Точки зрения на возн-ие и развитие психики.

1. Анторопопсихизм (Декарт: y-ое отражение возникло у ч-ка).

2. Панпсихизм (Робине и Фехнер: вся материя – одушевленная).

3. Биопсихизм (Гоббс и Вундт: вся живая природа обладает y-им отражением).

4. Нейропсихизм (Дарвин и Спенсер: y-ое отражение у существ, обладающих н.с.).

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева («Проблемы развития психики»).

Классификация видов отражения:

1. Физическое отражение (сущ-ет в неживой природе, итог вз-ия – разрушение) пр: вода и камень.

2. Биологическое отражение

Белковые мол-лы коацерваты начинают реагировать на биозначимые воздействия (связанные с ОВ) и усваивать из среды то, что поддерживает жизнь (реагируют не свет, тепло, питательные в-ва).

Признак биол. отражения – раздражимость.

Раздражимость – это спос-ть живых орг-мов реагировать на биотические, или биозначимые, воздействия (непосредственно связанные с ОВ).

Пример: на уровне биол. отражения растения реагируют ОВ на полезные воздействия, но они не могут активно ориентироваться в среде.

3. Психическое отражение

Зачаточная форма – чувствительность.

Чувствительность – это спос-ть живых орг-мов реагировать на абиотические раздражители (не связанные с ОВ), являющиеся сигналом жизненно важных условий.

Чувст-ть – объективный критерий появления психики, внешне наблюдаемый и регистр.

Чувст-ть по отн-ию к абиотическому раздражителю – это спос-ть к ощущению, и если орг-м реагирует на абиотический раздражитель, значит он его ощущает.

Ощущение – субъективное внутр. отражение внешенего мира, т.е. показатель психики.

Условие возн-ия ощущения – наличие целенаправленной поисковой дея-ти субъекта.

Ощущение абиотического воздействия – как необходимое звено приспособительной дея-ти орг-ма к среде.

Леонтьев: объективный критерий возн-ия психики – наличие ориентировачной реакции. В филогенезе для появления ощущения (и психики в т.ч.) нужна специальная ориентировочная дея-ть, а отражение мира – рез-т этой дея-ти.

С появлением чувст-ти м/у орг-мом и средой возн-ет «вставленная» активность - поведение, т.е. жив-ые активно ориентируются в среде и ищут жизненно важные условия.

Пример: цвет для пчелы – абиотический раздражитель.

Биол. отражение имеет один аспект – двигательную реакцию (раст. тянется к свету),

психическое отр-ие имеет 2 аспекта: объективный (двигательный) и субъективный (внутренний) – ощущение.

Развитие н.с.: 1) диффузная (сетевая) н.с. – кишечнополостные; 2) ганглиозная (узловая) – черви и насекомые; 3) головной и спинной мозг – у низших позвоночных; 4) кора мозга и доли – у высших позвоночных.

Стадии и уровни развития психики.

Леонтьев выделил:

1 – сенсорная ст. (возн-ие отд. ощущений)

2 – перцептивная ст. (возн-ие целостных образов связано с появлением н.с.)

3 – интеллект (установление связи м/у предметами и явлениями)

Фабри выделил:

1. сенсорная ст. (низший уровень – прост. и высший ур. – черви, насекомые)

2. перцептивная ст. (низший ур. – черви, насекомые; высший ур. – позвоночные и некоторые млекопитающие; наивысший ур. – ст. интеллекта – обезьяны, дельфины)

Тема Личность.

Понятие Личности.

Личность – это центр-ая категория ψ, наряду с такими понятиями, как сознание и дея-ть.

Для понимания сущности личности Б.Г. Ананьев рассм-ет это понятие в ряду блзких:

Точки зрения на возн-ие и развитие психики. - student2.ru индивид, личность, субъект, индивидуальность.

развитие ч-ка

Индивид– это носитель биологич. св-в (конституция тела, пол, возраст, особ-ти н.с. и ВНД), это ч-к как представитель рода; È-ся в онтогенезе и достигает биологич. зрелости.

Личностьв отличие от индивида – это социальное понятие, это ч-к в с/ме социальных отн-ий, это представитель общ-ва, имеющий свою позицию среди других. Л. È-ся на основе индивидных стр-р в ходе социализации и достигает социальной зрелости. Л. в процессе своего È может выступать как субъект.

Субъект – это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других. Рез-том È субъекта явл-ся достижение Пх-ой зрелости.

Индивидуальность– это неповторимое сочетание в ч-ке всех подстр-р (индивида, Л., субъекта).

Т.О., под Л. в ψ понимается некое с/мное качество, к-рое приобретает индивид во вз-ии с социальным окружением.

Леонтьев А.Н.: Л. – это специфическое ч-ое образование, к-рое «производится» общ-ыми отн-иями, в к-рые индивид вступает в своей дея-ти.

Божович Л.И.: Л. – это ч-к, достигший опред. ур-ня Пх-ого È (1 – 3 года).

Рубинштейн: Л.–это развит. форма природной сущности ч-ка со своей позицией в жизни.

Структура личности.

По Платонову К.К., стр-ра Л. включает в себя социально обусловленные и биологически обусловленные подстр-ры. На пересечении всех подстр-р È-ся способности и хар-р. Т.О., иерархическое стр-ие Л. вбирает в себя огромное кол-во компонентов, к-рое условно можно объединить в некое число подстр-р, где высшие управляют низшими, опираются ни них и не сводятся к их сумме.

Петровский А.В. выделяет в Л.:

интроиндивидную подстр-ру – это Л. как Я, отличное от других; это субъективный феномен, созданный под влиянием др. людей;

интериндивидную подстр-ру – это Л. в простр-ве межиндивидных связей, Л. в с/ме отн-ий как субъект общения;

метаиндивидную подстр-ру – это Л. как феномен персонализации; Л. как вклад в др. людей; речь идет об активном продолжении в др. людей; спос-ть произвести в др. ч-ке изменения.

4. Формирование и È Л. Факторы È Л.

Факторы È Л.:

1. Биологический фактор – наследственность (особ-ти н.с., конституция тела и т.д.).

2. Социальный фактор – среда (воспитание, особая роль – семье, обучение).

3. Собственная активность играет решающую и ведущую роль.

Критерии сформированности Л.

Л.И. Божович А.Н. Леонтьев
1 эт. Иерархия мотивов, спос-ть к опосредованному пов-ию, преодолению непосредств. побуждений. 2. Сознательный выбор мотивов и саморуководство. 1. Л. рождается в детстве (дошкольный возраст) при установлении иерархии мотивов. 2. Спос-ть осознавать мотивы и осознанно выстраивать иерархию мотивов (к подростковому возрасту).

Этапы È Л.:

1. Усвоение правил и норм (нач-ся в процессе общения с матерью).

2. Идентификация (отождествление с др. людьми, к-рое происходит в процессе вз-ия с др. людьми).

3. Освоение социальных ролей (представление о Л. как с/ме ролевого пов-ия обуславливает влияние соц. Ожиданий на ее È).

Социализация – особый процесс включения в общ-во, усвоения и воспроизв-ва индивидом соц. опыта в общении и дея-ти.

Личность

Параметры темперамент характер способности направленность
Понятие определение        
Теории подходы        
Авторы теорий        
Структура        
классификации Виды формы        
Индивид особенности типы        
Факторы влияющие        
Механизмы развития        

теме. Точки зрения на возн-ие и развитие психики. - student2.ru

1)

Тема Эмоции и чувства.

Наши рекомендации