Точность межличностных восприятий.
Конспект лекции по Г.М. Андреевой. Раздел 2 Общение и взаимодействие.
Перцептивная сторона общения.
-характеристика общения в ходе которой устанавливается взаимное восприятие личностей => взаимопонимание;
-связана с восприятием людей общающихся между друг другом;
-процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
-осуществляется процесс восприятия собеседника.
Социальная перцепция:
- характеристика социальной детерминированности восприятия.( Позже исследователи социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. )
- восприятие социальных объектов( другой человек , группа, соц.общ-ть).
Варианты социально-перцептивных процессов:
Индивид может воспринимать другого индивида (из той же\другой группы).Индивид может воспринимать другую группу в целом.=> субъект – индивид.
В социальной психологии субъект=> группа:
-группа может воспринимать одного из своих членов;
- группа в целом может воспринимать члена из других групп;
- группа воспринимает саму себя;
- одна группа воспринимает другую группу в целом.
Когда построен образ => психолог может понять образ человека( т.е. его подсознание). Перецептивная сторона общения в каком то роде строит образ и понимание партнера.
Для более точного обозначения , следует говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или – как вариант – о восприятии человека человеком).
Механизмы перцептивной стороны общения.
Человек вступает в общение всегда как личность => воспринимается и другим человеком – также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
1. Идентификация( анализ поступков и действий)
2. Эмпатия (сочувствие идентификация)
3. Рефлексия (понимание) Андреева приводит в пример общение Джона и Генриха в взаимопонимании и взаимном восприятии в видении каждого их них с точки зрения каждого.
4. Казуальная атрибуция( приписывание того или иного качества в следствии анализа поведения человека)
Эффекты межличностного восприятия.
1. Эффект ореола (воспринимаем определенного человека через определенный ореол, переносим предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие)
2. Эффект первичности и новизны( впечатления зависят от того в каком порядке предъявлялась информация о человеке, предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая»)
3. Эффект стереотипизации ( образ построенный на недостатке, неточности информации о человеке или группе)
Точность межличностных восприятий.
В процессе познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Конечно, определенную помощь могут в данном случае оказать различные личностные тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты); во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.
Способы( методы):
1. Личностные тесты( опросы)
2.Система экспертных оценок
3.Обратная связь
-нет абсолютно верных способов/
Как повысить точность восприятия:
1.Социально- психологическое просветительство
2.Метод социально-психологического тренинга. Перцептивно –ориентированный тренинг.
Межличностная аттракция.
- аттаракция (привлекательность) ;
- включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения;
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенные отношения друг к другу. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств ― от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.