Разделы дисциплин и виды занятий. Рекомендуется для направления подготовки:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(С ПРАКТИКУМОМ)
Рекомендуется для направления подготовки:
050400.62 - Психолого-педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Профиль «Психолог образования»
Москва, 2010
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель:
усвоение подходов к психологической диагностике младших школьников в рамках психолого-педагогического сопровождения общего начального образования и в связи с переходом на ФГОС ВПО.
Задачи:
1. развитие представления о психологической диагностике детей младшего школьного возраста как одного из основных видов работы психолога образования.
2. формирование готовности к самостоятельной организации диагностической работы в начальной школе, способности прогнозировать результаты.
3. отработка умений и навыков психологической диагностики различных профессиональных ситуаций начальной школы.
4. формирование навыков грамотной интерпретации получаемых диагностических данных.
5. формирование умения делать заключение на основе анализа данных диагностики психических процессов, эмоциональных состояний и условий, необходимых для дальнейшего развития ребенка.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в вариативную часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.62 - Психолого-педагогическое образование, модуль «Психология и педагогика развития детей».
· Базовыми дисциплинами для данной дисциплины являются: Психология развития, Теории обучения и воспитания, Образовательные программы начальной школы, Психолого-педагогическая диагностика, Современные информационные технологии, Общая и экспериментальная психология (с практикумом).
· Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Психологическая диагностика детей подросткового возраста, Практикум по профессиональной ориентации, Методы психологического исследования, Психолого-педагогические основы учебной деятельности, Мониторинг формирования компетенций младшего школьного возраста, Проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы, Психолого-педагогическая готовность в средней школе.
· Условия, необходимые для изучения дисциплины (требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для её изучения):
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для её изучения:
а) знать:
современное состояние начального общего образования в России; системы развивающего и традиционного обучения, типы организации учебно-воспитательной работы школы; основы педагогической психологии, психологии развития, психологии младшего школьного возраста; принципы и методы общей психодиагностики.
б) уметь:
ориентироваться в экспериментальных методах исследования, психодиагностических процедурах и в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, которые представлены в образовательном пространстве России.
в) владеть:
основами общей психодиагностики, способами анализа и проверки эффективности используемых процедур.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенция | Код |
Способность использовать в профессиональной деятельности знания о законах развития детей дошкольного и начального школьного возраста. | ОК-1 |
Способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами. | (ОК-5) |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. | (ОК-7) |
Способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий. | (ОК-8) |
Способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. | (ОПК-1) |
Готовность применять качественные и количественные методы в психологических исследованиях. | (ОПК- 2) |
Готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. | (ОПК-3) |
Готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе. | (ОПК-7) |
Способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики. | (ОПК-8) |
Готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи. | (ПКПП-2) |
Способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. | (ПКПП-3) |
Способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий. | (ПКПП-4) |
Способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка младшего школьного возраста. | (ПКПП-7) |
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
· Специфику психологической диагностики развития младшего школьника;
· Границы применения диагностического инструментария;
· Технологии оптимизации обучения, воспитания и развития младшего школьника.
б) уметь:
· самостоятельно проводить комплекс диагностических и аналитических процедур;
· самостоятельно анализировать данные исследования познавательной, личностной сфер ребенка;
· составлять карту-характеристику младшего школьника;
· формулировать рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации адаптации, развития и обучения учащихся 1 – 4 классов;
· проводить психодиагностику, учитывая особенности социокультурной ситуации развития детей младшего школьного возраста.
в) владеть:
· диагностическими и аналитическими процедурами, позволяющих реализовать ФГОС начального общего образования в общеобразовательном учреждении;
· использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе с учителями и родителями детей младшего школьного возраста;
· заявленными общекультурными и профессиональными компетенциями.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | - | ||||
Расчетно-графические работы | - | ||||
Реферат | - | ||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Анализ рекомендованной литературы | |||||
Подготовка программы диагностики и диагностического инструментария по выбранной проблеме | |||||
Проведение психодиагностики по указанной проблеме | |||||
Обработка результатов психодиагностических процедур | |||||
Составление отчета по проведённой диагностике | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
Содержание дисциплины.
5.1. Содержание разделов дисциплины:
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Современные подходы к проблеме обучения и умственного развития в младшем школьном возрасте. Психодиагностика как вид работы практического психолога. | Учебная деятельность. Причины нарушения учебной деятельности. Развитие научных понятий в детском возрасте. Основные подходы диагностики психического развития младших школьников. Основные виды и принципы диагностической работы психолога. Функции психодиагностики. |
2. | Психодиагностика восприятия и зрительно-моторной координации младшего школьника. | Требования, предъявляемые школой, к зрительно-моторной координации ребёнка и восприятию. |
3. | Психодиагностика внимания, умственной работоспособности и памяти младшего школьника. | Скоростные характеристики работоспособности школьника и точность переработки информации ребёнком. Возможные трудности в обучении детей с минимальной дисфункцией мозга. Особенности диагностики памяти и свойств внимания младшего школьника. |
4. | Психодиагностика способностей младшего школьника. | Оценка степени сформированности понятийного мышления, необходимого для успешного обучения в школе и полноценного развития ребёнка. Диагностика речи. Диагностика воображения младшего школьника. |
5. | Психодиагностика личности младшего школьника. | Личностные особенности ребенка, влияющие на процесс обучения в школе. Наблюдение как интегративный метод исследования личности младшего школьника. Изучение ценностных ориентаций и учебной мотивации. Самооценка и уровень притязаний. Саморегуляция. Рефлексия. |
6. | Технология оптимизации обучения и развития младших школьников (ТООР). | Структурные компоненты ТООР. Технология обработки и анализа результатов психологического обследования школьников Составление психологической карты-характеристики школьника на основе результатов диагностики. Использование прогностических моделей в практике консультирования и обучения учителей и родителей |
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
… | ||||||||||
1. | Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности. | + | ||||||||
2. | Методы коррекционно- развивающей работы психолога | + | + | + | + |
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | Самостоят. Работа студента | Все-го |
1. | Современные подходы к проблеме обучения и умственного развития в младшем школьном возрасте. Психодиагностика как вид работы практического психолога. | - | - | - | |||
2. | Психодиагностика восприятия и зрительно-моторной координации младшего школьника. | - | - | ||||
3. | Психодиагностика внимания, умственной работоспособности и памяти младшего школьника. | - | - | ||||
4. | Психодиагностика способностей младшего школьника. | - | - | ||||
5. | Психодиагностика личности младшего школьника. | - | - | ||||
6. | Технология оптимизации обучения и развития младших школьников (ТООР). | - | - | ||||
Трудоёмкость (часы): | - | - |
6. Лабораторный практикум:
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (часы/зачетные единицы) |
1. | Психодиагностика восприятия и зрительно-моторной координации младшего школьника. | Диагностика восприятия | |
Диагностика зрительно-моторной координации младшего школьника | |||
2. | Психодиагностика внимания, умственной работоспособности и памяти младшего школьника. | Диагностика свойств внимания и умственной работоспособности младшего школьника | |
Диагностика памяти младшего школьника | |||
3. | Психодиагностика способностей младшего школьника. | Диагностика понятийного и теоретического мышления | |
Диагностика речи | |||
Диагностика воображения младшего школьника | |||
Диагностика | |||
4. | Психодиагностика личности младшего школьника. | Изучение ценностных ориентаций | |
Диагностика учебной мотивации | |||
Диагностика самооценки и уровня притязаний. | |||
Диагностика саморегуляции | |||
Диагностика рефлексии | |||
5. | Технология оптимизации обучения и развития младших школьников (ТООР). | Технология обработки и анализа результатов психологического обследования младших школьников. Составление психологической карты-характеристики школьника на основе результатов диагностики. | |
Трудоёмкость (часы): |
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) –не предполагается.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
a. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2006.– 440 стр.Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2007.
b. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ.ред. Ю.М.Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).
c. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
d. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. Изд. 3, испр. и доп. М. 2003.
б) дополнительная литература:
1. Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. Изд. 2, доп. 2005.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. (Эл. вид)
5. Зак А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников: Оценка готовности к начальной и средней школе: Контроль развития в период 6-10 лет. М. 2007.
- Лефрансуа, Ги. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»)
- Практикум по возрастной и педагогической психологии. Авт.-сост. Данилова Е.Е. Изд. 2, 2000.
- Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. Ред. Головей Л.А. Изд. 2, доп. и перераб. 2008.
9. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Питер, 2008.
10. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. Изд. 2. М., 2008.
- Салмина Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. – МГППУ, 2006.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. – 384 с.
в) программное обеспечение :
авторские слайды, диагностические комплекты Зака А.З., Ясюковой Л.А.,
DVD, видео.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Электронная библиотека;
Интернет – ресурсы;
электронные базы.
9. Материально-техническое обеспечение:ауди -, видео- техника,мультимедийная аудитория,наличие стимульного материала диагностических методик.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Рекомендуется проведение рубежного контроля после изучения раздела 3. Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде защиты отчёта по результатам диагностики по темам 2 – 3. Для промежуточной аттестации предусмотрена защита проектов программ диагностики и по подбору диагностического инструментария для исследования выбранной проблемы и интерпретации результатов диагностических процедур.