Глава 5. спираль против хода солнца
Мудрец говорит:
В деле магии равновесие значит все. Ты рождаешься из равновесия — это равновесие Земли, твоей Матери. Ее жизненная сила. Ее равновесие находит отражение во всем, и при помощи его Она поддерживает все в Своей мистической земной паутине.
Помни, что плодоносное дерево не может принести плодов в межсезонье. Дереву нужно время для отдыха и омоложения, ибо в то время, когда облетают листья на ветвях, его движение является преимущественно внутренним. В действительности же это дерево набирается силы, чтобы весною оно могло цвести и вновь плодоносить. Таковы и пути магии.
Жизнь магии имеет свои приливы и течения — так же, как и лунный свет. У нее бывают периоды движения и периоды покоя. Подобно тому, как магия плодового дерева внезапно пробуждается от внутреннего движения, то же должно происходить и с тобой. Цени эти волны твоей силы, и ваша магия будет сильна — ибо ты будешь жить в пределах Великих.
Танец против хода солнца
На языке новых язычников, против хода солнца обозначает движение в направлении, обратном движению солнца по небосклону, или, вообще говоря, против часовой стрелки. В священных кругах ведьм и шаманов выражением против хода солнца описывается активное и сконцентрированное на своем внешнем проявлении движение энергии, обратное ходу часовой стрелки. В ведовских кругах энергия движения против хода солнца используется редко; большинство занимающихся прибегают к этому только на ежегодном большом праздновании Самхейна — кельтского Нового года.
В это время духовные сообщества — они называются коуэны — празднуют преодоление темных врат Бога Смерти, представляющего один из многочисленных аспектов кельтского Рогатого Бога — Цернунноса. Для язычников, ведьм и шаманов, которые верят, что вся Вселенная и все сущее являются проявлениями божества, духа, смерть является естественной частью жизни. Ведьмы считают, что божество является источником жизненной энергии, завихрения которой создают жизненные формы. Этими жизненными формами могут быть люди, растения, животные, звезды и планеты. Но эта энергия точно так же способна и вырваться из жизненной формы. Человек сталкивается с этим в момент смерти. Духовные системы новых язычников празднуют смерть не в ее аспекте конца, но как точку перехода из одного состояния в другое. Во время Самхейна ведьмы танцуют против хода солнца, двигаясь по магическому кругу. Этим они чествуют этот обратный цикл, выводящий духовную энергию из физического тела.
Ведьминские хороводы против хода солнца содержат в себе силу, и многозначность этих танцев простирается далеко за пределы обрядов, соблюдаемых в нынешней традиционной Викке. К примеру, каждый, кто изучал медитацию, знает, что дух покидает физическую форму, прекращает свои физические проявления не только в мгновение смерти. Медитация представляет собой способ создания коротких периодов, схожих с состоянием спячки у плодового дерева, которое временно прекратило плодоношение. Понятно, что при этом дерево не умерло — просто его деятельность переместилась вовнутрь. Оно подпитывается, восстанавливает свои силы из источника, от духа — от земли.
Точно так же уходящая и темная луна служит символом работы по сознательной концентрации внимания внутри и получению силы от духа. Темная луна служит символом этих периодов внутренней магии.
Очевидно, что традиция почитания силы внутреннего Искусства уже исчезла из современной Викки. Как же случилось, что из современного Искусства пропал такой важный элемент? Сам факт существования пробелов в нынешних ведовских практиках станет понятен, если учесть, что само Искусство реконструируется из мифов, фольклора и обычаев древних европейских племен, чьи преимущественно устные традиции в религии и магии с приходом римлян и христианства были насильно «загнаны в подполье» (причем многое оказалось утерянным навсегда). По этой причине современное ведовское Искусство остается постоянно развивающейся дисциплиной.
Исходя из этого, я начал исследовать идеи, которые способны помочь в восстановлении утраченных фрагментов внутренней традиции современного ведовства. В результате моих исследований возникло новое видение ведовской силы, которое включает в себя цикл обратной энергии. Я назвал этот цикл спиралью, идущей против хода солнца.
Темные спирали
В период растущей луны, а также на многих из Восьми Великих Шабашей сторонники Викки используют динамическую технику, чтобы с помощью круговых и (иногда) спиральных танцев вырабатывать психическую энергию. Танцуя по кругу и проходя таким образом зоны всех Четырех Элементов (Воздуха, Огня» Воды и Земли), воплощающих четыре стороны света (Восток, Юг, Запад, Север), ведьмы создают вращающийся конус силы — магическую сущность, которую затем применяют для внешних действий, движений или изменений.
Эта направленная наружу сила должна подпитываться из некоего источника. У ведьм таким источником является божество — Богиня или Бог, — пронизывающее само тело ведьмы, ее разум и дух. Ведьмы получают доступ к божествам и их силе, смещая фокус своего сознания от внешнего мира к внутреннему.
Луна растет и уменьшается — это ли не иллюстрация того факта, что магия также движется циклами, пульсациями как внешнего, так и внутреннего движения. Чтобы достигнуть естественного равновесия вашей личностной духовной силы, вам понадобятся оба цикла. Спираль, идущая против хода солнца, представляет собой цикл силы, который «сворачивает» вас обратно к центру вашей сущности, позволяя прикоснуться к священному источнику ведовской силы, вызвать движение и сияние внутри.
Если бы существовал священный спиральный танец, созданный специально для магии, идущей против хода солнца, то движения проходили бы через те же самые четыре «светлых» элемента магического круга. Однако вместо того, чтобы начинаться с Востока, соответствующего Элементу Воздуха, танец против хода солнца начинался бы с противоположной стороны — с Запада, воплощающего Элемент Воды. При этом он кружился бы сначала через огонь, затем через воздух и далее — через землю, в конце вновь возвращаясь к воде на Западе.
Энергии спирали, идущей против хода солнца, словно братья и сестры-близнецы Воздуха, Огня, Воды и Земли. Они зарождаются в этих Четырех Элементах — но, как и реальные братья и сестры, создают напряженность в отношениях друг с другом. Силы «обратной» спирали создают противоположную полярность относительно братьев и сестер из «прямой» спирали. Именно эта полярная напряженность и является источником всякого движения в магии.
Равновесный путь ведьмы или шамана состоит в работе в обоих направлениях — по ходу солнца и против него. Еще один способ описания этих двух путей состоит в том, что магическую работу можно представить в виде движения изнутри наружу и снаружи вовнутрь, в зависимости от лунного цикла. Растущая луна символизирует магию, которая начинается снаружи; напротив, стареющая луна символизирует магию, начинающуюся изнутри.
Если, например, вы, желая добиться определенных изменений, станете ежедневно зажигать зеленую свечу, это будет магической работой, направленной снаружи вовнутрь. Ведь вы зажигаете свечу для того, чтобы с ее помощью создать магию, т.е. изменение в сознании. Вам нет необходимости концентрироваться на создании изменений в сознании, потому что физическая свечка станет тем психологическим спусковым механизмом, который приведет в движение внутренние силы бессознательного.
Если же вы начнете магическую работу из области бессознательного — например, медитируя на смысле зажигания зеленой свечи, — тогда вы будете создавать магию в движении изнутри наружу. Медитируя на цели, вы совсем не обязательно будете нуждаться в самой зеленой свече, потому что начнете вы со смещения сознания. Однако медитация, которая, в конце концов, не переходит в действие, бесполезна.
Бессмысленное зажигание зеленой свечи неэффективно;
однако в сочетании эта магия имеет силу. Итак, чтобы пройти путь ведьмы или шамана с равновесием и силой, вам потребуются оба цикла, внешний и внутренний.
Хорошей иллюстрацией взаимоотношений и взаимодействий между этими двумя способами магической работы могут послужить двойные спиральные изображения, которые находят в Европе повсеместно.
Впервые такие изображения были обнаружены во время археологических раскопок в Европе; их возраст составляет почти 8300 лет1. Этот мистический символ возник как элемент росписи глиняной посуды во второй половине седьмого тысячелетия до н. э. в Фессалии. Впоследствии он широко распространился по Древней Европе (5500—3500 гг. до н. э.)2. Судя по всему, двойная спираль особенно почиталась древними кельтами, которые часто использовали ее в ювелирных украшениях, при росписи посуды, на стенах построек и передках длинных телег3. Изображение двойной спирали служит символом возрождения, циклического, взаимного обмена силой между полярными энергиями — такими, как жизнь и смерть4, положительная и отрицательная, активная и пассивная.
Это взаимодействие между полярными энергиями, которое ведьмы и вообще язычники называли «спиральным танцем», представляет собой танец вечной спирали нашей жизни:
рождения, роста, дряхления, смерти и возрождения. Воплощение неумолимо движется к покиданию тела, а покидание тела ведет нас к последующему воплощению. Этот цикл никогда не закончится.
Первой половиной двойной спирали является та ее часть, которая идет по ходу солнца и начинается из центра узора, описывая последовательные окружности в направлении к краю изображения. Она символизирует стадию, на которой духовная энергия проявляется в физической форме. Кроме того, она служит воплощением того времени, когда вы направляете магию снаружи вовнутрь — другими словами, когда вы используете физический мир для изменений внутри вас, для изменения вашего сознания.
Обратная ходу часовой стрелки, вторая часть двойной спирали начинается извне и опускается к центру; она символизирует стадию, на которой энергия движется изнутри ее физической формы наружу (иногда даже покидая ее). Такое происходит, например, во время медитации. В состоянии медитации вы перемещаете свое сознание от физических действий к действиям духовным. Для ведьм медитация является временем магической работы изнутри наружу. Такая работа состоит в использовании внутреннего мира для достижения физических изменений.