Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Общий психологический практикум

Направление подготовки

37.03.01 «Психология»

Профиль подготовки

Психолог в социальных практиках

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очно-заочная

Томск – 2015

Код и наименование дисциплины (модуля)

Общий психологический практикум

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«Общий психологический практикум» осуществляется во втором семестре, по мере появления у слушателей образовательного опыта в высшей школе и одновременно актуализации потребности в освоения образовательного пространства университета, разных форм образовательной деятельности, определения норм, задач обучения. Дисциплина «Общий психологический практикум» является важным компонентом базовой составляющей профессионального цикла в структуре базовой профессионально-психологической подготовки на факультете и входит в состав обязательных дисциплин. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения студентами педагогических дисциплин, прохождения педагогической и профессиональной практики.

3. Год/годы и семестр/семестры обучения.

1 год обучения, 2 семестр

4. Входные требования для освоения дисциплины«Общий психологический практикум». Обучающийся, приступивший к освоению данной дисциплины, должен:

знать:

основные тенденции развития психологической науки;

уметь:

осуществлять отбор материала, характеризующего достижения психологической науки с учетом специфики направления подготовки;

владеть:

методами и технологиями межличностной коммуникации, навыками публичной речи.

5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, из которых 12 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (2 часов – занятия лекционного типа, 10 часов – практические занятия), 8 часов – групповые консультации, 8 индивидуальные консультации, 44 часа составляет самостоятельная работа обучающегося.

Формат обучения

Очно-заочный

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень (этап) освоения) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОК-7, I уровень З (ОК-7) - I
ПК-6, III уровень У (ПК-6) –III З (ПК-6) –III
ПК-7, III уровень У (ПК-7) –III З (ПК-7) –III
ПК-10, II уровень У (ПК-10) –II З (ПК-10) –II

Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности

Наименование разделов и тем Всего (час.) Контактная работа (час.) Самостоятельная работа (час.)
Лекции Практические занятия
1. Введение в проектирование образовательной деятельности
2. Построение образовательного пространства -
3. Проектирование образовательного профиля -
4. Формулирование проектной разработки -
Итого

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).

Для самостоятельной работы обучающихся рекомендуется список дополнительных источников литературы.

1. Лобок А.М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – С. 349–374.

2. Муравьева О.Н. Стратегии обучения в структуре коммуникативной компетентности: Учеб. – Томск: ТГУ, 2003. – 118 с.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3.

Помимо представленных источников, студенту рекомендуется работа с удаленными ресурсами (Российская государственная библиотека, Электронная библиотека: библиотека диссертаций), а также работа с научно-практическими периодическими изданиями, входящих в перечень ВАК («Сибирский психологический журнал», журнал «Психологическая наука и образование», журнал «Культурно-психологическая психология», «Вопросы психологии»).

10. Форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств, включающий:

Перечень компетенций выпускников образовательной программы, в формировании которых участвует дисциплина (модуль), и их карты

а) ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию». Бакалавр должен:

знать:

содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности, З (ОК-7) – I.

б) ПК-6 «Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности». Бакалавр должен:

уметь:

оформить заявку, проект, отчет, публикацию по постановке и решению исследовательской или практической задачи, У (ПК-6) –III;

знать:

актуальные тренды и масштабы постановки исследовательских и практических задач в регионе, стране, мире, З (ПК-6) –III.

в) ПК-7 «Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных задач и умений в различных научных и научно-практических областях психологии». Бакалавр должен:

знать:

основные источники и форумы, представляющие научно-исследовательские результаты (издательства, конференции, информационные порталы), З (ПК-7) –III.

г) ПК-10 «Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий». Бакалавр должен:

уметь:

использовать современные образовательные технологии и инновационные методики педагогического и личностного развития, У (ПК-10) –II;

знать:

методологию проектирования содержания обучения психологии, З (ПК-10) –II.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения.

Итоговая форма контроля – зачет. Для получения зачета необходимо представить образовательные продукты, разработанные в процессе занятий:

Вид задания Вес заданий
Эссе на тему «Мое образование в высшей школе: цели и возможности» или «Университет будущего для будущих поколений» 0,1
Проект образовательного события или Ментальная карта профессионального становления 0,2
Рефлексивный практикум «Рыба моей мечты» и Компетентностный круг 0,3
Проектная разработка 0,4

11. Ресурсное обеспечение:

а) основная литература:

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007. – 368 с.

2. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры// Высшее образование в России. – М., 2003. - № 4. – С. 138 – 144.

3. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – М., 2001. - № 4. – С. 15-22.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. – 2004. – № 1.

5. Кейс «Становление индивидуальных образовательных программ учащихся в старшей школе (на материале школы «Эврика – развитие»)». Разработчики: Н.В. Муха, Л.Н. Антропянская // Изменения в образовательных учреждениях: опыт гуманитарного исследования методом кейс-стади/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-print, 2003. – С. 107–143.

6. Краснорядцева О.М. Возможности рефлексивного семинара как способа фиксации образовательных эффектов в виде психологических феноменов // Изменения в обществе и классический университет: история и современность / Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 218–223.

7. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). М.: Мысль, 1985. 215 с.

8. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология научного творчества. М., 1993. – 256 с.

9. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – С. 7–21.

10. Зоткин А.О. Рефлексивная организация исследования инновационных процессов: специфика феноменологического описания // Переход к открытому образовательному пространству. – Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 371–383.

11. Гуманитарное исследование в образовании: Опыт, размышления, проблемы / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – 342 с.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования/ Научный редактор Б.С. Волков: учебное пособие для студентов ВУЗов; 5-ое изд., исправл. и доработанное. – М.: Академический проспект, 2006 год. – 352 с.

13. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 208 с.

14. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994.

б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.

2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101.

3. Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.lib.msu.su.

4. Научная библиотека Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998 – . – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru.

Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: учебные классы, оснащенные аппаратурой и программным обеспечением для организации аудиторных занятий, компьютерные мультимедийные проекторы во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия и другая техника для презентаций учебного материала.

12. Язык преподавания -русский

Наши рекомендации