняне чувствовали опасность, исходящую от асоциального поведения. Они видели, что такое поведение часто проявлялось в других формах: позиция «я лучше и праведнее всех», за которой проступает стремление навязать свои стандарты окружающим; чрезмерное тщеславие, удовлетворяемое в ущерб интересам общества; комплекс превосходства; тихое интриганство; разного рода асоциальность. Некоторые из этих типов поведения вели к созданию группировок, сеяли рознь, другие подрывали демократические устои общества, заставляя простых граждан ощущать рядом с ними собственную неполноценность и завидовать. Все это разрушительно сказывалось на благоденствии города. Афиняне не делали попыток перевоспитать людей, ведущих себя подобным образом, или как-то обособить их, или же применить по отношению к ним жестокие наказания — все эти подходы лишь привели бы к появлению новых проблем. Выход был простым и действенным: избавиться от них.

Внутри любой группы можно проследить и обнаружить источник неприятностей — несчастливого, хронически неудовлетворенного человека, постоянно стоящего в оппозиции и заражающего общество своим образом мыслей. Вы не успеваете отдать себе отчет в том, что происходит, а неудовлетворенность, инакомыслие уже расползаются. Действуйте, пока еще можно распутать узел неприятностей и понять, кто

ВОЛКИ И ОВЦЫ Однажды давным-давно волки направили к овцам посла, желая до поры до времени наладить с ними мир. «Почему, — сказали они, — мы должны всегда враждовать'? Эти злые собаки — вот кто причина всех бед; они беспрестанно лают на нас и1 этим нас раздражают. Отогилите их прочь, и тогда ничто не помешает нашей вечной дружбе и миру». Глупые овцы послушались, собак прогнали, и стадо, лишившись своих лучших защитников, стало легкой добычей для своих коварных врагов. Эзоп (VI век до н. э.), «Басни» все заварил. Прежде всего определите возмутителей спокойствия — вы их узнаете по заносчивому или повелительному виду. Обнаружив, не пытайтесь что-то в них изменить или потакать им — это только повредит делу. Атаковать их тоже не следует — ни напрямую, ни косвенно, ибо они небезопасны, агрессивны по природе и не остановятся ни перед чем, пока не уничтожат вас. Поступите по примеру афинян: избавьтесь от них, пока не поздно. Отделите их от группы, прежде чем они поднимут смуту. Не давайте им времени внести разлад и заронить тревогу или недовольство, нельзя позволить им развернуться. Пусть пострадает один ради того, чтобы остальные получили возможность жить спокойно. Когда дерево падает, обезьяны разбегаются. Китайская пословица СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА (2) В 1294 году кардиналы католической церкви собрались в Риме, чтобы избрать нового Папу. Их выбор пал на кардинала Гаэтани как человека весьма проницательного, сильного и жестокого. Такой Папа мог бы принести Ватикану огромную власть. Приняв имя Бонифация VIII, Гаэтани скоро доказал, что высокое мнение о нем кардиналов было заслуженным: все свои действия он тщательно и дальновидно планировал, а затем не останавливался ни перед чем. Придя к власти, Бонифаций быстро избавился от противников и объединил Папскую область. Европейские властители в страхе перед политикой нового Папы стали направлять к нему посланников для переговоров. Король Альбрехт Австрийский уступил папству часть территории. Все шло по плану, намеченному Бонифацием.

Один пункт не укладывался в схему — это была Тоскана, богатейшая провинция Италии. Если бы Бонифацию удалось заполучить Флоренцию, самый сильный город Тосканы, весь регион перешел бы в его руки. Но Флоренция была независимой республикой, и захватить ее было нелегко. Папе приходилось тшательно продумывать каждый свой ход.

Флоренция была поделена на две соперничающие группировки — Белых и Черных. К Белым относились семьи горожан — торговцев и купцов, только недавно получивших богатство и власть. Черные были нобили — аристократы, обладатели накопленных веками состояний. Белые были более популярны в народе, и им удавалось одерживать верх, что вызывало растущее негодование Черных. Вражда между группировками становилась все более ожесточенной.

Бонифаций решил использовать это в своих интересах: он задумал помочь Черным завладеть городом, после чего Флоренция была бы у его ног. По мере того как он изучал расстановку сил, его внимание все больше привлекал один человек, сильный соперник, Данте Алигьери, знаменитый литератор, поэт, убежденный приверженец Белых. Данте всегда живо интересовался политикой. Он страстно верил в республику и часто критиковал своих сограждан за мягкотелость. Он также был и самым красноречивым оратором в городе. В 1300 году (год, когда Бонифаций начал осуществление своих замыслов относительно Тосканы) единомышленники Данте проголосовали за избрание его на высший выборный пост в Тоскане, сделав его одним из шести приоров города. За полгода пребывания в этой должности Данте вел себя как бескомпромиссный противник Черных и противостоял всем попыткам Папы и его сторонников посеять в городе смуту.

жизнь ФЕМИСТОКЛА Так как уже и сограждане из зависти охотно верили разным наветам на Фемистокла, ему приходилось поневоле докучать им в Народном собрании частыми напоминаниями о своих заслугах. «Почему вы устаете, — сказал он недовольным, — по нескольку раз получать добро от одних и тех же людей?» Он навлек на себя неудовольствие народа также и постройкой храма Артемиды, которую он назвал «лучшей советницей», намекая этим на то, что подал городу и всем эллинам самый лучший совет, и к тому же построил этот храм близ своего дома в Мелите... Ввиду всего этого Фемистокла подвергли остракизму, К 1301 году у Бонифация созрел другой план: он призвал Карла Валуа, могущественного брата короля Франции, помочь навести порядок в Тоскане. Пока Карл продвигался по Северной Италии, а Флоренция была охвачена тревогой и страхом, Данте сразу проявил себя как человек, сумевший объединить людей. Он страстно восставал против политики попустительства захватчикам и бился изо всех сил, чтобы вооружить горожан и организовать сопротивление Папе и его марионетке — французскому принцу. Бонифацию нужно было любой иеной нейтрализовать Данте. Поэтому, наводя страх на Флоренцию приближающейся армией Карла Валуа, другой рукой он протянул оливковую ветвь — предложил переговоры в надежде, что Данте клюнет на эту приманку. И Флоренция в самом деле решила послать депутацию в Рим и постараться добиться мира. Депутацию, как легко было предсказать, должен был возглавить Данте. Кое-кто предостерегал поэта, что это уловка коварного Папы, желающего устранить Данте из города. Однако тот все же поехал в Рим, прибыв туда, когда войска французов подошли к воротам Флоренции. Он был убежден, что сумеет переубедить Папу и спасти город. Но Папа встретил депутацию грозно, нагнав, по своему обыкновению, страху на флорентийцев. «На колени передо мной! — прогремел он. — Не противьтесь моей воле! Я говорю вам искренне, что хочу только мира». Присмиревшие и напуганные властным тоном, флорентийцы слушали Папу, а тот обещал, что будет поддерживать их интересы. Он посоветовал им возвращаться домой, оставив здесь для переговоров кого-нибудь одного. Бонифаций дал понять, что этим человеком должен быть Данте. Он говорил теперь подчеркнуто приветливо, но не остав-
ляя сомнений в том, что сказанное следует считать приказом. Так получилось, что Данте остался в Риме. Пока он и Папа вели переговоры, Флоренция пала. Некому было сплотить Белых. Карл Валуа, используя финансовую поддержку Папы для запугивания и подкупа, быстро добился разобщения Белых — одни из них согласились на переговоры, другие переметнулись на противоположную сторону. Узнав об усилении позиции Черных, Папа немедленно отправил Данте из Рима. Черные приказали Данте вернуться домой, где ему предстояло узнать о предъявленных ему обвинениях и предстать перед судом. Поэт отказался. Тогда Черные приговорили его к смертной казни, которой надлежало быть приведенной в исполнение в том случае, если когда-нибудь он ступит на землю Флоренции. Данте влачил жалкую жизнь в опале, скитаясь по всей Италии, изгнанный из любимого им города. Он так и не вернулся во Флоренцию, даже после смерти. ТОЛКОВАНИЕ Бонифаций знал, что, стоит ему устранить Данте со своего пути, Флоренции не выстоять. Он разыграл трюк, старый как мир — одновременно запугивая и предлагая мир, — и Данте попался на уловку. Заманив Данте в Рим, Папа без труда справился с задачей удерживать там поэта столько времени, сколько потребовалось для осуществления его замыслов. Бонифацию был ведом один из важнейших принципов игры власти: один непокоренный, сильный духом человек может превратить покорных баранов во львов. Поэтому он устранил нарушителя спокойствия. Лишившись вожака, овцы разбрелись. Помните: не теряйте времени, нанося во все стороны удары потому, что враг вам кажется многоголовым. Найдите одну голо- чтобы уничтожить его авторитет и выдающееся положение. Так афиняне обыкновенно поступали со всеми, чье могущество они считали тягостным для себя и несовместимым с демократическим равенством. Плутарх (ок. 45— ок. 120 гг.), « Жизнеописание Фемистокла»

ву, человека, обладающего сильной волей, умом или — и это важнее всего — харизмой. Во что бы то ни стало удалите этого человека с пути: когда он будет далеко, его воздействие ослабеет. Устранение может быть физическим (изгнание, отлучение от двора), политическим (ограничение политической и финансовой поддержки) или психологическим (разобщение его с группой единомышленников с помощью инсинуаций и клеветы). Рак начинается с единственной клетки. Устранив ее, вы предупредите распространение опухоли.

КЛЮЧИ К ВЛАСТИ

В прошлом целой нацией мог управлять король с горсткой приближенных. Только элита имела доступ к власти. С течением времени власть постепенно становилась все более демократичной и расчлененной. Это, однако, порождает обычное ложное ощущение, что у группировок нет более центров власти, что власть равномерно распределена между многими людьми. В действительности, однако, власть, претерпев количественные изменения, осталась неизменной по существу. Возможно, поубавилось число могущественных тиранов, вершивших судьбы миллионов, но по сей день существуют тысячи карликовых деспотов, которые распоряжаются в своих мелких владениях, навязывая свою волю с помощью скрытых рычагов власти, харизмы и других механизмов. В каждой группе власть сконцентрирована в руках одного-двух человек, потому что это одна из тех областей, где природа человека всегда останется неизменной: люди всегда будут концентрироваться вокруг сильной личности, подобно планетам, обращающимся вокруг светила.

Пребывать в заблуждении, что подобные центры власти не существуют более, означало бы делать бесконечные ошибки, тратить впустую энергию и время и никогда не достичь цели. Сильные люди никогда не теряют времени даром. Они могут сделать вид, что верят, будто власть поделена между многими, — но между тем будут внимательно следить за ключевыми фигурами группы, у которых на руках все козырные карты. Именно от них все зависит. Если начинаются неприятности, нужно искать, что лежит в основе, и вычленить из обшей картины одну сильную фигуру, человека, которого необходимо изолировать или убрать, чтобы буря улеглась.

Доктор Милтон X. Эриксон, работая в качестве семейного психотерапевта, обнаружил, что если в семье разлад и неприятности, то неизбежно обнаруживается один человек, который является причиной этому. На своих сеансах он символически изолировал «гнилое яблоко», сажая его или ее в стороне от остальных, пусть даже всего в одном-двух метрах. Постепенно другие члены семьи начинали видеть в физически отстраненном от них человеке источник своих проблем. Если вы разобрались, кто является возмутителем спокойствия, очень важно суметь указать на это окружающим. Крайне важно осознать, кто управляет происходящим в группе. Помните: подобные люди процветают, прячась за спины других членов группы, скрывая свои подрывные действия за реакциями других. Сделайте их «работу» видимой, и они не смогут нарушать спокойствие и выводить всех из равновесия.

Ключевым элементом стратегических игр является изоляция сил врага. В шахматах вы стараетесь загнать в угол короля. В китайских шашках го задача игрока — изолировать шашки врага в тупиках, где они делаются неподвижными и бесполезными. Часто лучше изолировать врага, чем уничтожить, — вы будете выглядеть менее жестоким при равном результате, поскольку в играх власти изоляция равносильна смерти.

Наиболее эффективная форма изоляции— отделить жертву от основания ее власти. Когда Мао Цзэдун хотел исключить врага из правящей элиты, он не вступал в прямую конфронтацию с этим человеком. Он тихо и незаметно работал над тем, чтобы изолировать врага, разобщая его соратников, обращая их против него, уменьшая количество тех, кто его поддерживал. Вскоре получалось так, что человек незаметно сходил со сиены вроде бы сам по себе.

В играх власти очень важно быть на виду, присутствовать физически. Один из законов науки обольщения гласит, что следует, особенно на ранних стадиях этого процесса, постоянно встречать свой предмет или создать впечатление, что вы постоянно находитесь рядом. Если вы будете часто отлучаться, чары рассеются. У первого министра королевы Елизаветы Роберта Сесила было два основных соперника: фаворит королевы граф Эссекс и сэр Уолтер Рейли, ее прежний фаворит. Министр выдумал для них поручение, отправив обоих с миссией в Испанию. Удалив их от королевы, он добился того, что их влияние на королеву было ослаблено, и сумел обвить ее своими щупальцами, укрепившись в положении верховного советника. Из этого эпизода можно извлечь двоякий урок. Первый: ваше отсутствие при дворе прежде всего опасно для вас, и поэтому ни под каким видом нельзя покидать сиену в ответственные моменты — ваше отсутствие может символически и реально стоить вам власти. Второй: своевременное удаление со сиены соперников — сильнейший ход.

Изоляцию можно применять и с другими стратегическими целями. Если вы хотите соблазном привлечь к себе людей, бывает полезно вырвать их из привычной социальной среды. Оказавшись в изоляции, они будут более уязвимы, и ваше появление произведет удвоенный эффект. Так аферисты часто стараются вырвать свои жертвы из знакомого окружения, поместить их в непривычную обстановку, где бы они чувствовали себя неуютно. В такой ситуации люди слабеют и легче поддаются на обман. Изоляция, таким образом, может оказаться сильным инструментом подавления воли людей.

Часто можно встретить сильных, влиятельных людей, отделяющих себя от коллектива. Вероятно, власть опьянила их и заставила вообразить себя высшими существами. Возможно, они утратили навык общения с обычными людьми. Помните: это делает их крайне уязвимыми. Такого рода люди, сколь бы могущественными они ни были, легко могут лишиться всего.

Последнее: когда по пастуху наносят удар, это безмерно пугает овец. Когда Фернандо Кортес и Франсиско Писарро вели свои отряды против империй ацтеков и инков, они избежали ошибки вести бои на многих фронтах и не поддались страху, увидев несметное войско противника. Они нанесли главный удар, захватив королей, Монтесуму и Атауальпу. Огромные империи пали. Когда ушли вожди, исчез смысл жизни. Ось, вокруг которой все вращалось, исчезла, и вся конструкция рухнула. Цельтесь в лидеров неприятеля, свергайте их, а затем наблюдайте за смятением в рядах врага и используйте бесчисленные возможности, которые при этом возникают.

Образ: стадо разжиревших овец.

Не тратьте драгоценное время на попытки выкрасть одну или двух овечек, не подвергайте риску свою жизнь и здоровье, сражаясь с овчарками, охраняющими стадо. Цельтесь в пастуха. Прогоните его — и псы последуют за ним. Сразите его — и стадо разбредется; теперь вы можете перетаскать овец одну за другой.

Авторитетное мнение. «Натягивая лук — тяни изо всех сил. Выбирая стрелу — бери самую длинную. Чтобы подстрелить всадника, целься сначала в его коня. Чтобы одолеть разбойников, прежде схвати главаря. Подобно тому как соблюдаются границы государства, нужно соблюдать меру, убивая людей. Если атаку врага можно остановить, сразив одного предводителя, то к чему убивать и ранить остальных?» (китайский поэт Ау Фу, династия Тан, VIII век).

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

«Всякий урон, причиняемый человеку, должен быть облечен в такую форму, чтобы не пришлось потом опасаться его мести», — писал Макиавелли. Если вы собираетесь изолировать врага, постарайтесь, чтобы он ничего не понял и не пожелал отплатить вам той же монетой. Другими словами: применяйте этот Закон с позиции превосходства, так, чтобы вам не приходилось опасаться мести и недовольства.

Эндрю Джонсон, преемник Авраама Линкольна на посту президента США, считал присутствие Улисса С. Гранта в кабинете министров крайне нежелательным. Поэтому он изолировал Гранта, настояв на его выходе из правительства. Это возмутило великого генерала, и он ответил на насильственную меру тем, что занялся формированием республиканской партии и, победив на следующих выборах, сам стал президентом. Было бы умнее придержать человека, подобного Гранту, при себе, так он причинил бы меньше вреда; это лучше, чем вызывать у него желание отомстить. Часто полезно иметь людей на своей стороне, поближе к себе, чтобы можно было за ними приглядеть, чем сражаться с ними с риском нажить опасных врагов. Держа их под рукой, вы можете тихо заниматься ослаблением их базы, так что, когда придет время разделаться с ними, их падение совершится стремительно и жестко, а они и не поймут, что послужило его причиной.

ЗАКОН 43
Завоевывай сердца и умы окружающих

Насилие порождает реакцию, которая в конечном счете обернется против вас. Вы должны обольщать людей, чтобы они захотели двигаться в вашем направлении Соблазненный вами становится преданным слугой. Чтобы обольщать людей, нужно играть на их индивидуальных психологических особенностях и на их слабостях. Смягчите сопротивление, воздействуя на чувства, играйте на том, что людям дорого, и на их страхах. Если игнорировать сердца и умы окружающих, то они в результате вас возненавидят.

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА В конце царствования Людовика XV вся Франция, казалось, жаждала перемен. Когда внук короля, которого он избрал своим преемником, будущий Людовик XVI женился на пятнадцатилетней австрийской принцессе, французам хотелось усматривать в этом проблеск надежды. Юная невеста Мария-Антуанетта была прелестна и полна жизни. С ее появлением сразу изменились настроения двора, погрязшего в разгуле при Людовике XV. О Марии-Антуанетте с восторгом судачили даже простолюдины, которым едва ли приходилось видеть ее. У французов вызывала возмущение череда фавориток и любовний Людовика XV, они радостно готовились преданно служить новой королеве. В 1773 году, когда Мария-Антуанетта впервые торжественно проехала по улицам Парижа, восторженные толпы следовали за ее каретой с приветственными криками. «Какое счастье, — писала она своей матери, — находиться в положении, какое позволяет пользоваться всеобщим восхищением, почти не прилагая для этого усилий». В 1774 году Людовик XV скончался, и его преемник занял трон. Став королевой, Мария-Антуанетта предалась развлечениям, которые нравились ей больше всего, — заказывала и носила самые дорогие туалеты и украшения в королевстве, изобретала самые изысканные и сложные прически в истории (ее парики возвышались над головой почти на метр), один за другим устраивала роскошные праздники и балы-маскарады. За все свои капризы она не расплачивалась, широко пользуясь кредитом и не задумываясь о том, кто и когда будет оплачивать счета и велики ли долги. Любимой игрушкой Марии-Антуанетты стал Эдемский Сад в Малом Трианоне, за КИР Кир стал, обдумывать способ, как бы похитрее склонить персов к измене Аапиагу Обдумывая же, он решил, что лучше всего сделать так: записав все, что он задумал, в послании, он созвал народное собрание персов. Затем он раскрыл послание, прочитал его, объявив персам, что Астиаг назначил его военачальником. В своей речи Кир между прочим сказал: «Теперь, персы, я приказываю всем вам явиться, вооружившись серпом». . . Когда все они явились с упомянутым серпом, Кир приказал за день расчистить определенный участок земли (известная часть персидской земли площадью приблизительно 18 или 20 стадиев была покрыта колючим кустарником).
По окончании этой тяжелой работы Кир приказал на следующий день явиться снова, предварительно вымывшись Между тем он велел собрать в одно место всех коз, овец и коров своего отца, заколоть их и приготовить угощение для персидского войска. Кроме того, он приказал сделать запасы болъиюго количества вина и хлеба На следующий день, когда персы явились, Кир предложил им, расположившись на лугу, угощаться. После пиршества Кир спросил персов, какой день им больше понравился — вчерашний или сегодняшний. «Между этими. днями есть, конечно, большое различие, — ответили они, — ведь вчерашний день принес нам только невзгоды, а сегодня все прекрасно». созданием и оформлением которого она надзирала самолично. Малый Трианон был одним из версальских дворцов с прилегающей к нему рощей. Сады Малого Трианона, по замыслу архитектора, должны были выглядеть как можно более естественными, на валунах и стволах деревьев был даже мох — уложенный руками садовников. Мария-Антуанетта постаралась усилить ощущение пасторали: были наняты крестьянки, чтобы пасти и доить самых красивых коров королевства, прачки и сыровары носили крестьянские костюмы, созданные по эскизам королевы; пастушки пасли овечек с шелковыми бантами на шеях. Порой Мария-Антуанетта заходила в коровник и видела там, как нарядные девушки переливали надоенное молоко в драгоценные фарфоровые вазы, изготовленные в королевских гончарных мастерских. Королева любила проводить время, собирая цветы в лесочке возле Малого Трианона, наблюдая, как ее добрые «селяне» радостно выполняют свою «работу». Место это стало изолированным мирком, население которого составляли лишь те самые избранные пейзане. С каждой новой прихотью расходы на содержание Малого Трианона возрастали. Тем временем события в реальной Франции развивались своим чередом: голод, нищета, растущее возмущение. Даже среди придворных, равнодушных к социальным процессам, клокотало негодование — королева обращалась с ними пренебрежительно, как с детьми. Считалась она только со своими фаворитами, да и тех становилось все меньше и меньше. Но Марию-Антуанетту всё это не волновало. Ни разу на протяжении царствования она не прочитала ни одного доклада министров. Ни разу она не проехала по провинциям, чтобы попытаться привлечь людей на свою сторону. Ни разу не
вышла и к парижанам и не приняла у себя ни одной депутации от них. Она не делала ничего подобного, так как была уверена, что люди и так должны обожать ее, она же не обязана пылать к ним ответной любовью. В 1784 году королева оказалась впутанной в шумный скандал. В Европе была разоблачена сложнейшая афера: мошенники, кроме прочего, приобрели от имени Марии-Антуанетты очень дорогое бриллиантовое колье; во время судебного разбирательства особенности ее образа жизни были преданы огласке. Люди услышали о том, сколько денег она тратила на одежду, драгоценности, костюмированные балы. Королева получила прозвище Мадам Дефицит, и с тех пор она стала объектом сильнейшего недовольства. Когда она появлялась в своей ложе в опере, зрители начинали шикать. Даже придворные были настроены против нее. Ибо и им стало ясно: пока она прожигала жизнь и, не задумываясь, тратила деньги из казны, страна подошла к черте. Через пять лет, в 1789 году, произошло беспрецедентное событие истории: свершилась Великая французская революция. Королева не была обеспокоена — пусть народ немного побунтует, казалось, думала она, скоро всё утихнет и она сможет возобновить свою жизнь, полную радостей. В тот год народ отправился к Версалю, принудив королевскую семью покинуть дворец и переселиться в Париж. Это было триумфом для восставших, но у королевы появлялся шанс исправить ошибки, залечить раны, нанесенные ею людям. Однако урок не пошел ей на пользу. За время пребывания в Париже она ни разу не попыталась покинуть дворец, выйти навстречу своему народу. Ее подданные могли хоть сгнить в аду, ее это не волновало. Подхватив эти слова, Кир открыл персам все свои замыслы и сказал: «Персидские воины! Дело обстоит вот как: если вы пожелаете следовать за мною, то у вас будут и эти блага, и еще в тысячу раз больше. Если же не захотите, то вас ожидает бесконечный, подобный вчерашнему, тяжкий труд. Поэтому следуйте за мной и обретете свободу. Я рожден, как я верю, по воле богов взять на себя дело вашей свободы. Я думаю, что вы ничуть не уступаете мидянам во всем прочем и в особенности как воины. Поэтому вам следует как можно скорее отложиться от Астиага». Отныне персы обрели вождя и были рады избавлению от мидянского ига. Ведь уже давно мидийское владычество
было им ненавистно... Персы же, отложившись при Астилге от мидян, под предводительством Кира с тех пор владычествовали над Азией. Геродот (V век до н. э.), «Истории»   В 1792 году монархия была низвергнута, и королевскую чету переместили из дворца в тюрьму. На следующий год Людовика судили, признали виновным и приговорили к смертной казни. Марию-Антуанетту ждала та же участь, и ни одна душа не пришла к ней на помощь — никто из ее бывших друзей, придворных, ни один из европейских монархов (хотя, казалось бы, у кого как не у них, представителей королевских семей своих собственных государств, были все основания подстраховаться, показать, что революция не мстительна) и даже ее собственная семья в Австрии, включая брата, который теперь занимал трон. Она была парией в этом мире. В октябре 1793 года она была казнена, не выказав раскаяния и держась гордо до самого конца. ТОЛКОВАНИЕ С самого детства личность Марии-Антуанетты коверкали самым опасным образом: юной принцессой в Австрии ее безгранично баловали и льстили ей. Как будущая королева Франции девочка постоянно находилась в центре всеобщего внимания. Ей не нужно было учиться тому, как нравиться людям или доставлять им удовольствие, как общаться с окружающими и учитывать их индивидуальные психологические особенности. Ей никогда не приходилось ничего добиваться, прибегать к расчетам или хитрости, чтобы получить желаемое. И как любой, кого балуют с детства, она выросла бесчувственным монстром. На Марии-Антуанетте, как в фокусе, сошлась неудовлетворенность целой нации, она вызывала всеобщее негодование — особа, которая не прикладывает усилий, чтобы вам понравиться, не пытается улестить вас, пусть даже неискренне. И не воображайте, что она представительница ушед-

шей эпохи или что такой характер был уникален. Сегодня этот тип более обычен, чем когда-либо. Такие люди живут как бы в своем изолированном мирке — они, кажется, ощущают себя королями и королевами и уверены, что люди обязаны оказывать им внимание. Они не считаются ни с чьими интересами и особенностями, но сами требовательны и подходят к окружающим с самоуверенным напором Марии-Антуанетты. Изнеженные и избалованные в детстве, став взрослыми, они остаются инфантильными, считая, что все должны падать к их ногам и служить им. Зачарованные собственной магией, они не прилагают усилий, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих, не считая необходимым уговаривать или мягко убеждать людей в своей правоте.

В ведомстве власти такое восприятие мира губительно. Во все времена следует быть внимательным к тем, кто вас окружает, тщательно изучать и учитывать индивидуальные психологические особенности людей, думать над своими словами, подбирая те, что дойдут до сердец и умов ваших собеседников (вышестоящих и, что особенно важно, подчиненных), создавая основу для поддержки, которая может потребоваться вам в решающую минуту. Без этой основы ваша власть будет шаткой, и при малейшем колебании фортуны подданные радостными криками сопроводят ваше падение с трона.

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА

В 225 году Шу Чжугэ Лян, великий стратег и главный советник правителя древнекитайского царства Шу, обдумывал опасную ситуацию. Царство Вэй поднялось на Шу, атакуя его с севера. Еще более опасно было то, что Вэй вступило в союз с варварскими государствами к югу от Шу, которыми правил

ВЕТЕР И СОЛНЦЕ Северный ветер и солнце поспорили, кто сильнее, и решили, что победит тот, кто скорее заставит путника сбросить одежду. Ветер начал первым. Но его порывы только заставляли путника плотнее кутаться в одежду, а когда он подул еще сильнее, стало так холодно, что человек надел еще и плащ. В конце концов ветер устал возиться и передал путника солнцу. Солнце сначала немного пригрело своими лучами, так что человек снял теплый плащ. Затем оно засияло и стало так припекать, что он мало-помалу разделся и отправился искупаться в ближайшей речке. Уговоры приносят больше пользы, чем сила. Эзоп (VI век до н. э.), «Басни» вождь Миньюэ. Шу Чжугэ Лян был вынужден заниматься этой второй угрозой наступления с юга, и, не решив этой проблемы, не мог и надеяться выгнать с севера Вэй. Пока Чжугэ Лян готовился к походу на юг против варваров, один мудрый человек дал ему совет. Будет невозможно, сказал мудрей, восстановить мир в тех местах, применив силу. Ляну, возможно, удастся справиться с Миньюэ, но лишь только Лян отойдет на север, чтобы сразиться с Вэй, Миньюэ снова нападет. «Лучше завоевывать сердца, — сказал мудрей, — чем города; лучше сражаться сердцами, чем оружием. Я надеюсь, что удастся покорить сердца этих людей». — «Вы прочли мои мысли», — ответил Чжугэ Лян. Как он и ожидал, Миньюэ предпринял мощную атаку. Но Чжугэ Лян расставил западню, и ему удалось захватить значительную часть войска неприятеля и самого вождя. Однако, вместо того чтобы покарать или тем более казнить пленников, он отделил солдат от командиров, приказал снять с них кандалы, накормил всех и угостил вином, а затем обратился к ним. «Все вы честные воины, — сказал он. — Я полагаю, у каждого из вас есть родители, жены, дети, которые ждут вас дома. Они, без сомнения, льют горькие слезы над вашей участью. Я собираюсь дать вам свободу, так что вы вернетесь домой к своим семьям, к тем, кто вас любит, и утешите их». Пленные стали благодарить Ляна со слезами на глазах. После этого он послал за Миньюэ. «Если я выпущу тебя, — сказал Чжугэ Лян, — что ты будешь делать?» — «Я снова соберу свое войско, — ответил Миньюэ, — поведу его против тебя на решительный бой. Но если ты пленишь меня во второй раз, я склонюсь и признаю твое превосходство». Лян не только приказал
дать свободу Миньюэ, но и подарил ему лошадь и сбрую. Когда рассерженные этим младшие командиры поинтересовались, зачем он одарил врага, Лян ответил: «Я могу поймать этого человека без всякого труда. Я пытаюсь одержать победу над его сердцем. Когда я этого добьюсь, на юге воцарится мир». Миньюэ предпринял повторную атаку. Но его же собственные воины, с которыми Лян так хорошо обошелся, схватили его и препроводили к Ляну. Тот повторил свой вопрос. Миньюэ ответил, что потерпел поражение не в честном бою, а из-за преда-' тельства своих командиров; он снова станет драться, но уж если и в третий раз будет захвачен в плен, то обязательно признает превосходство Ляна и склонится перед ним. В течение нескольких месяцев Лян снова и снова сражался с Миньюэ, пленяя его в третий, четвертый, пятый раз. С каждым разом отряды Миньюэ были все больше недовольны им. Лян относился к ним по-хорошему, им больше не хотелось воевать с ним. Но всякий раз, когда Шу Чжугэ Лян предлагал Миньюэ сдаться, великий вождь находил для себя оправдание: ты меня перехитрил, мне не сопутствовала удача и так далее. Если ты снова меня поймаешь, обещал он, клянусь, что не предам тебя. И Лян снова позволял ему уйти. Когда он поймал Миньюэ в шестой раз, то спросил опять о том же. «Если ты поймаешь меня в седьмой раз,— ответил пленник, — я буду преданно служить тебе и никогда больше не восстану». — «Хорошо, — сказал Лян, — но если я снова поймаю тебя, то больше уже не отпущу». После этого Миньюэ и его солдаты отошли на дальнюю окраину своей земли, в провинцию У Юэ. Миньюэ был побежден Люди, которые изменяли вселенную, никогда не добивались этого, служа вождям, но добивались успеха, ведя за собой массы. Те, кто служит вождям, прибегают к интригам и добиваются только второстепенных результатов. Тот же, кто ведет за собой массы, — суть гении, преображающие облик мира. Наполеон Бонапарт, 1769— 1821  
Жизнь АЛЕКСАНДРА Намереваясь вновь сразиться с Дарием, Александр выступил, в поход... Преследование было долгим и тягостным: за одиннадцать дней его воины проехали верхом три тысячи триста стадиев, многие были изнурены до предела, главным образом из-за отсутствия воды. В этих местах Александр однажды встретил македонян, возивших на мулах мехи с водой из реки. Увидев Александра, страдавшего от жажды — был уже полдень, — они быстро наполнили водой шлем и поднесли его царю... Александр взял в руки шлем, но, оглянувшись и увидев, что все окружавшие его всадники обернулись и смотрят на воду, он возвратил шлем, не сделав ни глотка. Похвалив тех, столько раз, что у него оставалась единственная надежда: он обратился за помощью к правителю провинции У Юэ, У Ду Юэ, у которого была огромная и жестокая армия. Воины У Ду Юэ носили доспехи из плотно переплетенных стеблей виноградной лозы, вымоченных в масле и высушенных до такой твердости, что копья и стрелы не пробивали их. Объединившись с Миньюэ, правитель У Ду Юэ двинул свое несметное войско против Ляна. На этот раз великий стратег, казалось, был испуган и спешно отводил своих людей. Но на самом деле он устроил У Ду Юэ ловушку: заманил противника в тесное ушелье и поджег его с разных сторон. Когда огонь достиг солдат У Ду Юэ, их доспехи, пропитанные маслом, вспыхнули, как факелы. Все они погибли. Ляну удалось оттеснить Миньюэ и его свиту от ущелья, и тот оказался в плену в седьмой раз. После страшного кровопролития Лян не хотел даже видеть пленника. Он разговаривал с ним через посредника. «Мне приказано снова выпустить тебя на свободу, — сказал тот. — Собирай против Ляна другую армию, если сможешь, и попытайся еще раз завоевать его». Рыдая, Миньюэ упал на землю, подполз к Ляну и стал обнимать его колени, а затем простерся у его ног. «О повелитель, — плакал Миньюэ, — на тебе благодать небес. Мы, люди с юга, никогда больше не осмелимся противостоять тебе». — «Теперь ты сдаешься?» — спросил Лян. «Я, мои сыновья и мои внуки потрясены твоей безграничной милостью. Даже и теперь ты вновь даруешь нам жизнь. Я не могу не признать, что ты победил!» Лян устроил в честь Миньюэ пир, снова утвердил его на троне, вернул ему земли, которыми он владел в начале своего правления, а потом отправился на север, выведя
войско полностью, не оставив на землях Миньюэ своих солдат. Ляну больше не пришлось возвращаться на юг — в этом не было нужды: в лице Миньюэ он обрел преданного и непоколебимого союзника. ТОЛКОВАНИЕ У Шу Чжугэ Ляна было две возможности: попытаться разбить варваров на юге одним сокрушительным ударом или терпеливо и медленно, не жалея времени, склонять их на свою сторону. Большинство полководцев, силой превосходя противника, ухватились бы за первую возможность, даже не рассматривая вторую. Но тот, кто обладает истинной властью, думает о будущем: первый вариант может быть быстрым и простым, однако со временем в сердцах побежденных появляется неприязненное чувство. Их унижение порождает ненависть, они жаждут реванша. Из-за этого вам придется постоянно балансировать на краю — растрачивать энергию на то, чтобы удержать и защитить свои завоевания, становясь подозрительным и настороженным. Второй вариант, хотя и несравненно более сложный, не только приносит вам спокойствие духа, но и обращает потенциального врага в опору и поддержку. В случае конфликта или стычки отступите на шаг — не жалея времени, просчитайте все и, настроившись на эмоциональную волну своего противника, изучите его психологические слабости. Применение силы лишь ожесточит его сопротивление. В большинстве случаев ключ к разрешению ваших противоречий — это человеческое сердце. Люди, как дети, находятся под влиянием эмоций. Чтобы смягчить их и склонить на свою сторону, замените жестокость милосердием. Учитывайте затаенные страхи, обратитесь к тому, что они любят, — свобода, семья u т. д кто принес ему воду, он сказал: «Если я буду пить один, они падут духом». Видя самообладание и великодушие царя, всадники, хлестнув коней, воскликнули, чтобы он, не колеблясь, вел их, дальше, ибо они не могут чувствовать усталости, не могут испытывать жажды и даже не могут считать себя смертными, пока имеют такого царя. Плутарх (ок. 45-ок. 127 гг.), «Жизнеописание Александра»

. Когда вы их разгадаете, то на всю жизнь обретете друзей и верных союзников.

Правительства рассматривали людей только в массе, но наши люди были нестандартными, они были не формациями, а индивидуальностями... Наши королевства расположены в уме каждого человека.

«Семь колонн мудрости» Т. Э. Лоуренс

(1888-1935)

КЛЮЧИ К ВЛАСТИ

В игре власти вы окружены людьми, у которых нет других причин и стимулов помогать вам, кроме собственных интересов. И если вам нечего предложить, чтобы заинтересовать их, возможно, отношение к вам будет недоброжелательным: в вас увидят очередного конкурента или просто не пожелают тратить на вас свое драгоценное время. Преодолеть эту холодность удается тем, кто может подобрать подход к сердцу и уму незнакомца, переманить его на свою часть поля. Но большинству так никогда и не удается освоить эту игру. Встречаясь с новым для себя человеком, вместо того чтобы отступить на шаг и присмотреться к нему и его неповторимой натуре, они говорят о себе, им не терпится навязать собственную волю и свои предрассудки. Они спорят, хвастают, демонстрируют силу. Сами того не замечая, в этот момент они создают себе врага, противника, поскольку ничто так не выводит из себя, как чувство, что тобой пренебрегают, игнорируют твою личность, не хотят разобраться в твоем психологическом складе Чувство, что в вас видят лишь посредственность, вызывает негодование и желание пойти наперекор.

Помните: чтобы привлечь людей на свою сторону, прежде всего нужно найти к ним подход и мягко, незаметно сломить сопротивление. Обольщайте их обоюдоострым подходом — работайте с их эмоциями и играйте на их интеллектуальных пристрастиях. Будьте внимательны и к тому, что выделяет их среди прочих (индивидуальные психологические особенности), и к тому, в чем они похожи на всех остальных (базовые эмоциональные реакции). Метьте в основные чувства: любовь, ненависть, ревность. Если вам удастся затронуть их, они ослабят контроль, и убедить их станет много проще.

Когда Шу Чжугэ Лян захотел отговорить полководца вражеского государства от вступления в альянс с Цao Цao, заклятым врагом Ляна, он не стал живописать жестокость Цao Цao или обсуждать его моральные принципы. Лян высказал догадку, что Цao Цao тайком подбирается к красивой молодой жене военачальника. Это как гром поразило ревнивого мужа, и все мысли о союзничестве были отставлены. Мао Цзэ-дун всегда апеллировал к эмоциям народа и говорил с людьми самыми простыми словами. Сам он имел прекрасное образование, много читал, но метафоры, которые он использовал в своих речах, взывали к примитивным инстинктам, пробуждая у людей их затаенные тревоги и провоцируя всплески негативных эмоций на массовых митингах. Вместо того чтобы обсуждать практические аспекты определенной программы, он на самом примитивном, приземленном уровне описывал, как она отразится на жизни народа. Будет заблуждением думать, что такой популистский подход срабатывает только с безграмотными и непросвещенными, он действует на всех и каждого. Все мы смертны, всех страшит конец, каждый мечтает о преданной дружбе и привязанности. Веколыхните эти чувства — и вы завладеете сердцами.

Лучший способ это сделать — прибегнуть к драматичным и красивым театральным эффектам, вроде того, что проделал Чжугэ Лян, накормив и отпустив пленных, в то время как от него ожидали самого худшего. Он потряс их до глубины души и подействовал на их сердца так, как он этого добивался. Играйте на контрастах, как он: толкайте людей в пропасть отчаяния, затем дайте надежду и утешение. Когда вместо ожидаемой боли вы приносите им облегчение, их сердца оказываются в ваших руках. Собственно говоря, вы добьетесь верного успеха, доставляя людям удовольствия разного рода, так же, как если, посеяв страх, потом пообещаете или дадите зашиту.

Символичные жесты и поступки довольно часто помогают завоевывать симпатии и хорошее отношение. Так, самопожертвование — демонстрация ваших страданий, которые вы разделяете с другими, — заставит людей отождествить себя с вами, даже если ваши страдания минимальные или символические, а у них самые настоящие. Входя в группу, совершите какой-нибудь добрый поступок, подготовьте почву для более жестких действий, которые последуют.

Когда Т. Э. Лоуренс во время Первой мировой войны сражался с турками в пустынях Среднего Востока, на него снизошло озарение: ему стало вдруг совершенно ясно, что традиционная, обычная война ушла в небытие. Солдат старого образца потерялся в громадной армии того времени, им манипулировали, приказывали, обращаясь как с пешкой на шахматной доске. Лоуренс не хотел мириться с таким положением дел. Для него личность каждого солдата была целой страной, которую предстояло завоевать. Преданный, инициативный, психологически подготовленный солдат сражается с большей отдачей и более осмысленно — он личность, а не марионетка.

Ощущение Лоуренса еще более верно для нашего мира, где почти все мы чувствуем себя отвергнутыми, обезличенными, испытываем недоверие к власти. Все это делает откровенные игры власти с применением жесткости и нажима тем более непродуктивными и опасными. Вместо того чтобы переставлять на доске шахматные фигуры, добейтесь преданности и сочувствия от тех, кто на вашей стороне. Пусть они ощутят гордость и энтузиазм от того, что вы посчитали их достойными для участия в общем деле. Это не только облегчит вашу работу, но и позволит с большей легкостью обманывать их и в дальнейшем. А чтобы добиться этого, необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности каждого. Ни в коем случае не следует самоуверенно полагать, что тактика, сработавшая с одним человеком, даст хороший результат и с другим. Чтобы найти эффективный подход, сначала добейтесь, чтобы человек приоткрылся. Чем больше люди разговаривают с вами, тем больше вы узнаете об их вкусах, предпочтениях, симпатиях и антипатиях — то есть о ручках и рычагах, с помощью которых вам предстоит управлять ими.

Самый простой способ склонить окружающих на свою сторону, это продемонстрировать людям — и как можно проще и понятнее, — какую выгоду принесет им задуманное вами. Собственные интересы — самый сильный мотив из всех возможных: величие задачи может захватить ум, но когда первый всплеск возбуждения уляжется, интерес угаснет — если за этим не будет ничего, кроме размытых перспектив.

Выгода — более прочное основание. Лучше всего воздействуют аргументы внешне благородные и возвышенные, но на деле они самым неприглядным образом взывают к своекорыстным интересам. Эгоистические мотивы прикрыты, но гарантируют успех вашему делу.

Среди тех, кто лучше других владеет искусством найти подход к человеку, достучаться до людских сердец, много художников, интеллектуалов, поэтов. Это объясняется тем, что идеи легче всего передать с помощью образов и метафор. Поэтому всегда разумно иметь на своей стороне хоть одного художника, артиста или писателя, способного воззвать прямо к человеческим сердцам. Короли всегда обзаводились придворными литераторами: у Фридриха Великого был его Вольтер (пока они не поссорились и не расстались), Наполеон завоевал уважение Гёте. И наоборот, отношение Луи Наполеона к писателям, скажем, к Виктору Гюго, которого он на долгие годы изгнал из Франции, косвенно явилось одной из причин его непопулярности в народе и падения. Таким образом, опасно отвергать художников, куда лучше иметь их в союзниках и использовать их дар.

Последнее: научитесь играть с массами. Чем шире ваша поддержка, тем крепче власть. Понимая, что одна отвергнутая, разочарованная душа может послужить искрой для вспышки возмущения, Людовик XIV всегда заботился о том, чтобы обласкать каждого и внушить любовь даже самым мелким прислужникам. Вы должны постоянно завоевывать все новых союзников на всех уровнях — обязательно настанет время, когда они вам пригодятся.

Образ: замочная скважина. Люди возводят стены, чтобы не впустить вас внутрь. Никогда не вламывайтесь к ним силой — вы только натолкнетесь на все новые стены. В стенах имеются двери, ведущие к сердцам и умам, а в них есть крошечные отверстия для ключей. Загляните в замочную скважину, подберите ключ, который откроет дверь — и вы получите доступ к их душам, не прибегая к насилию и взлому.

Авторитетное мнение. «Для того чтобы склонить человека на свою сторону, необходимо, чтобы я знал его сердце, только тогда я смогу направлять свои речи точно в цель... По этой причине тот, кто хочет заручиться поддержкой правителя, должен, тщательно наблюдая, изучить его чувства, любовь и ненависть, тайные желания и страхи, прежде чем он сможет завоевать сердце господина» (Хань Фэй, китайский философ, Ш век ао н. э.)

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

У этого закона нет оборотной стороны.

Наши рекомендации