Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Общий психологический практикум
Направление подготовки
37.03.01 «Психология»
Профиль подготовки
Психолог в социальных практиках
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очно-заочная
Томск – 2015
Код и наименование дисциплины (модуля)
Общий психологический практикум
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Общий психологический практикум» осуществляется во втором семестре, по мере появления у слушателей образовательного опыта в высшей школе и одновременно актуализации потребности в освоения образовательного пространства университета, разных форм образовательной деятельности, определения норм, задач обучения. Дисциплина «Общий психологический практикум» является важным компонентом базовой составляющей профессионального цикла в структуре базовой профессионально-психологической подготовки на факультете и входит в состав обязательных дисциплин. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для прохождения студентами педагогических дисциплин, прохождения педагогической и профессиональной практики.
3. Год/годы и семестр/семестры обучения.
1 год обучения, 2 семестр
4. Входные требования для освоения дисциплины«Общий психологический практикум». Обучающийся, приступивший к освоению данной дисциплины, должен:
знать:
основные тенденции развития психологической науки;
уметь:
осуществлять отбор материала, характеризующего достижения психологической науки с учетом специфики направления подготовки;
владеть:
методами и технологиями межличностной коммуникации, навыками публичной речи.
5. Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 2 зачетных единиц, 72 часа, из которых 12 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (2 часов – занятия лекционного типа, 10 часов – практические занятия), 8 часов – групповые консультации, 8 индивидуальные консультации, 44 часа составляет самостоятельная работа обучающегося.
Формат обучения
Очно-заочный
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые компетенции (код компетенции, уровень (этап) освоения) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-7, I уровень | З (ОК-7) - I |
ПК-6, III уровень | У (ПК-6) –III З (ПК-6) –III |
ПК-7, III уровень | У (ПК-7) –III З (ПК-7) –III |
ПК-10, II уровень | У (ПК-10) –II З (ПК-10) –II |
Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности
Наименование разделов и тем | Всего (час.) | Контактная работа (час.) | Самостоятельная работа (час.) | |
Лекции | Практические занятия | |||
1. Введение в проектирование образовательной деятельности | ||||
2. Построение образовательного пространства | - | |||
3. Проектирование образовательного профиля | - | |||
4. Формулирование проектной разработки | - | |||
Итого |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).
Для самостоятельной работы обучающихся рекомендуется список дополнительных источников литературы.
1. Лобок А.М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – С. 349–374.
2. Муравьева О.Н. Стратегии обучения в структуре коммуникативной компетентности: Учеб. – Томск: ТГУ, 2003. – 118 с.
3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.
4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3.
Помимо представленных источников, студенту рекомендуется работа с удаленными ресурсами (Российская государственная библиотека, Электронная библиотека: библиотека диссертаций), а также работа с научно-практическими периодическими изданиями, входящих в перечень ВАК («Сибирский психологический журнал», журнал «Психологическая наука и образование», журнал «Культурно-психологическая психология», «Вопросы психологии»).
10. Форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств, включающий:
Перечень компетенций выпускников образовательной программы, в формировании которых участвует дисциплина (модуль), и их карты
а) ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию». Бакалавр должен:
знать:
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности, З (ОК-7) – I.
б) ПК-6 «Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности». Бакалавр должен:
уметь:
оформить заявку, проект, отчет, публикацию по постановке и решению исследовательской или практической задачи, У (ПК-6) –III;
знать:
актуальные тренды и масштабы постановки исследовательских и практических задач в регионе, стране, мире, З (ПК-6) –III.
в) ПК-7 «Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных задач и умений в различных научных и научно-практических областях психологии». Бакалавр должен:
знать:
основные источники и форумы, представляющие научно-исследовательские результаты (издательства, конференции, информационные порталы), З (ПК-7) –III.
г) ПК-10 «Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий». Бакалавр должен:
уметь:
использовать современные образовательные технологии и инновационные методики педагогического и личностного развития, У (ПК-10) –II;
знать:
методологию проектирования содержания обучения психологии, З (ПК-10) –II.
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения.
Итоговая форма контроля – зачет. Для получения зачета необходимо представить образовательные продукты, разработанные в процессе занятий:
№ | Вид задания | Вес заданий |
Эссе на тему «Мое образование в высшей школе: цели и возможности» или «Университет будущего для будущих поколений» | 0,1 | |
Проект образовательного события или Ментальная карта профессионального становления | 0,2 | |
Рефлексивный практикум «Рыба моей мечты» и Компетентностный круг | 0,3 | |
Проектная разработка | 0,4 |
11. Ресурсное обеспечение:
а) основная литература:
1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. – Томск: ТГУ, 2007. – 368 с.
2. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры// Высшее образование в России. – М., 2003. - № 4. – С. 138 – 144.
3. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – М., 2001. - № 4. – С. 15-22.
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. – 2004. – № 1.
5. Кейс «Становление индивидуальных образовательных программ учащихся в старшей школе (на материале школы «Эврика – развитие»)». Разработчики: Н.В. Муха, Л.Н. Антропянская // Изменения в образовательных учреждениях: опыт гуманитарного исследования методом кейс-стади/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: UFO-print, 2003. – С. 107–143.
6. Краснорядцева О.М. Возможности рефлексивного семинара как способа фиксации образовательных эффектов в виде психологических феноменов // Изменения в обществе и классический университет: история и современность / Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 218–223.
7. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). М.: Мысль, 1985. 215 с.
8. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология научного творчества. М., 1993. – 256 с.
9. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Наука глазами гуманитария / Отв. ред. В.А. Лекторский. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – С. 7–21.
10. Зоткин А.О. Рефлексивная организация исследования инновационных процессов: специфика феноменологического описания // Переход к открытому образовательному пространству. – Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций: Кол. монография/ Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 371–383.
11. Гуманитарное исследование в образовании: Опыт, размышления, проблемы / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – 342 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования/ Научный редактор Б.С. Волков: учебное пособие для студентов ВУЗов; 5-ое изд., исправл. и доработанное. – М.: Академический проспект, 2006 год. – 352 с.
13. Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 208 с.
14. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994.
б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 1998. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.
2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.nlr.ru:8101.
3. Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2000 - . – Режим доступа: http://www.lib.msu.su.
4. Научная библиотека Томского государственного университета [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 1998 – . – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru.
Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: учебные классы, оснащенные аппаратурой и программным обеспечением для организации аудиторных занятий, компьютерные мультимедийные проекторы во всех аудиториях, где проводятся лекционные занятия и другая техника для презентаций учебного материала.
12. Язык преподавания -русский