Глава 3. современные исследования 4 страница
Но, несмотря на то, что в подходе психологов, психотерапевтов и всевозможных целителей нашего времени к изучению типов есть много неглубокого и показного, проводятся также и вполне серьезные исследования. В то время как Успенского, Гурджиева и других учителей Четвертого Пути интересовала психология того, чем может стать человек, другие разрабатывали психологические теории того, чем человек является таким, какой он есть. Один из таких людей, Карл Густав Юнг, пространно писал о многих проблемах, которые крайне интересовали и Петра Успенского. Они оба были уверены в том, что древние системы, такие как астрология, алхимия и Таро, являются ключами к человеческой психологии. Кажется невероятным, что эти два человека не были знакомы с работами друг друга. Может быть, и были. Они были современниками и глубоко интересовались сходными идеями. Оба были широко читаемыми писателями, и оба оказывали влияние на художественные и интеллектуальные круги в Европе между первой и второй мировыми войнами. Если они и знали о работах друг друга, то свидетельств об этом нигде нет. Известен один эпизод, когда Успенский весьма ядовито ответил на чей-то вопрос о бессознательном, резко бросив, что не может быть никакого бессознательного, потому что в нормальном состоянии в человеке присутствует сознание. Однако это вряд ли можно признать указанием на то, что Успенский знал о работах Юнга, так как и Фрейд, и многие другие тоже пользовались термином « бессознательное».
Карл Юнг также интересовался развитием сознания человека; этот процесс он именовал «индивидуализацией». В процессе своей психиатрической практики: у него было много частных пациентов, и он был связан с несколькими больницами — Юнг заметил различие в типах людей. Упоминая о своей работе «Психологические типы», Юнг как-то сделал следующий комментарий: «...именно психологический тип человека с самого начала определяет и ограничивает суждение человека» [11]. Метод работы и мышления Юнга был строго индуктивным. Он действовал очень тщательно и всегда исходил из непосредственных наблюдений за пациентами. По этой причине его классификация представляет для нас особый интерес. Юнг не начинал с предвзятых идей и не пытался потом загнать своих пациентов в рамки уже установленных категорий. Он на ощупь, слушая и наблюдая людей, искал пути к пониманию типов. Основное различие, выявленное путем наблюдения, он описывает следующим образом:
«Меня давно поражает тот факт, что среди множества индивидуальных различий в человеческой психологии существуют также типичные различия: яснее всего для меня выявились два типа, которые я назвал типом интроверта и типом экстраверта»[12].
Введенные Юнгом термины, такие как «интроверт» и «экстраверт», навсегда вошли в стандартный язык психологии, а также и в разговорный язык.
Очевидно, что Юнг наблюдал также четыре функции, хотя из-за различий в терминологии трудно соотнести его систему с описанием четырех типов разума человека согласно системе Четвертого Пути.
«Существуют основные функции, то есть такие, которые существенно отличны от других функций, это — мышление, ощущение, эмоция и интуиция. Если одна из этих функций преобладает в человеке, то получается соответствующий тип»[13].
Юнговские описания психологических типов полны глубоких проникновений в существенные различия людей, и для любого, кто интересуется классификацией человеческих типов, эта работа представляет особую ценность из-за необычайной тщательности методов его наблюдений. Юнг, однако, не создал системы типологии.
Работа по развитию системы типов осталась его последователям. Изабелла Бриггс Майерс потратила десятилетия, чтобы создать соответствующий инструмент тестирования, который известен теперь под названием «Индикатор типов Майерс Бриггс» (MBTI — Myers Briggs Type Indicator). Этот психометрический вопросник сейчас широко известен и используется повсеместно.
В тексте Изабеллы Бриггс Майерс люди делятся на шестнадцать различных типов, получающихся после определения четырех парных характеристик, взятых из наблюдений Юнга. Первая из этих пар — это экстраверт и интроверт, обозначаемые как Е (Extravert) и I (Introvert). Следующая пара определяет предпочтительный метод восприятия — ощущение или интуиция, обозначаемые как S (Sensing) и N (INtution), так как «I» уже использовано для обозначения интроверсии. Третья пара определяет различие между эмоциями и мышлением как предпочтительными путями выведения суждений, F (Feeling) и Т (Thinking). И в последней паре делается выбор между двумя предыдущими парами: то есть восприятие Р (Perception) или суждение J (Judment) являются предпочтительным способом общения с внешним миром. Получившийся в результате тип обозначается четырьмя буквами. Так, человек типа ESTP — это экстраверт, полагается более на чувственное ощущение, а не на интуицию, скорее логичен, чем эмоционален в принятии решений, но больше полагается на восприятие, чем на суждения любого рода. С другой стороны, человек типа INFJ — это интроверт, полагающийся более на интуицию, чем на ощущение, и принимающий решения скорее исходя из эмоций, чем из разума. В этой системе есть еще одна тонкость, так как последняя буква J означает, что суждение (к которому в данном случае человек пришел через эмоции) — это то, как этот тип будет общаться с внешним миром. Но поскольку он интроверт, то внутренний мир для него важнее, и здесь преобладает противоположный образ действия — восприятие. Тип INFJ поэтому с виду будет действовать из суждений, полученных на основе эмоций, но его внутренний мир управляется интуитивным восприятием.
Если это кажется сложным, то это потому, что так оно и есть. Тем не менее, этот «Индикатор» широко используется в колледжах и университетах, в бизнесе, в правительственных учреждениях и в других сферах, как общественных, так и частных, во многих странах. Многие большие японские корпорации пользуются MBTI для того, чтобы каждый работник был занят на таком месте, где он сможет работать наиболее продуктивно и где работа будет доставлять ему максимальное удовлетворение, что, таким образом, сделает его лояльным к руководству.
Что бы ни измерял MBTI — очевидно, что он что-то измеряет. Консультанты в колледжах, специалисты по трудоустройству и кадровики на предприятиях вполне успешно применяют его для определения академических наклонностей, стремления к продвижению и способностей. Поскольку тест широко применяется, то накопилось огромное количество материала. Этот материал был подвергнут тщательному статистическому анализу — что наука, естественно, умеет делать лучше всего. Ясно, что определенные профессии привлекают преобладающее количество определенных MBTI-типов. Более 60% научных руководителей в университетах оказались интуитивно-мыслительным типами и почти 40% из них были также интровертами. (Если я права в своих предположениях о соответствии между MBTI и обсуждаемой нами системой, то этот профиль — INTJ — это то, что получилось бы, если бы этот тест прошел интеллектуально центрированный лунный тип.) Среди изучающих финансы и коммерцию, с другой стороны, примерно такое же процентное соотношение чувственно-мыслительных типов и гораздо большее количество экстравертов. Интуитивно-эмоциональные интроверты — это обычно работники искусства, и так далее. По-видимому, MBTI действительно дает грубую оценку склонностей сущности человека, иначе у него не было бы такой предсказательной способности, как это было доказано. Если бы он измерял только личность — по крайней мере, личность по определению Гурджиева и Успенского, — то не было бы таких долговременных результатов, не было удовлетворенности избранной деятельностью. Как заметила Изабелла Бриггс Майерс в своей книге «Дары различны», «наиболее хорошо приспособленные люди — это те, кто „психологически патриотичен", кто рад быть тем, кем он является»[14]. Поразмышлять на тему того, что именно все-таки измеряет этот тест, было бы весьма соблазнительно, хотя нет способа определить, соотносится ли — и как — система Юнга с системой сущностных типов Четвертого Пути. Конечно, противопоставление мысли и эмоции кажется сходным с идеей преобладания интеллектуальной или эмоциональной функции. И может быть, юнговские интроверты и экстраверты как-то связаны с типами пассивными и активными. Но подобные попытки поиска соответствий уводят в сторону от наблюдения реального поведения.
Если мы обратимся к области психологических исследований, например, области детского развития, результаты исследований ясно подтверждают существование типов сущности. И хотя термины здесь тоже другие, но нет никакого сомнения в том, что понятие, которое детские психологи называют «темперамент», в системе Гурджиева именуется «характеристикой сущности». Различие, которое современные исследователи проводят между личностью и тем, что они называют темпераментом, есть то же различие, которое в системе Четвертого Пути проводится между личностью и сущностью. Темперамент определяется как «присущие индивидууму, относительно стойкие основные наклонности, лежащие в основе и модулирующие выражение активности, реактивности, эмоциональности и общительности»[15]. Исследователи в области детского развития находят, что эти стороны темперамента выявляются в первые месяцы жизни и остаются постоянными на всю жизнь. Из-за этого серьезному сомнению были подвергнуты основанные на работах Фрейда теории о том, что все стороны психологического развития человека определяются скорее ранним окружением ребенка, чем врожденными характеристиками. Следовательно, ради более реалистического подхода к человеческим типам можно было бы отбросить давление на родителей и их беспокойство в тех случаях, когда у их ребенка появляются проблемы.
Наиболее известное и всеобъемлющее исследование темперамента младенцев и детей называется «Нью-Йоркские продольные исследования». Они «продольные» потому, что дети изучались с первых дней или месяцев их жизни, причем исследования продолжались не только в детском возрасте, но и в юности и до взрослого возраста. Было определено, что характеристики темперамента оставались стабильными. Исследователи оценивали детей по нескольким характерным параметрам, таким как уровень активности, приближение или отступление, приспособляемость, уровень рассеянности, качество настроения, порог реагирования и интенсивность реакций. Другие источники также подтверждают, что параметры темперамента, явно заметные в первые месяцы жизни, по мере взросления остаются постоянными.
Веское подтверждение того, что люди рождаются с предопределенными характеристиками, обеспечили исследования, проводимые в Центре исследования близнецов и усыновления в Миннесоте. Пары идентичных близнецов, которые были разлучены при рождении и усыновлены и воспитаны отдельно, обладают, как было обнаружено, множество сходных черт — например, два близнеца носили в точности одинаковые рубашки и были женаты на женщинах, носящих одно имя; так что спор «природа против воспитания» решен, по-видимому, в пользу природы. Несмотря на очевидность накопленных фактов, которая ведет к неизбежному выводу о существовании определенных человеческих типов, еще существуют силы, старающиеся опровергнуть эту очевидность.
Идеологически законные интересы, противоположные любому предположению о существовании человеческих типов, весьма сильны. До самого недавнего времени психология была полностью под властью последователей Фрейда, и, как отмечает предыдущий акцент на «типах личности», сохраняется огромная терапевтическая индустрия, которая энергично сопротивляется любым высказываниям, что люди не могут и не должны «излечиваться» от их различий. Две других очень серьезных области социального и экономического давления также затрагивают отношения к исследованиям, подтверждающим существование человеческих типов. Одна из них — это проблемы взаимоотношения между разными нациями и страх, что доказательство существования различных типов будет использовано для продвижения теорий о расовом превосходстве или неполноценности. То, что этот страх оправдан, было продемонстрировано теорий Адольфа Гитлера о господствующей расе, которая была применена немцами во время второй мировой войны в попытке уничтожить предположительно низшие расы. Весьма разумно для любого порядочного человека хотеть избежать любого повторения этих ужасов, которые произошли на громадной шкале как результат таких теорий. Другая проблемная область — политическая система демократии, основанная на оценке равенства людей. Из-за уравнивания равного с одинаковым многие теоретики хотят игнорировать доказательства, демонстрирующие существование различных типов. Даже хотя накоплено достаточно таких доказательств, чтобы эти исследования начались снова на уровне, который выглядит, как минимум, интеллектуально респектабельным, все еще есть те, кто считает правыми теории предопределения. Наш исследователь был назван «биологическим фашистом» за свои поиски, потому что его исследования показали, что определенные характеристики преобладают в тюремных сообществах, и что эти сообщества содержат определенную долю групп меньшинств, негритянских и латиноамериканских, которые значительно превосходят долю остальных групп[16].
Специалисты по детскому развитию, однако, не считают, что постоянство темперамента означает, что ничего нельзя сделать, чтобы изменить характер и склонности человека по мере того, как он растет и развивается. Наоборот, они утверждают, что крайне важно внимательно наблюдать за склонностями ребенка, чтобы он смог получить соответствующее его типу воспитание и руководство и стал бы развиваться в таком направлении, которое обеспечит его здоровый рост и самореализацию. Упомянутые выше исследования тюрем показали, что, как мы и могли бы предположить, среди их обитателей наблюдался высокий процент людей с агрессивными наклонностями, которые проявились из-за преобладания определенных гормонов, таких как тестостерон, и недостатка других, типа серотонина. Короче, клинически доказано, что темперамент связан с определенной моделью работы желез внутренней секреции, и без правильного понимания этого факта могут возникать серьезные личные и социальные проблемы.
Существование таких горячих разногласий указывает на один из центральных принципов работы Гурджиева: идеология и вера составляют одно из наиболее опасных условий человеческого существования. Поскольку мы по привычке принимаем наши любимые иллюзии за сознание, которое мы могли бы в противном случае развить через наблюдение, мы увековечиваем несправедливость под именем справедливости, неравенство под именем равенства, притеснение под именем свободы, и все миллиарды абсурдностей, которые мы переживаем во всех аспектах нашей жизни.
Родни Коллин определяет проблему понимания следующим образом:
«...сегодняшняя наука, без принципов, идет к еще более неэффективной специализации и материализму, а с другой стороны, религиозные и философские принципы, не связанные с научным знанием, которое характеризует наш век, могут привлечь только немногих... Итак, те, кто хочет применять оба метода, я надеюсь, дадут достаточно доказательств читателю, чтобы он мог попытаться пересечь брешь между миром повседневных фактов и миром великих законов — для себя лично»[17].
Сознание может быть развито в отдельных человеческих существах. Оно не может принадлежать никакому множеству, будь то группы, религии, академические дисциплины или политические движения. Обоснованность любой системы может быть определена только вами.
Глава 4. ЧЕТЫРЕ ФУНКЦИИ
Гурджиев классифицировал людей в соответствии с типом разума, который у них преобладает, и учил, что одна из основных причин отсутствия в нас целостности состоит в том, что у нас не один, а как бы четыре различных мозга. Эти четыре мозга соревнуются друг с другом, чтобы получить больше энергии, и каждый ратует за то, чтобы быть истинной личностью человека, внутри которого он функционирует. Каждый из этих разумов называет себя «я» и пытается говорить от имени всего человека.
Гурджиев в своем описании объединил двигательную и инстинктивную функции и называл людей, которые обычно действуют в соответствии с этими функциями, человеком № 1. Эмоционально центрированных людей он назвал человеком № 2, а интеллектуально центрированных, тех, которые оперируют концепциями и идеями, — человеком № 3. Эти три типа представляют собой человеческие существа в их естественном состоянии[18]. (Интересно отметить соответствие между этими тремя типами и тремя психологическими типами Шелдона.) Все три находятся на одном и том же уровне механичности. Они не понимают друг друга, видят мир совершенно по-разному и действуют из совершенно различных побуждений.
Эти четыре низшие функции, или типа разума, в соответствии с которыми действуют люди, — это то, что у нас имеется вместо сознания. Эти функции могут действовать без участия внимания, и обычно так и бывает. Поскольку большинству мыслей, ощущений и действий внимание не уделяется, то они не оставляют следа в памяти. К концу каждого определенного дня, недели или всей жизни человек осознает, что какие-то события, должно быть, происходили, но поскольку он при этом не присутствовал — не уделял им внимания, когда они происходили, — то он их и не помнит. Если человек работает на шестом этаже здания и каждый день пользуется лифтом, то он предположит, что в какой-то день он, должно быть, ехал в лифте. Но он этого не помнит — он отсутствовал во время поездки в лифте, потому что был занят каким-то прошлым или воображаемым будущим событием.
Иногда, когда присутствует особенно сильное отождествление с каким-то внешним или внутренним стимулом, внимание уделяется, но это внимание контролируется объектом — например, когда мы очень голодны и нам приходится ждать в очереди, пока нас проведут за столик в ресторане. Наше внимание захватывается запахом и видом еды, когда ее приносят другие, и какие-то туманные впечатления об этом событии будут сформированы. И лишь изредка внимание может контролировать своим усилием сам человек. В этом последнем случае это будет началом, тем зерном, из которого может развиться сознание.
Четыре функции — это инстинктивная, двигательная, интеллектуальная и эмоциональная. Инстинктивный разум — это тот, который поддерживает жизнь организма. Он контролирует различные системы тела, кровообращение, пищеварение, борется с болезнями или инфекцией, заведует дыханием, обменом веществ — всем множеством тонко взаимосвязанных процессов, которые поддерживают нормальное движение жизненной силы в здоровом теле или пытаются вернуть его в норму в больном организме. Инстинктивный центр также получает чувственные ощущения, и не только зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные, но и ощущения тепла или холода, влажности, веса и так далее. Этот центр управляет энергиями тела. Инстинктивный разум может обеспечить огромные количества энергии в случае опасности и также может позволить телу перейти в первое состояние (сон. — Прим. перев.), когда нужно восстановить запасы энергии.
Двигательный ум управляет изученными движениями. Он сходен с инстинктивным мышлением, но отделен от него. Если есть какое-то сомнение в том, управляется ли какая-либо деятельность инстинктивным или двигательным мозгом, подумайте о том, сможет ли это делать новорожденный ребенок. Если да, то эта деятельность инстинктивна. Если же это что-то такое, чему ребенок должен учиться, то за это отвечает двигательный ум. Например, инстинктивный ум умеет сосать, но двигательному уму надо учиться держать бутылочку, а потом и чашку с ложкой. После того, как двигательный мозг научился определенным движениям, даже таким сложным, как водить машину, он может выполнять эти движения без участия внимания. Например, ребенку очень трудно научиться завязывать шнурки, но когда он этому научится и выполнит эти действия сотни раз, он будет делать это, даже не замечая, что делает.
Интеллектуальный ум — это тот, который мы и считаем собственно умом. Хотя это только один из типов разума, которым обладают люди, и развивавшийся последним, самый хрупкий и ненадежный, мы все же именно его называем «умом». Это ум, работающий с идеями и концепциями, словами и числами. Это ум, который отличает людей от других животных, давая им способность манипулировать символами.
Эмоциональная функция — это та, при помощи которой мы связываемся с другими людьми и проводим эстетические различия. Там, где интеллектуальная функция производит слова, эмоциональная функция дает образы. Эти два ума пользуются разными типами символов, и им трудно общаться друг с другом.
Каждый из этих четырех типов разума имеет положительную и отрицательную половины, хотя это деление совершенно различно для разных функций. Для инстинктивного центра это контраст между комфортом и дискомфортом, удовольствием и болью. Для двигательного центра это контраст между движением и покоем. Для интеллектуального центра парными противоположностями являются «да» или «нет», «истинно» или «ложно». И для эмоционального центра контраст заключается в различии между «нравится» и «не нравится», любовью и ненавистью.
Каждый из центров может — и обычно так и происходит — работать «в одиночку», без связи с другими центрами, даже когда они действуют одновременно. Рассмотрим такой пример. Молодая женщина идет по улице. Ее кровь циркулирует, она дышит, ее волосы и ногти растут, — короче, все процессы тела идут как всегда. Она идет. Ее левая нога выносится вперед одновременно с правой рукой. Затем вес переносится на левую ногу, тело движется вперед, правая нога переносится вперед, в то время как правая рука возвращается назад и вперед выносится левая рука. Она не ощущает, где ее ноги и руки на данный момент и как они двигаются относительно друг друга, как не ощущает, что в ее желудке переваривается ленч. Она может не знать названия улицы, по которой идет, и не смотрит на других людей, если не считать минимума внимания, требующегося для того, чтобы не натолкнуться на них. Она расстроена. Она только что рассталась с приятелем в книжном магазине, где они поссорились. Чтобы избежать чувства разочарования и боязни остаться одной, если он ее бросит, она думает о том, сколько денег она получит в день зарплаты. Она думает, что получит достаточно, чтобы хватило на свитер, который видела вчера в магазине. В уме она подсчитала еще, сколько ей потребуется на еду и лекарства для матери.
Если вы остановите ее и спросите, сознательна ли она, то она ответит «да», потому что ее идея сознательности, как у большинства людей, состоит в том, что если она не находится в первом состоянии (сне), то она сознательна. И в этот момент, удивленная вашим вопросом, она несомненно будет более сознательна, чем до того, как вы ее остановили. Но до этого — что она сознавала? Ассоциативную деятельность мышления, то есть мысли о том, сколько она получит и сколько сможет потратить, вряд ли можно расценить как сознательность. Сейчас у нее еще нет денег, она не находится также поблизости от тех предметов, на которые она может их потратить или не потратить. Она, по сути дела, представляет собой четыре функции, действующие независимо, и ничто за ними не наблюдает и не осознает их.
Четыре низшие функции похожи на машину в машине, причем каждая работает на своем собственном топливе и со своей скоростью. Часто они действуют неэффективно, попадаясь друг у друга на пути, вмешиваясь в работу друг друга и стараясь делать то, для чего они не предназначены. Эта молодая женщина, например, использует свои подсчеты, хватит ли ей денег на красивый свитер, для того чтобы избежать чувства страха и горечи, которые испытывает ее эмоциональный центр. Она стремится избежать чувства неуверенности в том, действительно ли ее приятель ее любит. Другими словами, она использует один центр для того, чтобы избежать осознания другого центра. А поскольку она не обращает внимания на окружение, то она вскоре может споткнуться о поребрик, который окажется выше обычного.
У каждого человека преобладает одна из функций. Это называется центром тяжести, через который человек обычно воспринимает мир и взаимодействует с ним. Ни одна из функций не имеет преимущества перед другими, ни как средство восприятия, ни в отношении шансов человека развить сознание. У каждой есть своя правильная работа. Каждая, будучи доминирующей функцией, изменяет физически и психологически тип сущности человека. Тип тела человека весьма отделен от функций, действующих в нем. Каждый тип имеет все четыре низшие функции, и каждый человек чаще всего действует из одной из этих функций. Важно держать это в уме, когда стараешься определить тип человека.
Инстинктивно центрированные люди склонны быть более плотными, несмотря на их тип тела. Те, чей центр тяжести находится в двигательном центре, более стройны и, в то же самое время, мускулисты, тогда как интеллектуально центрированные люди часто худощавы и не особенно сильны. Эмоционально центрированные люди склонны быть полными и округлыми. Эти различия затрагивают, хотя бы до некоторой степени, внешний вид конкретного типа сущности. И, конечно же, центр тяжести — это неотъемлемая часть сущности.
В каждом человеке не только четыре отдельных типа разума, но каждый из этих разумов имеет три четких подразделения. Они различаются в соответствии с количеством внимания, необходимым для того, чтобы это подразделение действовало. На нижнем уровне осознания — который и осознанием-то не является — находится двигательно-инстинктивная часть каждого из центров, которая называется механической частью. Каждый из четырех центров обладает механической частью, которая может быть главным образом двигательной или главным образом инстинктивной, но в любом случае действует без участия внимания.
На следующем уровне каждого из центров находится эмоциональная часть. Эта часть действует с участием внимания, но это внимание захвачено объектом и отождествляется с этим объектом. Ничему другому внимания почти не уделяется. Эмоциональные части центров функционируют тогда, когда этот центр взял контроль в свои руки и зафиксировался на каком-то определенном проявлении. У человека, катающегося на «американских горках», все внимание захвачено ощущением движения и очень мало внимания уделяется чему-то другому. Это проявление эмоциональной части двигательного центра. Очень голодный человек, перед которым ставят горячую пиццу, все внимание уделит еде. Это действует эмоциональная часть инстинктивного центра, потому что внимание захвачено объектом, в данном случае свежей пиццей.
Высшим уровнем каждого центра является интеллектуальная часть, которая выполняет познавательные функции, являющиеся специальностью данного центра. В интеллектуальных частях центров внимание удерживается при помощи усилия. Сам человек контролирует и направляет внимание. Способность держать внимание под контролем — это то, что мы имеем в качестве отправной точки в наших попытках стать более сознательным. Когда мы действуем из интеллектуальной части центров, мы гораздо больше осознаем не только то, чему мы уделяем наше внимание, но и окружающую обстановку и особенно те усилия и энергию, которые требуются для того, чтобы держать внимание под контролем. Любой, кто готовился к зачету, когда ему больше хотелось бы пойти на море и заняться серфингом, или кто менял замок во входной двери, когда ему хотелось посмотреть футбол по телевизору, действовал в соответствии с интеллектуальной частью интеллектуального и двигательного центров. Интеллектуальная часть центра пробуждается путем удержания внимания на необходимом виде деятельности.
В каждой части каждого центра есть еще более тонкие деления. Все три уровня каждого из центров делятся, в свою очередь, на механическую, эмоциональную и интеллектуальную части. Это можно проверить, но для того требуется много наблюдений в течение длительного времени. Для наших целей будет достаточно наблюдать три главных деления каждого из центров.
Когда во второй главе мы обсуждали карты Таро, мы упомянули, что можно использовать эти карты для передачи информации о четырех функциях и их частях. Эзотерические идеи часто должны были передаваться через символы в периоды господствования религии или правительства, враждебных им. Успенский полагал, что карты Таро были способом сохранения этого знания в средние века, когда церковь преследовала любого, говорившего подобные вещи, как еретика.
Существует или нет эта связь между Таро и системой Четвертого Пути, обычная колода игральных карт может быть использована как стенографическая система для обозначения различных функций и их частей. Это делает легче обсуждение и классификацию наблюдений, так как намного легче сказать, например, «пять бубей», чем «механическая часть эмоциональной части интеллектуального центра». В образе игральных карт представлено множество идей о центрах. Каждая карта имеет две половины — негативную и позитивную. (Это будет достаточно подробно обсуждено, когда будут обсуждаться конкретные центры и их части.)
Туз для каждой масти представляет центр в целом. Туз крестей — это инстинктивный центр, туз пик — двигательный центр, туз бубей — интеллектуальный центр, а туз червей — эмоциональный центр. Три фигуры каждой масти представляют три раздела каждого центра. Например, валет крестей представляет механическую часть инстинктивного центра, дама крестей — эмоциональную часть, а король крестей — интеллектуальную часть. То же самое и для остальных центров: валет — механическая часть, дама — эмоциональная часть, а король — интеллектуальная часть.
Как уже говорилось, карты с цифрами используются для представления более тонкого деления частей центров. Двойка, тройка и четверка — это механическая, эмоциональная и интеллектуальная части валетов, или механических частей центров. Пятерка, шестерка и семерка — это механическая, эмоциональная и интеллектуальная части дам, или эмоциональных частей. Восьмерка, девятка и десятка — это механическая, эмоциональная и интеллектуальная части королей, или интеллектуальных частей центров.