Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 11 страница
Расплатой Берн называл окончательный итог жизни или заклю чительную демонстрацию, знаменующую конец определенного пла на жизни. Расплата также может быть текущей.
Если вы неудовлетворены своим сценарным процессом, то мо жете выйти из него. В трансактном анализе эта цель достигается легче всего.
Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют следующие этапы в работе по разрушению собственных паттернов сценария:
– 228 –
1. Выявление своих паттернов сценария, то есть осознание их.
Для этого авторы предлагают просмотреть приведенные выше
описания различных типов сценарного процесса и выбрать тот пат терн или паттерны, которые подходят к вам больше всего. Затем сле дует ответить самому себе на вопрос: «Чувствуете ли вы себя уютно, когда поступаете в соответствии с этим паттерном или паттернами?» Если нет, то необходимо перейти к следующему этапу.
2. Разрушение этих паттернов при осуществлении контроля взрослого над своим поведением.
Выработайте пять типов поведения, которые идут вразрез с ва шим сценарным процессом. Начните их осуществлять немедленно, выполняя в день по одному пункту. Работайте до тех пор, пока не будете удовлетворены произошедшими изменениями.
Например, если вашим основным паттерном является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до за вершения этой работы. Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Для слома паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хоти те. Для этого составьте список из пяти пунктов, которые можете осу ществить для удовлетворения вашего желания, а затем ежедневно выполняйте один из этих пунктов [с. 164-165].
Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу по следующего выхода из своей старой сценарной темы.
3. Свобода от сценария.
Э. Берн считал, что всякий индивид в некоторой степени «запро граммирован» с раннего детства. Но вот насколько человек следу ет своему сценарию, как крепко с ним связан, зависит от личности индивида. Э. Берн писал: «Ключевую роль играют дозволения. Чем больше их у индивида, тем в меньшей мере он связан сценарием.
И наоборот, чем жестче зафиксированы указания сценария, тем меньше шансов преодолеть его ограничения»1 [с. 275].
1 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.
М., 1991.
– 229 –
Для определения соотношения количества свободных и зависи мых от сценария людей Э. Берн предлагал весь род людской изо бразить в виде линии, на одном конце которой располагаются те, кто обрел автономию тем или иным образом; на другом — те, кто проч но привязан к имеющемуся сценарию; в промежутке — остальные, чье положение зависит от перемены их воззрений и от конкретной ситуации.
Я. Стюарт и В. Джойнс1 утверждают, что «никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повез ло ему с родителями или нет» [с. 289].
Итак, у каждого человека есть сценарий. Другой вопрос: какой это сценарий — позитивный или негативный. Способен ли человек выйти из рамок своего сценарного поведения и поступить иначе? Насколько гибки сценарные рамки?
Самое главное для нас — понять, что любой сценарий можно изменить.
Осознав свой сценарий, я могу обнаружить те области, в которых принял проигрышные решения и переделать их на выигрышные. Осознание собственного сценария предоставляет возможность для изменений в настоящем, так как нет ничего, что является чем-то раз и навсегда неизменным в будущем.
Э. Берн проводит мысль, что не нужно полностью отвергать свой сценарий, нужно лишь уметь свободно выходить из него. Он пишет: «Я подчиняюсь долгой и славной традиции предков, переданной мне родителями. Мне кажется, что эта музыка получше той, кото рую удалось бы сочинить самому. Конечно, я знаю области, где им провизация мне удалась бы. Возможно, я отношусь к тем немногим свободным счастливцам, кто может вести свою тему. В таком случае меня можно считать храбрым импровизатором...» [с. 390].
Почему концепция сценария жизни играет важную роль в теории ТА? На этот вопрос Я. Стюарт и В. Джойнс отвечают следующим образом: «Сценарий дает нам возможность понять, почему люди ве дут себя так, а не иначе. Особенно нам необходимо знать об этом
1 Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. М., 1989.
– 230 –
при исследовании способов поведения, которое на первый взгляд кажется болезненным или самоуничижительным. Почему мы про должаем делать то, что приносит нам неприятные чувства? На это теория сценария дает следующий ответ: для усиления и укрепления нашего сценария. Когда мы в сценарии, то навязчиво придержива емся детских решений. Для нас, как младенцев, эти решения пред ставляли собой наилучший способ, чтобы выжить и удовлетворить свои потребности. Будучи взрослыми, мы продолжаем верить этому
в эго-состоянии нашего ребенка. Поэтому мы стремимся организо вать мир таким образом, чтобы он оправдал наши ранние решения»
[с. 122].
«Когда мы в сценарии, — продолжают Я. Стюарт и В. Джойнс, — мы пытаемся решить наши взрослые проблемы, проигрывая младен ческие стратегии, которые неизбежно приводят к тем же результа там, что и в детстве. Испытывая неприятные чувства, мы говорим себе в нашем эго-состоянии Ребенка: «Мир такой же, как и раньше». И каждый раз, когда мы подтверждаем подобным образом наши сце нарные убеждения, то на один шаг приближаемся к нашему сценар ному финалу. Например, ребенком я мог решить следующее: «Со мной что-то не так. Люди отвергают меня. Я умру в печали и одино честве». Став взрослым, я могу осуществлять этот план жизни, делая так, чтобы меня отвергали снова и снова. С каждым отвержением я получаю еще одно подтверждение того, что мой финал — одинокая смерть» [с. 122].
Таким образом, человеку необходимо понимание своего сцена рия для того, чтобы осознать свои детские убеждения, исходя из ко торых он строит свое поведение и взаимодействует с другими людь ми. Пока человек находится в сценарии, его действиями управляет Ребенок и он не в состоянии использовать потенциал своего Взрос лого для решения жизненных проблем.
4. Обретение автономности
Согласно трансактному анализу, существует единственный путь освобождения от сценария — это обретение автономности. Э. Берн не дает точного определения автономности, кроме того, что автоном
– 231 –
ность «характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности».
Осознание — «способность видеть,слышать,чувствовать,ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившейся младенец» [с. 282]. «В процессе развития большинство из нас, — пишут Я. Стюарт и В. Джойнс, — систематически обучают тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам , оценке своего по ведения и поведения других людей. Например, «Вы присутствуете на концерте. Во время игры музыкантов Вы можете внутренне про игрывать такой монолог: Эта вещь написана, кажется , в 1856 г. Они играют слишком быстро. Хотел бы я знать, когда все это кончится? Сегодня нужно пораньше лечь спать, завтра так много работы...». Если Вы позволите себе осознать, что происходит, то выключите этот внутренний голос, и будете слушать только музыку и получать от нее наслаждение» [с. 282]. В другом переводе Э. Берна (Минск, 2002) данное качество звучит как «присутствие в настоящем».
Спонтанность (или самопроизвольность) — «это способностьвыбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения» [с. 282], способность самому определять, чьи чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать в данный момент и как именно их выражать. «Самопроизвольность, — пишет Э. Берн, — есть свобода от навязываемых игр и запрограммирован ных чувств»1 [с. 174].
Интимность (или близость) — «открытое выражение чувств ижеланий между мной и другим человеком». При этом отмечают ав торы «Современного трансактного анализа»: «Высказываемые чув ства должны быть аутентичными или подлинными» [с. 283].
Я. Стюарт и В. Джойнс в своей книге предлагают свое опреде ление автономности. Автономность — это поведение, мысли и чув ства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения [51, с. 283].
1 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.
М., 1991.
– 232 –
По мнению авторов, три качества автономности человека, пред ложенные Эриком Берном, проявляются в следующих способах вза-имодействия автономного человека с внешней средой:
yyЧеловек взаимодействует с другими людьми,как интегри-рованный Взрослый, что означает«обработку всей поступающейинформации о мире с помощью эго-состояния Взрослого, а также включение осознания Взрослого при выборе необходимого для реа гирования эго-состояния (включение характеристик позитивного Ре бенка или позитивного Родителя)».
yyЧеловек активен,он направлен на эффективное разрешениевозникшей проблемы. При этом способ решения проблемы можетбыть различным — это и выражение аутентичных чувств, и эффек тивное действие, направленное на осуществление поставленной за дачи [51].
Таким образом, при обретении автономности человек освобож дается от своего сценарного поведения и становится способным вы бирать различные способы решения возникшей проблемы, различ ные стратегии собственного поведения в зависимости от конкретной ситуации.
Я. Стюарт и В. Джойнс называют несколько путей обретения свободы от сценария:
1. Трагическое событие. Очень сильные потрясения,такие,каквойна или запрещенная родителями любовь, могут принести с собой быстрое освобождение.
2. Психотерапия. Этот путь более длителен.
Итак, по мнению авторов, существует только два способа обрете ния свободы от сценария: внешние жизненные обстоятельства или помощь психотерапевта, самостоятельно же человек может изменить свое сценарное поведение только на противоположное ему, по лучив при этом псевдосвободу. Самостоятельно вырваться из задан ной с детства и принятой на уровне личности программы человеку очень трудно. И если он стремится перестать действовать согласно чужим (принятым как свои собственные убеждения) сценарным по сланиям, то сможет только реализовать свой антисценарий (прямо противоположное поведение), демонстрируя свой негативизм.
– 233 –
Типичным примером этого может служить строптивый подро сток или женщина, которая заявляет: «Чего я действительно не хочу, так это походить на свою мать».
Э. Берн приводит следующий жизненный пример, иллюстриру ющий поведение в рамках антисценария: «Разве мы не знаем случа ев, когда мать просит сына: «Не пей», а тот пьет еще больше? Когда она просит: «Мойся ежедневно», он вообще перестает это делать. Мать требует: «Учись хорошо», и сын бросает учебу. Выясняется, что, не слушаясь матери, он следует родительской программе так же точно, как если бы выполнял все материнские советы. Если свобода приносит поражение, значит она мнимая. Когда человек только пере ворачивает перфокарту на обратную сторону, он все равно следует программе» [с. 277].
Если человек демонстрирует поведение, отличное от сценарно го, то это не всегда означает, что он обрел автономность (свободу от сценария), возможно, он так и остался в рамках своего сценария, сумев только переделать направление своих сценарных указаний.
Теперь перейдем к терапии трансактного анализа.
Для начала определим, что есть психотерапия. Согласно Я. Стю арту и В. Джойнсу, терапия — это «процесс, направленный на то, чтобы помочь людям достичь изменения личности» [с. 287]. В этой главе мы рассмотрим природу и терапевтические техники ТА, ис пользуемые для освобождения человека от сценария.
Основной целью терапии ТА является развитие автономностиличности или обретение свободы от сценария.
В книге М. Гулиной «Терапевтическая и консультативная психо логия» мы находим следующее перечисление целей терапии в тео рии ТА:
yyЗамещение«старых записей»в Родителе;
yyОбучение новым способам мышления и поведения;
yyПрояснение и отделение различных эго-состояний друг от друга;yyОсознавание;
yyТворчество;
– 234 –
yyИнтуиция;
yyСпонтанность;
yyИнтимность;
yyАвтономность;
yy«Здесь и теперь».
Авторы «Современного трансактного анализа» в своей книге поднимают вопрос о критериях излечения пациентов. Согласно их мнению, «излечение должно включать какой-то выход из сценария, причем такое сценарное излечение может быть поведенческим, аф фективным или когнитивным или являться комбинацией этих трех факторов» [с. 285]. Другими словами, из сценария можно выйти, из менив свое поведение, чувства или мысли.
Я. Стюарт и В. Джойнс приводят и другую точку зрения по этой проблеме (к сожалению, авторы данного подхода не указаны). Дру гой подход в изменении сценария — соматическое излечение. Он со стоит в том, что человек, желающий выйти из сценария, должен из менить телесные ощущения. Например, он может снять постоянное мышечное напряжение или избавиться от каких-то психосоматиче ских расстройств [с. 285].
Авторы описывают динамику изменений, происходящих с чело веком при терапии ТА (процесс выхода из сценария): «Когда кто-то достигает значительного изменения в своем сценарии, он обычно в течение нескольких недель или месяцев находится в приподнятом настроении, а затем на некоторое время возвращается к прежнему поведению (к своему сценарному поведению), будто забыл там что-то хорошее. Важно, чтобы клиент осознавал где он, и не находился бы в этом состоянии очень долго. При этом старое поведение уже не так приятно, как раньше, и к тому же у человека имеется выбор, сле довательно, он быстрее выходит из этого состояния. Довольно скоро прежнее поведение теряет для него всякую привлекательность, и он полностью выходит из него»1 [с. 286].
1 Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. М., 1989.
– 235 –
В практике сценарного анализа трансактный (внутригрупповой)
и социальный материал собираются до тех пор, пока пациенту не станет ясна природа его сценария.
В терапии трансактного анализа используют следующие методы: yyсоздание заботливой обстановки;
yyконфронтация с неконгруэнтностью;yyакцент на личной ответственности;
yyметоды«позволения»и методы развития автономности(сотруд
ничество, отсутствие дефицита поглаживаний, отсутствие силовых игр, равные права, соблюдение правила «Никто никого не спасает»).
Э. Берн в своей книге «Трансактный анализ в психотерапии» указывает на то, что наиболее эффективным методом для анализа сценария пациента является работа в терапевтической группе. Он пишет: «В группе пациент, наблюдая выход чувств в играх и время препровождениях, может вскоре увидеть потенциальные способно сти других членов группы играть свои роли в его сценарии, когда он выступает в качестве директора труппы»1 [с. 145].
Пациенту предлагается выбрать исполнителей на роли своего сценария. Когда распределение ролей закончено, он приступает к попыткам получить предусмотренные ролями реакции от каждого из участников, при этом поведение пациента мотивируется его по требностью вновь вызвать к жизни или усилить выгоды первичных переживаний.
Он может искать возможность для воспроизведения первоначаль ной развязки, как в классическом случае компульсии повторяющего ся действия, или может стараться сделать развязку более счастливой. Э. Берн отмечает, что это не так важно, так как цель сценарного ана лиза — «закрыть шоу и поставить другое, получше» [с. 146]. Важно освободить пациента от компульсии повторного проживания своей ситуации и направить его по новому пути.
1 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.
М., 1991.
– 236 –
Для Берна, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс1, трансактный ана лиз был своего рода терминологическим зонтиком для четырех раз личных, но взаимосвязанных подходов к лечению: структурный ана лиз, трансактный анализ, анализ игр и анализ сценария.
Структурный анализ лежит в основе трансактного анализа,анализа игр и сценариев в историческом, теоретическом и концептуаль ном смысле.
Трансактный анализ в узком значении—это анализ отдельныхтрансакций с помощью трансактных диаграмм. Консультант помо гает клиенту осознать, что анализ трансакций эго-состояний, уча ствующих в ситуациях и отношениях, в которых клиент испытывает трудности, помогает повысить уровень компетентности клиента и тем самым помогает ему лучше справляться с трудностями.
Анализ игр так же,как и трансактный,позволяет осуществлятьсоциальный контроль. При анализе игр консультант поощряет кли ента изучать способы структурирования времени и получения по глаживаний, применение которых позволяет почувствовать наиболь шее удовлетворение.
Результатом всех этих процедур должно явиться достижениепозиции «Я — о'кей; ты — о'кей». Часто необходимым является переписывание сценариев жизни. Эффективной работа считается, если достигнута автономия клиента, которая подразумевает способ ность к «несценарному» поведению. Достижение автономии под разумевает восстановление человеком трех основных способностей, характерных для исходных о'кей-позиций: спонтанности, осознания и интимности.
Разрушение игр состоит в том, что психотерапевт категорически отказывается играть в них и помогает клиенту осознать собственную игру. По крайней мере, он старается резко уменьшить получаемое клиентом вознаграждение. Сталкиваясь с таким поведением, клиент впадает в отчаяние, содержащее в себе элементы фрустрации и рас терянности. Такая реакция вскоре может уступить место юмористи
1 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2002.
– 237 –
ческому подтруниванию над собой с позиции Взрослого, понимаю щего подлинные причины скрытых проблем».
М. Гулдинг и Р. Гулдинг предлагают вспомнить раннюю сцену, в которой клиент получил соответствующее родительское предписа ние и, погружаясь в детское состояние, создать новое, уже позитив ное решение, независимо или вопреки тому, что делали или говори ли родители.
Сценарий —это план жизни,который составляется в детстве,подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и дости гает пика при выборе пути.
Основными причинами возникновения сценария являются: 1)удовлетворение ребенком своих потребностей с помощью сценарного поведения; 2) особенности логики ребенка (в своих умозаключениях он идет от частного к общему; ребенок не делает различия между потребностями и делами; «марсианское мышление» ребенка).
Ребенок растерян и нуждается в защите, в тепле и любви. Он хо чет четко заданных правил, которые дадут ему ощущения стабиль ности и безопасности. Поэтому, получая от родителей сценарные послания, ребенок с радостью берет их себе. С другой стороны, сле дуя родительским приказаниям, ребенок получает поглаживания и удовлетворяет тем самым свою потребность в любви.
Став взрослым, человек остается в своем сценарии, хотя объ ективно отсутствуют прежние причины, подвигшие его на выбор сценария. Человек продолжает следовать выбранной им в детстве стратегии с целью как можно более полно удовлетворить свои по требности.
Э. Берн выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на содержание формируемого сценария: воздействие предков; возник-новение новой жизни; сценарий родителей; обстоятельства рож-дения ребенка; имя и фамилия ребенка, а также два важных этапа
в формировании сценария:
1) до 2-х лет, когда мать программирует основные мысли ребенка. Эта программа образует начальный скелет сценария, «первичный протокол», определяющий, кем станет ребенок — «молотом» или
– 238 –
«наковальней». В это время происходит выбор жизненной позиции из четырех возможных: Я «+» Ты «+»; Я «+» Ты «-»; Я «-» Ты «+»; Я «-» Ты «-». Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн пи сал, что «любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций»;
2) с 2-х до 6 лет, когда происходит выбор сюжета с нужным развитием и ответа на вопрос: «Что бывает с такими, как я?».
жизненный сценарий принимается ребенком на основе сценар ных посланий о себе, других людях и жизни, исходящих от роди телей, то есть на основе родительских программ. Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-либо решения, они, тем не менее, оказывают на них сильное влияние, так как ребенок слаб и нуждается в защите, принятии и любви, то он будет «верить» ро дительским посланиям и вести себя в соответствии с ними, чтобы получить «поглаживания» от родителей, чтобы удовлетворить свои потребности.
С одной стороны, ребенок, получив какое-либо родительское послание, не сможет проигнорировать его и «возьмет» себе (в лю бом случае послание дойдет до адресата). С другой стороны, роди тельские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом, какое именно решение будет при нято на основе послания, зависит, прежде всего, от самого ребенка.
Э. Берн считал, что всякий индивид в некоторой степени «запро граммирован» с раннего детства. Но вот насколько человек следу ет своему сценарию, как крепко с ним связан, зависит от личности. Э. Берн писал, что ключевую роль играют дозволения. Чем больше их у индивида, тем в меньшей мере он связан сценарием. И наоборот, чем жестче зафиксированы указания сценария, тем меньше шансов преодолеть его ограничения. Я. Стюарт и В. Джойнс утверждали, что никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет.
Человеку необходимо понимание своего сценария для того, что бы осознать свои детские убеждения, исходя из которых, он строит
– 239 –
свое поведение и взаимодействует с другими людьми. Пока человек находится в сценарии, его действиями управляет ребенок и он не
в состоянии использовать потенциал своего взрослого для решения своих жизненных проблем.
Согласно трансактному анализу, существует единственный путь освобождения от сценария — это обретение автономности. Э. Берн не дает точного определения автономности, кроме того, что автоном ность «характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности».
Я. Стюарт и В. Джойнс определяют несколько путей обретения свободы от сценария:
а) трагическое событие. Очень сильные потрясения,такие,каквойна или запрещенная родителями любовь, могут принести с собой быстрое освобождение;
б) психотерапия. Этот путь более длителен.
Упражнения
Я. Стюарт и В. Джойнс предлагают несколько упражнений по расшифровке сценария:
1. Герой или героиня. Кто ваш любимый герой?Возможно,этоперсонаж детской сказки, а может быть, герой или героиня пьесы, книги или фильма, который вы помните. Это может быть также и реальный человек. Начните с героя, который первым пришел вам в голову. Станьте этим героем и говорите о себе столько, сколько вам хочется, при этом начинайте со слова «Я...». Например, предполо жим, что мой герой — Супермен. Я могу начать так: «Я — Супермен. Мое дело — помогать другим людям решать проблемы. Я прилетаю из ниоткуда, делаю удивительные вещи и потом опять пропадаю. Никто не знает, что я Супермен, так как я постоянно маскируюсь...»1 [с. 111].
2. Сказка или басня. Другой вариант первого упражнения заключается в том, чтобы рассказать сказку или басню. И снова, выберите то, что вам нравится, — первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф — все, что хотите. Вы можете начать
1 Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. М., 1989.
– 240 –
следующим образом: «Жила-была одна красивая девушка, которую злая мачеха усыпила на долгие годы. Она лежала в комнате, в замке за высокой стеной. Множество королей и принцев приходили для того, чтобы посмотреть на девушку, однако никто из них так и не смог прео долеть стену...» Для того чтобы извлечь максимум пользы из рассказа, можно продолжить его, став каким-нибудь персонажем или предме том из него, при этом каждый раз говорите о себе [с. 111].
3. Сон. Выберите какой-то из ваших снов.Больше всего можноузнать из недавнего или же много раз повторяющегося сна. Расска жите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью и начните говорить о себе. После того как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было ли вам при ятно или нет? Вам понравилось, как закончился сон? Если нет, вы можете продолжить упражнение, заменив концовку сна. При этом рассказывайте новое окончание вашего сна в настоящем времени. Убедитесь, что вы вполне удовлетворены концовкой сна [с. 112].
4. Предмет в комнате. Осмотрите вашу комнату и выберитекакой-нибудь предмет, лучше тот, о котором вы подумали в первую очередь. Затем станьте им и начинайте говорить о себе. Например: «Я — дверь. Я тяжелая, деревянная. Я стою на пути людей. Они от крывают и закрывают меня...» Для того чтобы получить максимум пользы от упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с избранным предметом. Партнер должен просто разговаривать с вами, как будто вы дверь, камин и т. д. Например: «Дверь, что ты чувству ешь, когда люди открывают тебя?» «Я сержусь. Однако я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им открывать себя» [с. 112].