Понятие мотивации. Теории мотивации
Функция руководства и мотивации
Руководство (исполнение). Сущность управленческой
функции исполнения включает мотивацию, коммуникацию и
лидерство. Во многом успех деятельности управляющего определяется его способностью быть лидером коллектива исполнителей. Лидерство — основная составляющая успеха функции исполнения.
Управляющий знает, что даже самые совершенные планы и организационные структуры не имеют смысла, если фактическая работа в организации не выполняется. Главная задача управляющего в том, чтобы исполнитель выполнил работу с готовностью, желанием и умением. Исполнение, осуществляемое с помощью лидерства, не может быть распределено и делегировано по организации.
Функция исполнения — результат сложной деятельности лидера, умеющего мотивировать исполнителей и обеспечивать их надежной коммуникацией связей и распоряжений.
Понятие мотивации. Теории мотивации.
Ради чего люди работают? Одни стремятся к деньгам, другие – к славе, третьи – к власти, четвертые просто любят свою работу. Эти и другие обстоятельства, побуждающие человека к деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией. Мотивация дает ответ на вопрос: что сделать, чтобы люди по собственной воле эффективно трудились?
Мотивация – это одна из важнейших функций управления, представляющая собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека:
· Усилие; т.е. какие усилия готов затрачивать человек, выполняя ту или иную работу, и это зависит от того, насколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
· Старание; т.е. человек может по разному стараться, выполняя свою роль в организации.
· Настойчивость; а именно в продолжении и развитии начатого дела.
· Добросовестность; т.е. не относиться к своим обязанностям спустя рукава, безответственно.
· Направленность; указывает на то, к чему стремится работник, осуществляя определенные действия.
Сказанное позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
Главные рычаги мотивации – это стимулы и мотивы. Под стимуломобычно подразумевается материальная награда определенной формы, например заработная плата. Но материальное поощрение будет действовать только тогда, когда оно будет постоянно увеличиваться. Это доказали, в частности, японские ученые.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием.Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть – стимулирование, это одно из средств с помощью которого может осуществляться мотивирование. Мотивирование – процесс воздействия на человека путем пробуждения в нем определенных мотивов к действию.
В отличие от стимула мотивявляется внутренней побудительной силой, в основе которой лежат потребности человека: желание, стремление, жизненные цели, внутренние установки, идеалы и др.
Потребности в данном случае рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, побуждающее к действию.
Мотивационный процесс. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде 5-ти стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, т.к. в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий. Но для уяснения логики и составных частей мотивационного процесса необходимо рассмотреть все 5 стадий.
1 стадия. Возникновение потребностей. Человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Условно потребности можно разбить на 3 группы
· физиологические;
· психологические;
· социальные.
2 стадия. Поиск путей устранения потребности.Потребность создает проблемы и он начинает искать возможности устранить её: удовлетворить, подавить, не замечать.
3 стадия. Определение целей (направления) действия.Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
4 стадия. Осуществления действия.Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, необходимые для устранения потребности.
5 стадия. Устранение потребности.Человек прекращает деятельность до возникновения новой потребности.
Так как мотивация вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию, невозможно однозначно описать процесс мотивации. На основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.