Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
Для специальности
030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №9
ТЕМА: «Среднее детство»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли):
к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск
Занятие № 9
Тема: «Среднее детство».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие
Значение изучения темы
· Учебное – формирование представлений о среднем детстве, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.
· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
4. Цели обучения:
на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о среднем детстве человека, знать авторов описывавших среднее детство, уметь выделять отличительные черты среднего детства.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний(фронтальный опрос).
- Моральное развитие.
- Развитие Я-концепции, мотивационной и эмоциональной сфер.
- Формирование полных представлений о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей.
- Уточнение и усложнение Я-образов и образов других людей.
- Социальное познание: социальный вывод, понимание социальных отношений и усвоение социальных предписаний.
- Познание окружающего мира.
Основные понятия и положения темы
Основные понятия: учебная деятельность, физические изменения, школьное учение, произвольность психических процессов, внутренний план действий, наглядно-образное мышление, отвлеченное мышление, межличностные отношения, качества личности, дружба.
Младший школьный возраст- среднее детство - возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в 1-Ш (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (например, во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение - единственная ступень образования.
В младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность,которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
В этом возрасте происходят существенные физические измененияв органах и тканях тела. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительна сильные и размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя склонность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и некоторые другие черты поведения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости.
Отличие школьного ученияот других видов учебной деятельности состоит в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, посредством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (например, умение группировать материал, составлять схемы его изложения и т. д.). Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.
На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий(их выполнение в уме). Решая учебную задачу, учащийся вынужден, например, направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям и т. п. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т. е. требует внутреннего плана действий.
Произвольность психических функций и внутренний план действий - проявления способности учащихся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы.
В традиционной детской психологии принято было считать, что для детей 6-10 лет характерно лишь наглядно-образное мышление,опирающееся на конкретные представления об окружающих предметах. Это справедливо для тех детей, мышление которых формируется при начальном обучении, решающем изолированные эмпирико-прагматические задачи и выключенном из более широкой системы образования. В условиях же современной начальной школы, являющейся лишь 1-й ступенью образования и готовящей к дальнейшей учебной деятельности, у младших школьников, как показывает опыт, обнаруживаются более широкие познавательные возможности. Так, наряду с конкретно-образным мышлением у младших школьников в этих условиях формируются простейшие приемы отвлеченного мышления,вскрывающего причины наблюдаемых явлений и дающего им объяснение. Благодаря учету этого обстоятельства в программах современного начального обучения углублены теоретические компоненты знаний, усвоение которых способствует формированию у детей более широких обобщений, чем в прежней начальной школе.
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их межличностные отношениядруг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
При формировании качеств личностимладшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей.
Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.
5.3. Итоговый контроль знаний:
- ТЕСТ
1. Ведущим мотивом для большинства младших школьников выступает:
а) получение хорошей оценки
б) долг
в) ответственность
г) необходимость получить образование
2. Дети с развитой мотивацией успеха:
а) любят физкультуру, труд, рисование
б) ценят учебное содержание и школьные правила
в) ориентируются на процесс выполнения отдельных частиыу действий
г) ценят каникулы и перемены
3. Дети с развитой мотивацией избегания неудач:
а) интеллектуально активны
б) интеллектуально пассивны
в) ценят учебное содержание и школьные правила
г) не ценят учебное содержание и школьные правила
4. Компенсаторная мотивация возникает у младших школьников:
а) хорошо успевающих
б) плохо успевающих
в) у тех и других
г) в этом возрасте не возникает
5. Ведущим фактором развития произвольности поведения в младшем школьяом возрасте выступает:
а) игровая деятельность
б) учебная деятельность
в) родители
г) сверстники
Домашнее задание для уяснения темы занятия
Подробно ответьте на вопросы:
1. В чем сущность кризиса 7-летнего возраста?
2. Проведите анализ отечественных и зарубежных представлений о сущности учебной деятельности и ее роли в психическом развитии ребенка.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
- Развитие воображения и творчества в период детства.
- Понятие развивающего обучения.
- Диагностика сформированности учебной деятельности.
- Роль образовательно-воспитательный системы в развитии психики ребенка.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- обязательная
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.
2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рожденяи до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. – М., 1998. – 456 с.
3. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПи, 1996. – С. 159–160.
- дополнительная
4. Бродская, С. Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Бродская. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.
5. Немов, Р. С. Психология. Психология образования / Р. С. Немов. – Кн. 2. – М., 1994.
6. Трофимова, Н. М. Возрастная психология / Н. М. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
7. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология. Краткий курс лекций / Е. А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
- электронные ресурсы.
8. БД «MedArt»
9. БД «Медицина»
10. ЭК КрасГМУ
11. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru
12. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru
13. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru
14. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru