Различение подлинного и ложного страха
Как говорилось в главе 3, чтобы определить, является страх подлинным или ложным, проще всего посмотреть, есть ли реальная опасность. Гонится ли за вами дикий зверь? Тонете ли вы в море? Находится ли ваш ребенок в ситуации, серьезно угрожающей его здоровью или жизни? Действительно ли вам или вашим близким не хватает еды? Можете ли вы умереть в следующие несколько минут? Если ответы утвердительны, то вы, без сомнения, испытываете подлинный страх, провоцирующий действие. Он как бы говорит: «Делай что-то сейчас же!» И тогда тело включает необходимые стрессовые реакции, которые защищают вас и ваших близких. Вы даже не думаете, действовать или нет, просто срываетесь с места. Если вы видите, как ваш малыш падает в бассейн, или слышите, что ваша мать кричит от страха в дальней комнате, то будете что-то делать, особо не размышляя.
Но подлинный страх не всегда столь легко очертить. Иногда он облечен в более скрытые – и потому смутные – формы. Проявиться он может как интуитивное знание, подсказывающее вам: «Не надо отпускать ребенка в дом этого человека на ночь». Он может проявиться и во сне, и во внутреннем голосе, в предчувствии, что случится нечто плохое. В таком интуитивном знании не обязательно отражается непосредственная опасность, но страх, который оно несет, может быть подлинным. Вспышки интуитивного знания могут подтолкнуть вас к изменению поведения и защитить от реальной опасности. Бывает, что вы входите в комнату с незнакомцем, и, хотя он выглядит дружелюбным, возникает странное желание убраться от него подальше. Или, допустим, вы видите сон о том, что попадаете в автоаварию, благодаря чему в следующий раз, садясь в машину, принимаете меры предосторожности. Ларри Берк, врач-радиолог, собирает истории о пациентках, у которых рак груди был обнаружен и излечен после того, как они услышали послания из снов-предупреждений. Бесчисленные истории о родительской интуиции, помогающей защитить детей, наводят на мысль, что этот вид подлинного страха может быть особенно сильным, когда речь заходит о тех, кого мы любим больше всего.
Интуиция существует не только для того, чтобы защитить нас, она защищает и других. Когда я работала врачом, мой внутренний голос много раз приносил пользу моим пациентам. О том, как помогает интуиция, вам расскажет любой полицейский или солдат. Вот почему обращать внимание на подлинный страх так важно.
Но как узнать, на какие страхи реагировать, а какие игнорировать? Для этого нужна мудрость Гэвина де Беккера, автора книги «Дар страха», возглавляющего фирму, консультирующую правительство, правоохранительные органы и крупные СМИ о том, как правильно подходить к угрозам насилия. Много лет он сотрудничал с президентами США.
Из опыта де Беккера следует, что жертвы насильственных преступлений почти всегда что-то чувствуют перед тем, как попадают в опасную ситуацию, но пренебрегают этим ощущением, поскольку страх кажется им иррациональным. Иначе говоря, разум подсказывает им, что для страха нет оснований. До акта насилия преступник кажется вежливым, доброжелательным, но весьма чувствительная и точная внутренняя система предупреждения подсказывает жертвам, что нужно ждать беды.
Как сообщает де Беккер, когда наша жизнь в опасности, интуиция превосходит разум. Он объясняет: «Мы полагаем, что сознательное мышление всегда лучше воспринимает обстановку, но на самом деле интуиция воспаряет над тяжеловесной логикой. Величайшее создание природы, человеческий мозг, перестает работать эффективно, когда его хозяин подвергается риску. В то же время интуиция сразу взлетает на другой уровень, который можно назвать удивительным, даже чудесным. Интуиция – это путешествие из пункта А в пункт Я без остановок у других букв… Это знание, не осознающее своих причин. Интуиция всегда поучительна, и, хотя она иногда посылает сигналы, которые не оказываются срочными, все, что она сообщает, имеет значение. В отличие от тревоги, она не растрачивает попусту ваше время. Интуиция может послать несколько сообщений, чтобы привлечь ваше внимание, и, поскольку эти сообщения различаются по срочности, хорошо бы понимать, какие из них приоритетные».
Де Беккер говорит о том, что интуиция устанавливает для нас «пирамиду срочности». На вершине ее – страх, затем идут испуг, подозрение, колебание, сомнение, предчувствие, озарение и любопытство. Вы можете также испытывать навязчивые мысли, физические ощущения, удивление, тревогу или даже вспышку черного юмора. По словам де Беккера, «думая об этих сигналах беспристрастно, вы узнаете, как общаться с самим собой».
Как ощущается интуиция
Умение различать подлинные и ложные страхи требует распознавания сигналов интуиции. В рамках подготовки этой книги я брала интервью у многих из тех, кому довелось испытать интуитивные озарения и защитить себя (или кого-то другого; некоторые примеры приведены в главе 6). Когда я спрашивала у людей, как они узнавали, что нужно обратить внимание на подсказки внутреннего голоса, как отличали их от параноидальных мыслей, большинство отвечали, что, когда приходило озарение, у них не было чувства страха. Хотя предчувствие иногда рисовало им в разуме страшные картинки, реакцией этих людей была не паника, а ощущение глубокого спокойствия. Фактически те, кто развил у себя интуицию, отмечают, что это внутреннее спокойствие часто позволяет им узнавать, реально ли интуитивное озарение. Другие обнаруживают, что проводить различие им помогает тело. Часто страх выражается тянущими ощущениями в районе солнечного сплетения, а интуиция – чувством внутренней широты, даже расслабленности. Как ваша интуиция говорит с вами посредством тела?