Хотите ли Вы сообщить что-либо дополнительно о себе. Цели изучения К концу модуля участники должны: знать принципы подготовки беременных женщин и членов
Модуль 9А
Подготовка к родам
Цели изучения |
К концу модуля участники должны:
|
План и продолжительность модуля: | |
Работа в аудитории – 160 минут | |
Активность 1 – Вступение | 5 мин |
Активность 2 – Интерактивнаяпрезентация «Подготовка партнёров (организация школ дородовой подготовки)» | 30 мин |
Активность 3 – Мозговой штурм | 10 мин |
Активность 4 – Презентация «Здоровый образ жизни и правильное питание в течение беременности» | 45 мин |
Активность 5 – Видеофильм Проекта по эффективному перинатальному уходу | 30 мин |
Активность 6 – Обсуждение | 10 мин |
Активность 7 – «Мозговой штурм» по использованию информационных материалов | 10 мин |
Активность 8 – Интерактивная презентация «Информационно-образовательные материалы и их использование» | 15 мин |
Активность 9 – Выводы | 5 мин |
Подготовка к модулю |
· Обзор текущих публикаций, доказательных материалов и рекомендаций по темам модулей · Убедиться, что все преподаватели знают свои функции по работе с этим Модулем |
Материалы и Оборудование |
Материалы |
· Руководство для участника · Презентация 9А-1 EАC RUS, 9А-2 EАC RUS, 9А-4 EАC RUS, 9А-8 EАC RUS |
Оборудование |
|
Ключевая информация |
|
Предпочтительнее, чтобы занятие проводилось акушеркой, которой помогают акушер-гинеколог и неонатолог.
Активность 1 – Введение (5 мин)
· Покажите слайд 9А-1-1 и объясните участникам, что во время работы над модулем вы обсудите принципы подготовки женщин и членов их семей к родам; принципы рационального питания во время беременности; современные перинатальные технологии, ориентированные на семью, а также оценим их эффективность, используя данные научно-доказательной медицины; информационно-образовательные материалы и принципы их использования.
Активность 2 – Интерактивная презентация «Подготовка партнёров (организация школ дородовой подготовки)» (30 мин)
· Покажите слайд 9А-2-1 и скажите участникам, что вы начнете с обсуждения принципов подготовки женщин и членов их семей к родам.
· Перейдите к слайду 9А-2-2и объясните участникам, что занятия по обучению родителей чаще всего организуются в дородовый период, когда родители могут встретиться между собой в похожей ситуации, чтобы поделиться знаниями и опытом, а также обсудить надежды, страхи и ожидания.
· Покажите слайд 9А-2-3и объясните участникам, что необходимо для проведения занятий по подготовке к родам. Эффективность дородовых курсов зависит не только от социальной структуры участников или от компетентности и искусства преподавателей, но в значительной степени от целей, заложенных в программу обучения.
· Перейдите к слайдам 9А-2-4 - 9А-2-6и объясните участникам, что для проведения занятий необходим обученный персонал, приспособленное и оборудованное помещение, и что каждый из перечисленных пунктов значит.
· Покажите слайды 9А-2-7 - 9А-2-10с фотографиями помещения для проведения занятий по подготовке к родам.
· Слайд 9А-2-11– расписание занятий. Скажите, что сегодня большинство курсов содержит в своих программах дополнительные цели, включающие укрепление состояния здоровья, нивелирование стресса, связанного с беременностью и родами, снижение чувства беспокойства, улучшение взаимоотношений в семье, повышение чувства собственного совершенства, достоинства и самоуважения, правильное кормление ребенка, снижение напряжения в послеродовом периоде и советы по планированию семьи.
· Покажите слайды 9А-2-12 - 9А-2-15с возможными темами занятий по подготовке к родам. Обратите внимание участников на то, что наличие различной тематики курсов с точно сформулированными целями поможет женщинам или супружеским парам выбрать такую программу, которая бы наиболее полно удовлетворяла их потребностям. Обсудите с участниками целесообразность обсуждения с будущими родителями представленных на слайдах тем, и спросите, какие бы еще темы они включили в список тем, возможных для обсуждения.
· Дайте участникам советы по общению с родителями, используя слайд 9А-2-16.
· Покажите слайд 9А-2-17и скажите, что психопрофилактическая работа может осуществляться в виде индивидуальных, семейных и групповых занятий.
· Групповая подготовка к родам, основные направления работы:
o Профилактика разводов и насилия в семье
o Моделирование правильного поведения в родах
o Формирование положительного и результативного сотрудничества с медицинским персоналом
o Формирование ответственности за собственные роды
· Опишите участникам некоторые виды работы с беременными женщинами с целью их подготовки к родам:
· Слайд 9А-2-18– музыкотерапия с элементами релаксации - один из методов работы с будущими родителями, направленный на снятие возможных стрессовых ситуаций, расслабление и эмоциональную разгрузку.
· Слайды 9А-2-19 - 9А-2-20– арт – терапия - метод работы с беременными женщинами, который помогает медицинскому работнику или психологу определить возможные скрытые страхи и опасения беременной женщины и вовремя скоррегировать их.
· Слайды 9А-2-21 - 9А-2-22– аквааэробика - метод работы с беременными женщинами, использование которого способствует более глубокому расслаблению женщины, тренировке мышц без значительных физических усилий, а также снятию большинства проявлений дискомфорта, связанных с беременностью. Кроме того, аквааэробика является методом профилактики и лечения варикозного расширения вен нижних конечностей.
· Слайд 9А-2-23– гаптономия - телесно – звуковой контакт с малышом - Обучение беременной женщины технике гаптономии является неотъемлемой задачей курсов по подготовке к родам и материнству, так как является одним из основных методов «общения» будущих родителей со своим малышом, который пока находится в утробе матери. Этот метод является инициацией общения родителей и ребенка.
· Покажите слайд 9А-2-24и объясните участникам, какие именно советы по общению с еще не родившимся малышом им необходимо давать беременным женщинам в женской консультации.
· Перейдите кслайду 9А-2-25и расскажите участникам, как происходит формирование материнского поведения. Выделяют два таких понятия, как «анатомическая пуповина» - связывает мать с ребенком в утробе, и «психологическая пуповина» - связывает мать и ребенка духовно. Посредством последней мать общается со своим еще не родившимся ребенком. Схема на слайде демонстрирует важность тесного контакта матери и ребенка, и показывает насколько важно, чтобы «психологическая пуповина», связывающая мать и ребенка, была настолько короткой, насколько это возможно – даже короче. Чем «анатомическая пуповина». Чем «психологическая пуповина» будет короче, тем теснее будет контакт матери и ребенка после родов.
· Покажите слайд 9А-2-26и скажите, что если информация о недостатках, преимуществах и альтернативах обычному способу родовспоможения останется главным направлением большого числа дородовых курсов, можно ожидать увеличения в обществе числа влиятельных и хорошо информированных людей, вовлеченных в совершенствование практик родовспоможения.
· Спросите, есть ли у участников вопросы по данной теме? Ответьте на возможные вопросы участников.
Активность 3 – Мозговой штурм (10 мин)
· Попросите участников, назвать советы, которые они дают женщинам по здоровому образу жизни и питанию во время беременности и кормления грудью.
· Один из преподавателей должен записать все названное участниками на лист лекционного блокнота.
· Не комментируйте названное участниками. Спросите, все ли они назвали?
· Скажите участникам, что вы вернетесь к этому списку после презентации по здоровому образу жизни и питанию во время беременности и при кормлении грудью, к которой вы сейчас и переходите.
Активность 4 – Презентация «Здоровый образ жизни и правильное питание в течение беременности» (45 мин)
· Начните презентацию с показа слайда 9А-4-1 и скажите участникам, что в ходе данной презентации вы более подробно коснетесь вопросов питания при беременности.
· Покажите слайд 9А-4-2 и объясните участникам, что в основе здорового образа жизни лежит здоровое питание, следующее место занимает физическая активность и затем стоят экология, экономические условия жизни и привычки и пристрастия.
· Используя слайды 9А-4-3 - 9А-4-5, объясните участникам отрицательное влияние курения во время беременности и кормления грудью на плод и ребенка.
· Покажите слайды 9А-4-6 и 9А-4-7и обсудите с участниками рекомендации, которые они могут давать курящим женщинам во время беременности и кормления грудью.
· Используя слайды 9А-4-8 - 9А-4-10, объясните участникам отрицательное влияние от употребления алкоголя во время беременности и кормления грудью на плод и ребенка.
· Беременным и кормящим матерям не следует употреблять алкоголь (особенно перед зачатием и в первый триместр беременности). Алкоголь проникает через плаценту в кровь плода и выделяется с материнским молоком, то есть попадает плоду во время беременности и ребенку во время кормления грудью.
· Употребление алкоголя во время беременности может привести к:
o Самопроизвольному аборту
o Преждевременным родам
o Отслойке плаценты
o Развитию алкогольного синдрома плода
· Покажите фотографию мозга ребенка с алкогольным синдромом плода в сравнении с мозгом нормального ребенка(слайд 9А-4-11).
· Перейдите к слайдам 9А-4-12 и 9А-4-13и обсудите с участниками вредное влияние от чрезмерного употребления кофеина на плод.
· Покажите слайд 9А-4-14и обсудите с участниками важность консультирования женщин по вопросам здорового образа жизни и отказа от вредных привычек во время беременности и кормления грудью. Обратите их внимание, что во время беременности и лактации женщины наиболее восприимчивы к советам относительно здорового образа жизни и проявляют наибольшее желание изменить свои привычки в пользу ребенка
· Спросите, есть ли у участников вопросы или комментарии относительно представленной информации? Ответьте на возможные вопросы участников.
· Покажите слайд 9А-4-15и скажите, что вы переходите к вопросам питания во время беременности и лактации, и разберете 12 принципов рационального питания.
· Перейдя к слайду 9А-4-16,объясните участникам, что рекомендации по питанию во время беременности и лактации основаны на общих рекомендациях и не должны отличаться от рекомендаций по питанию для взрослого населения.
· Покажите слайд 9А-4-17,на котором представлена пирамида питания. Обратите внимание участников на то, что в основании этой пирамиды находятся хлеб, зерно, макаронные изделия, рис, картофель. К сожалению, в наше время, во многих лечебных учреждениях медицинские работники все еще дают беременным женщинам советы по ограничению этих продуктов питания, несмотря на то, что они должны составлять примерно 50% рациона.
· Слайды 9А-4-18 - 9А-4-25– 12 принципов рационального питания. Подробно остановитесь на каждом из них, обсудите их с участниками, удостоверьтесь, что участники поняли все названные принципы.
· Спросите у участников, согласны ли они со всеми названными принципами рационального питания? Обсудите все возможные комментарии и сомнения участников.
· Показав слайд 9А-4-26,представьте участникам рекомендованную прибавку веса у женщин с различным индексом массы тела (ИМТ) в начале беременности. Также обсудите с ними риск, связанный с избыточной (слайд 9А-4-27)или недостаточной прибавкой веса во время беременности (слайд 9А-4-28).
· Перечислите продукты, полезные для беременной женщины (9А-4-29):продукты, содержащие фолиевую кислоту. Еще раз напомните участникам, что недостаток фолиевой кислоты во время беременности может привести к развитию мегалобластной анемии, дефектам нервной трубки у плода (spina bifida и т.п.).
· Обсудите с участниками необходимость употребления с пищей различных питательных веществ:
· Слайды 9А-4-30 - 9А-4-31– витамин С.
o Повышает усвоение «негемового» железа
o Необходим для синтеза коллагена
o Имеет антиоксидантные свойства
· Также, скажите, что витамин С не может синтезироваться и запасаться в человеческом организме; разрушается при нагревании; необходимо ежедневное его поступление в организм с пищей.
· Обратите внимание участников на то, что курение снижает усвоение и повышает потребности в витамине С.
· Слайд 9А-4-32– кальций:
o 300 мг кальция покрывает потребности плода и требования лактации
o Усвояемость кальция увеличивается вдвое во время второй половины беременности
o Продукты с высоким содержанием пищевой клетчатки ухудшают усвоение кальция
o Источник кальция – молоко и молочные продукты (1 чашка молока – 250 мг кальция)
o Содержание кальция в грудном молоке не зависит от содержания кальция в рационе матери
· Слайды 9А-4-33 - 9А-4-34– йод:
· Отрицательные последствия йодной недостаточности:
o Гипотиреодизм плода, кретинизм
o Выкидыш, мертворождение
o Низкая масса тела при рождении
o Высокая перинатальная и детская смертность
o Зоб и гипотиреоидизм матери
· Лучшая профилактика гипотиреоидизма - потребление йодированной соли; содержание йода во фруктах, овощах, злаковых и мясе зависит от содержания йода в почве и воде; морская рыба и другие продукты моря являются хорошим источником йода
· Слайд 9А-4-35– витамин D - рекомендовано потребление 10 мкг или 400 МЕ витамина D; женщины с недостаточным потреблением витамина D и недостаточной подверженностью влиянию солнечных лучей могут нуждаться в назначении препаратов витамина D; и кальций и витамин D играют важную роль в предотвращении рахита у новорожденных.
· Слайды 9А-4-36 - 9А-4-37– железо - около 5-20% железа, принимаемого с пищей – усваивается; «не-гемовое» железо, содержащееся в растительных продуктах, молоке и яйцах, усваивается хуже – 2 - 7%; витамин С, животный белок и некоторые органические кислоты улучшают усвояемость «не-гемового» железа.
· Остаются противоречия относительно повсеместного назначения препратов железа (30мг в день) беременным женщинам. Женщины с достаточными запасами железа в организме и достаточным потреблением его с пищей не нуждаются в дополнительном приеме препаратов железа. Потребности в железе во время лактации обычно не превышают потребностей небеременных женщин. Содержание железа в грудном молоке не зависит от содержания железа в рационе матери.
· Слайд 9А-4-38– поливитаминные препараты - адекватное питание во время беременности и лактации обеспечивает поступление в организм достаточное количество витаминов и питательных веществ.
· Возможные неблагоприятные последствия приема поливитаминных добавок:
o Ненужные расходы
o Долговременная зависимость
o Плохая усвояемость
o Токсичность
o Дисбалланс питательных веществ
· Покажите слайды 9А-4-39 - 9А-4-40и представьте участникам питательные вещества в материнском молоке, зависящие и не зависящие от питания матери.
· Спросите участников, есть ли у них вопросы по данной теме? Ответьте на возможные вопросы участников.
· Закончите презентацию показом слайда 9А-4-41и скажите, что питание всегда должно быть рациональным и его сбалансированность является залогом хорошего самочувствия матери и ребенка. Приведите участникам в пример следующее выражение: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того чтобы жить!»
Активность 5 – Видеофильм Проекта по эффективному перинатальному уходу (30 мин)
· Для того, чтобы эффективнее консультировать женщин по вопросам подготовки к родам, непосредственно о самом процессе родов и о послеродовом периоде, предложите участникам посмотреть видеофильм, созданный Проектом «Здоровье матери и ребенка» по эффективным перинатальным технологиям.
· Просмотрите фильм с участниками. После просмотра – переходите к следующей активности.
Активность 6 – Обсуждение (10 мин)
· Обсудите с участниками те технологии, которые были представлены в фильме, а также напомните участникам основные аспекты, которые важно осветить во время консультирования женщины по данным вопросам.
· По окончанию данной активности, спросите у участников, есть ли у них вопросы? Ответьте на все имеющиеся у участников вопросы.
· Перейдите к следующей активности.
Активность 7 – «Мозговой штурм» по использованию информационных материалов (10 мин)
· Попросите участников, назвать какие виды информационно-образовательных материалов они знают.
· Один из преподавателей должен записать все названное участниками на лист лекционного блокнота.
· Не комментируйте названное участниками. Спросите, все ли они назвали?
· После того, как список будет составлен, спросите у них, как они обычно распространяют буклеты/листовки? Объясняют ли они при этом содержание материала?
· Выслушайте мнения участников и скажите, что сейчас вы представите им информацию по эффективному использованию информационно-образовательных материалов.
Активность 8 – Интерактивная презентация «Информационно-образовательные материалы и их использование» (15 мин)
· Покажите слайд 9А-8-1и скажите, что сейчас вы представите участникам информацию по эффективному использованию информационно-образовательных материалов.
· Покажите слайд 9А-8-2 и объясните участникам, какие бывают виды информационно-образовательных материалов (ИОМ).
· Вернитесь к списку ИОМ, составленному участниками в ходе предыдущей активности и вместе с ними проверьте, все ли ИОМ были названы участниками. Если нет, то добавьте в список недостающие материалы.
· Перейдите к слайду 9А-8-3 и объясните, зачем нужны информационно-образовательные материалы и как они могут помочь медицинским работникам в работе с клиентами.
· Покажите слайд 9А-8-4 и объясните участникам алгоритм работы с клиентами, используя ИОМ.
o Внимательно прочитайте информацию в буклете
o Разбейте информацию на смысловые группы
o Сделайте краткое резюме каждой части буклета
o Постарайтесь использовать очень простую, понятную для клиентов лексику
o Расскажите кратко об основных моментах, изложенных в буклете
· Перейдите к слайду 9А-8-5 и объясните участникам, что информационно-образовательные материалы помогают врачам: (1) акцентировать внимание пациентов на наиболее важных аспектах информации, предоставляемой им; (2) завязать и поддержать разговор с клиентами ("разговорить" клиента); (3) точнее понять то, что клиент не знает и на чем необходимо сделать акцент в беседе; оказывают мотивационное (стимулирующее к чему-либо) воздействие на клиентов. Они также дают возможность клиентам сохранить в памяти (закрепить) основные смысловые блоки и информационные послания беседы (консультации) с медицинским работником.
· На слайде 9А-8-6 представлены вопросы, которые позволяют медицинскому работнику определить стратегические аспекты использования буклета.
· На слайде 9А-8-7 представлены правила распространения буклетов/листовок:
o Распространение (раздача) буклета должно осуществляться с соблюдением определенных принципов.
o Вручение буклета должно сопровождаться кратким консультированием (беседой) по ключевым темам, содержащимся в буклете.
o Одно из основных требований к ситуации вручения буклета - "из рук в руки". Это позволяет врачу:
Учесть индивидуальные особенности восприятия каждой пациентки;
Акцентировать те темы, которые, по мнению врача, являются важными для женщины.
Сразу же ответить на возникшие у женщины вопросы (интерактивность).
Сделать общение мене формальным, более дружественным.
· Покажите слайд 9А-8-8 и представьте участникам правила распространения буклетов/листовок:
o Конфиденциальность
o Когда это удобно женщине и консультанту
o По принципу "Tete-a-tete", в кабинете, в котором исключена возможность нахождения других лиц
o Поощряйте женщину задавать вопросы
o После завершения консультирования, попросите женщину внимательно прочесть буклет, когда у нее будет время, и, обязательно, прийти на прием, если у нее возникнут какие-либо вопросы
· Перейдите к слайду 9А-8-9 и обсудите с участниками правила использования плакатов:
o Плакаты следует размещать в местах, где они будут доступны представителям целевой аудитории (коридоры, места ожидания женщинами приема у врача, приемный покой и т.д.)
o Плакаты должны находиться на хорошо освещенном месте
o Размещать плакаты следует на стене на расстоянии от 1 метра до других информационных плакатов.
o Желательно 1 плакат разместить у входа в коридор ЖК или роддома и 1 плакат возле двери у входа в кабинет врача.
o Высота размещения плакатов: нижний край - не ниже 150 см. от пола, и не выше 190 см. от пола.
· По окончанию данной активности, спросите у участников, есть ли у них вопросы? Ответьте на все имеющиеся у участников вопросы.
Активность 9 – Выводы (5 мин)
· В завершении работы с этим модулем необходимо спросить участников, есть ли у них вопросы, или есть ли какие то моменты, которые им не понятны. Если остались какие-либо вопросы по темам модуля, ответьте на них.
· Кратко подведите итоги работы с темами модуля, повторите основные ключевые моменты модуля.
Приложение 1
ПЛАН РОДОВ
Имя________________________
Ожидаемый срок родов_________________
Имя моего доктора _________________________________
Доктором моего ребенка будет_______________________________
Поддерживающий человек во время родов будет____________________
Эти люди будут присутствовать при родах:
Мы бы хотели чтобы наши дети посещали… Мы посещали или планируем посещать…
роды дородовые обучение
после перевода в палату занятия для пап
никогда родильный дом
сестер и братьев
классы для тренировок
Хотите ли Вы сообщить что-либо дополнительно о себе
(важные моменты, страх, озабоченность):
Моя Цель:
чтобы только близкие мне люди и медсестра поддерживали и успокаивали меня
чтобы проводилось медикаментозное обезболивание помимо поддержки и утешения
другое, объясните, пожалуйста ______________________________________ __________________________________________________________________
Роженица нашла, что следующие меры полезны для борьбы с дискомфортом
во время схваток. Пожалуйста, отметьте какие успокаивающие меры вы бы хотели, чтобы Ваша медсестра предложила вам во время родов:
ванна/душ одеть свою собственную одежду/ночнушку
прогулка много подушек (должны иметь собственные)
горячий/холодный компресс массаж
слушать мою любимую музыку принятие Нитронокса (самостоятельный прием смеси двух газов)
использование родового шара(мяча) эпидуральная анестезия
сосредоточиться на любимом предмете другие
Ваша акушерка (медсестра) помогает вам найти различные удобные позиции (положения) в последнем периоде родов. Какие из нижеследующих моментов Вы бы хотели попробовать:
вертикальное (прямое) положение во время родов
на боку
нехочу использовать акушерское кресло
другие _______________________________________________
После рождение моего ребёнка, мне хотелось бы:
чтобы ______________________________перерезал пуповину
положить ребёнка мне на живот сразу после рождения
завернули в одеяло прежде, чем передать его мне
чтобы ребенку одели собственную шапочку
чтобы _____________________________ в первый раз запеленали моего ребенка
чтобы _____________________________ сняли видео или сделали фотографии во время родов
другое________________
Если Вам необходимо получить больше информации по следующим вопросам, спросите Вашего врача или акушерку:
мониторинг плода использование щипцов/вакуум экстракция
амниотомия эпизотомия
родовозбуждение роды путем кесарева сечения
Акушерское отделение считает необходимым совместное пребывание матери и ребенка в течение 24 часов; медицинские работники будут поддерживать и помогать Вам по уходу за Вашим ребёнком, когда он будет находиться с вами в одной палате.
Я собираюсь :
кормить ребенка грудью
давать дополнительное питье моему ребёнку
Во время нахождения в отделении, мне хотелось бы:
все время находится с ребёнком вместе
присутствовать во время исследования моего ребёнка ( поступление и выписка)
присутствовать во время проведения обследования ( например: анализ крови PKU/TSH…)
чтобы медсестра показывала и ____________________как купать моего ребёнок
купать моего ребенка самой
чтобы _______________________искупала моего ребёнка в первый раз
произвести обрезание
ребенок получал БЦЖ и Гепатит В
другое __________________________________________________________
Следующие люди будут помогать мне дома:
Дополнительные идеи или комментарии:
Я хотела бы, чтобы меня навестили после выписки из роддома:
да нет не решила
------------------ --------------------- ----------------------------
Дата Подпись матери Папы Поддерживающего
персонала