Осанка. Мы и другие. Мы и пространство

Когда мы говорим «позиция», то обычно подразумеваем равновесие, которое обретает человеческое тело в разных позах, чтобы с наибольшей эффективностью и наименьшими усилиями выполнять свои функции, статические или динамические. Существует много позиций, соответствующих различным сбалансированным позам. Все это разнообразие тем не менее может быть суммировано в три типичных случая.

Первый - наиболее часто встречающийся: тело замкнуто на себе, плечи и шея согнуты и наклонены вперед, грудь втянута, живот выдается вперед с очевидным увеличением естественного изгиба поясничного отдела (лордоз) и, возможно, с чрезмерной сутулостью спинного отдела (кифоз) (см. рис 19).

Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru

Во втором случае тело распрямлено, но зажато, а мускулы напряжены, с вытекающим отсюда ограничением движений головы, шеи, плеч и груди (рис. 20).

Третий пример - это правильная вертикальная позиция тела, когда таз и позвоночник сбалансированы на стабильной вертикальной линии, а шея, голова и конечности двигаются свободно, как им нужно; плечи расслаблены, человек в целом производит впечатление устойчивости (рис. 21).

Эти варианты - типичные примеры, выбранные просто для того, чтобы описать три крайних типа позиций. Стоит заметить, что люди, стремящиеся улучшить свою осанку, обычно переходят от первого ко второму типу осанки, минуя естественное положение третьего типа, поэтому большинство людей сохраняют именно первое или второе положение тела.

Я рано обнаружил, что можно легко на время исправить неправильную осанку, применяя четыре принципа объединения сознания и тела. Однако я также обнаружил, что человеку трудно сохранять правильную осанку в течение долгого времени, потому что ему свойственна тенденция к возвращению привычной осанки.

Осанка - это результат «осаночной адаптации», к которой человек пришел в итоге, не только в результате филогенетических и онтогенетических процессов, а также благодаря адаптации к окружающей среде. На нашу осанку повлияли наши взаимоотношения с окружающим миром, которые могут быть диалогом, борьбой или компромиссом. Следовательно, то, какую осанку мы будем иметь, зависит от характера этих взаимоотношений с другими и от того, какое положение мы завоевали (или приняли) в окружающем нас мире.

Три типичных примера осанки, описанных выше, являются также примерами возможных взаимоотношений с окружающим миром. Первые два примера выражают конфликтные отношения (защищенность на себе в первом случае и агрессивная защита - во втором), а третий пример означает отношения, базирующиеся на диалоге и компромиссе с окружающим миром. Первые два случая связаны с состоянием страха и отсутствием уверенности в себе, что приводит к агрессивному подходу (против себя - в первую очередь, против остальных - во вторую).

Чтобы восстановить равновесие осанки, необходимо найти безопасную Одну Точку, которая могла бы гарантировать хорошие взаимоотношения со средой. Изучение и понимание четырех принципов Ки может предложить такую безопасную Одну Точку, улучшающую наше физическое и психологическое равновесие. Для начала, достаточно научиться использовать один-единственный принцип, чтобы достигнуть чувства спокойствия и стабильности. Если, например, вы опробуете тест на удержание Одной Точки (как показано на рис. 1 и 2), удержать равновесие вам будет довольно легко. Но если вы возьметесь за более трудные уровни тестирования, когда партнер старается захватить и отвлечь ваше внимание, трудно будет пройти тест при неправильной осанке. Тренируясь в додзё, вы часто можете пройти тест, но как только вы уходите из додзё и оказываетесь в иных окружениях и ситуациях, вы чувствуете себя слабым и неуравновешенным, вас мучает чувство покинутости и напряжения во всем теле. Вы всегда должны помнить про взаимоотношения с окружающим пространством. Это гораздо важнее, чем взаимоотношения с другими людьми. В предыдущем тесте ситуация менялась, когда менялось отношение партнера. Если не концентрировать внимание на партнере, проводящем проверку, то вы сможете сохранять ясное восприятие окружающего пространства и не двигаться, каково бы ни было применяемое давление.

Попробуйте повторить тест в той же позе, но при усилившемся боковом давлении на плечо. Вы легко сдадитесь и, поддавшись давлению, сдвинетесь. Теперь вытяните руки и кисти в стороны, воображая, что касаетесь пальцами стен по бокам. В процессе теста, когда партнер будет толкать или тянуть вас, вы не сдвинетесь (рис. 22). Если вы и дальше будете сохранять это ощущение контакта с пространством (стенами), то после того, как ваши руки вернутся в естественную расслабленную позицию вдоль туловища, вы по-прежнему сможете пройти тест, даже если на вас будет оказано ощутимое давление. В результате теста, когда вы его пройдете, вы обнаружите себя в позе, близкой к идеальной, поскольку ваше сознание будет теперь иметь хорошие взаимоотношения между большим пространством и Одной Точкой. Эффективность этого теста очевидна, если применить его к людям, склонным к осанке первого типа (см. рис. 19) и не очень в себе уверенным. Когда их сознание входит в контакт с пространством (стенами комнаты, например), тело естественным образом раскрывается, как пустой воздушный шар, наполняющийся воздухом. Самое удивительное здесь то, что во время контакта даже выражение лица человека меняется: оно может стать удивленным, веселым, внимательным или умиротворенным.

Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru

Теперь можно сформулировать новый принцип, как единый элемент синтеза четырех принципов Ки- «расположите Одну Точку в центре пространства». Физиологически это означает оптимизацию нашей внутренней системы тела, цель которой - сбор приходящей из внешнего мира информации об осанке. Она действует через нервные окончания (проприоцепторы) мускулов, сухожилий и суставов, связанные с нервными клетками внутреннего уха, где контролируется равновесие. Внешняя информация идет от проприоцепторов через позвоночник к мозгу, который в конечном счете и контролирует мускулы с помощью постоянной адаптации к их тонусу; так поддерживаются осанка и равновесие.

«Расположение Одной Точки в центре пространства» означает глобальное расширение нашего уровня восприятия, без заострения внимания на чем-либо или ком-либо. Это вопрос вступления в контакт не только с другими людьми, но и с расширяющимся пространством и всем его содержимым.

5) Фудошин: сознание, которое нельзя поколебать

Фудошин - это общеизвестный термин в боевых искусствах. Это слово означает сознание, которое нельзя сдвинуть, и представляет собой состояние психофизической интеграции, при котором сознание столь чисто, что мы можем использовать весь свой потенциал.

«Истинное Фудошин - это не жесткое, неподвижное состояние сознания, - пишет мастер Тохеи, - а состояние стабильности, порождаемое быстрым движением; другими словами, это - состояние идеального физического и духовного равновесия, порождаемое бесконечным движением, быстрым настолько, что его невозможно заметить. Это движение сконцентрировано в Одной Точке в низу живота. Что бы мы ни установили в Одну Точку, мы можем почувствовать Фудошин»*. То есть существует тесная связь между Фудошин и расположением Одной Точки в центре пространства. Можно сказать, что Фудошин существует, когда мы можем до предел а увеличить наш уровень восприятия, а это возможно, как уже говорилось, когда существуют хорошие взаимоотношения между нами и пространством, а наше сознание свободно и спокойно.

* К. Тохеи. Высказывания о Ки, Ки Но Кенкюкай. Токио: Штаб-квартира, 1978, с. 14.

Чтобы лучше понять состояние Фудошин, мастер Тохеи изложил пять следующих принципов, которые вы можете принять к сведению как совет и проверить Ки-тестированием.

Пять принципов Фудошин

Фудошин - это не неподвижное сознание, а сознание, порожденное бесконечно малым движением

Этот принцип тесно связан с содержанием следующего параграфа: Ки-медитация. Чтобы осознать важность концепции «бесконечно малого движения», попробуйте провести следующий тест: позвольте вашей руке свободно качаться вдоль туловища, а потом внезапно остановите ее. Если кто-нибудь попробует поднять ее, как в тесте, где вес был внизу, она легко поднимется, и вы можете потерять равновесие.

Теперь попробуйте еще раз, но попытайтесь остановить руку не сразу, а постепенно, уменьшая вдвое амплитуду раскачивания, которое не кончается, а продолжается бесконечной серией едва заметных движений. Когда тест будет закончен, вы будете необычайно стабильны, а рука не шелохнется.

Сознание в состоянии Фудошин похоже на крутящуюся вертушку, которая стремительно вращается, в то время как центр ее стабилен и спокоен.

Сознание не должно ни на чем концентрироваться, оно должно оставаться свободным

Этот принцип напоминает мне о Миямото Мусаси, который в своей Горин-но-сё (Книге пяти колец), рассуждая о| направлении взгляда, пишет: «Внимание в борьбе требует, чтобы взгляд охватывал все вокруг. Самое важное, что кан (видеть суть вещей) и кен (видеть вещи, получая поверхностную информацию от органов чувств) следуют друг за другом. Также важно видеть то, что происходит по сторонам, не двигая глазами»*.

*М. Мусаси. Горин-но-сё. Перевод на итальянский язык. Милан: Мондадори,1993.

Чтобы лучше понять второй принцип, попробуйте такой тест: в положении стоя попросите партнера подойти и встать на определенном расстоянии сбоку от вас. Если вы направите взгляд на какую-то точку перед собой, вам трудно будет увидеть что-либо, кроме этой точки. Попробуйте еще раз, глядя в том же направлении, но концентрируя внимание вокруг себя, и вы сможете увидеть все (вокруг), не двигая глазами. Вы также сможете увидеть все движения своего партнера и любые другие детали того места, где находитесь.

Сознание должно действовать в правильный момент и правильные образом

Чтобы понять этот принцип, повторите последний тест с двумя партнерами. Они должны стоять по бокам от вас, по одному справа и слева. Пусть они неожиданно двинутся к вам, симулируя атаку кулаком. Вам придется воспринять эту атаку и избежать ее. Если, как в предыдущем примере, ваше сознание способно расширить свое видение на всю территорию обзора, не останавливаясь на кулаках двух партнеров, тогда вы сможете воспринять их намерение и совершить действие, чтобы избежать атаки вовремя. Если же вы не сможете сделать этого, партнеры окажутся быстрее и будут возле вас прежде, чем вы успеете пошевелиться.

Сознание, делающее тело стабильным

В учении мастера Тохеи мы часто встречаем идею Фудошин, создающего Фудотаи, то есть непоколебимое сознание, передающее это свойство телу Здесь все зависит от уровня восприятия, достигнутого с помощью вашей способности помещения Одной Точки в центр пространства. Давайте проверим это следующим тестом: расслабленно встаньте в удобную позицию и раскачайте руку, как показано на рис. 23. Если вы внезапно остановите ее, будет трудно пройти тест и сохранить равновесие с рукой, которую нельзя сдвинуть давлением снизу. Теперь повторите это же упражнение, увеличивая внимание без концентрации на чем-либо конкретном, достигая состояния глобального восприятия, как в тесте, описанном в предыдущей главе, где руки касались стен. Теперь тело и руку действительно невозможно сдвинуть (см. рис. 24). Чтобы научиться удерживать равновесие даже после быстрого движения, необходимо достигнуть высшего восприятия пространства. На самом деле, сознание двигает тело, но только хорошее восприятие пространства позволяет нам остановить тело без колебания.

Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru

Сознание, которое видит движение всей Вселенной Этот последний принцип является суммой всех остальных, поскольку представляет состояние ментального спокойствия, когда внимание настолько распределено, что можно воспринимать все движения в окружающем пространстве. Для достижения этого состояния может оказаться полезной Ku-медитация, которая будет описана в следующем параграфе.

Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru

Ки-медитация

Практика Ки-медитации особенно полезна для координации сознания и тела и развития сознания, которое может контролироваться в любой ситуации. Более того, это интересный метод воспитания силы воли, получения, хотя и бессознательно, «Одной Точки как центра пространства» и увеличения способности восприятия.

Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru Чтобы заниматься ею, в первую очередь нужно сесть в сбалансированной и удобной позиции, соблюдая четыре принципа объединения сознания и тела. Сидя в позиции сейза (на коленях, см. рис, 25) или скрестив ноги (лучше подложив подушку), необходимо проверить с помощью обычного теста, можете ли вы сохранять Одну Точку и оставаться полностью расслабленным, удерживая вес внизу.

Однако, если вы попробуете на несколько секунд закрыть глаза и не сможете при этом сохранить равновесие, значит. Одна Точка у вас находится уже не в центре, а со знание потеряло контакт с пространством.

Теперь, перед тем как закрыть глаза, попробуйте осмотреться в пространстве, окружающем вас, как описано выше, то Осанка. Мы и другие. Мы и пространство - student2.ru есть периферийным зрением. Возможно, закрыв глаза, вы на несколько минут сохраните зрительный образ окружающего пространства (например, комнаты). Тогда попробуйте представить, что это пространство уменьшилось наполовину, потом еще наполовину, и так далее, пока оно не станет просто Одной Точкой. Поскольку точка не имеет измерений, вы должны будете продолжать представлять это деление на половины бесконечно.

Первая стадия практики Ки-медитации называется Шу Чу Хо или Той Тсу Хо и заключается в упражнении по концентрации на Одной Точке в целях достижения постоянного контакта с окружающим пространством. Сознание не должно концентрироваться на Одной Точке или чем-нибудь другом, а должно просто воспринимать центральность Одной Точки по отношению к бесконечному пространству (см. рис. 26).

Если вы приостановитесь на этой стадии концентрации на Одной Точке, возможно, вы обнаружите, что сидите согнувшись вперед, с опущенной головой, словно собираетесь упасть. Следовательно, необходимо перейти к следующей стадии расширения, называющейся Какудай Хои заключающейся в противоположном процессе: от бесконечно маленькой Одной Точки к внешнему пространству, ко Вселенной.

На этих двух стадиях важно отделять идею концентрации от идеи фиксации, убирая напряжение, ассоциирующееся с первой стадией, и «распыление» во второй.

Между этими двумя стадиями находится полное спокойствие, когда вы «ничего не делаете» или «успокаиваете волны сознания», не пытаясь «думать», но и не избегая мыслей, поскольку избегнуть их невозможно. Невозможно «ничего не делать»: если пытаешься не думать - это ведь тоже занятие. Таким образом, вместо попытки остановить мысли, дайте им свободно развиться, собраться и исчезнуть, не завися от них, позволяя цепочке ассоциаций следовать их направлению; участвуйте в этом процессе в качестве отстраненного наблюдателя, бесстрастно, не позволяя им разрушить ваш покой.

Если появятся какие-то серьезные проблемы, вы сможете посмотреть на них спокойно, обретя возможность найти решение без особых волнений. Это практика, освобождающая сознание от столпотворения мыслей и дающая возможность взглянуть на мысли очень четко, в состоянии медитативного созерцания, результатом которого является ощущение большой легкости, словно вы парите в воздухе, не чувствуя веса своего тела на земле.

Наши рекомендации