Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ И ДВИЖЕНИМ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Карьера: сущность, виды, этапы.
2. Управление карьерой персонала.
3. Обучение персонала.
4. Управление мобильностью кадров.
5. Планирование и подготовка кадрового резерва.
1. КАРЬЕРА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭТАПЫ
Развитие персонала – это процесс непрерывного обучения работников, управления деловой карьерой персонала, планирования и подготовки кадрового резерва.
Трудовая карьера - это индивидуальная последовательность изменений в работе личности, обусловленная изменением ее положения на вертикальной шкале сложности работы или социальной лестнице работников мест, должностей.
Деловая карьера – это подвид трудовой карьеры, которая распространяется на продвижение и достижение успеха в специфических видах трудовой деятельности – бизнесе, коммерции, то есть в тех видах экономической деятельности, которые приносят прибыль, доход или другие личные выгоды.
Различают два вида трудовой карьеры:
1. Профессиональная карьера – это становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника. Она может реализовываться на разных предприятиях.
Профессиональная карьера может идти по линии:
- специализации (углубление в одной, избранной в начале профессионального пути, сфере деятельности);
- транспрофессионализации (овладение другими сферами деятельности).
2. Внутриорганизационная карьера – это последовательная смена стадий развития работника в рамках одного предприятия.
Внутриорганизационная карьера реализуется в четырех основных направлениях; согласно чему выделяют такие ее модели:
2.1. Вертикальная карьера (перемещение на другую ступень структурной иерархии). В свою очередь, она делится на:
- восходящую карьеру (продвижения работника вверх по служебной лестнице);
- нисходящую карьеру (перемещение работника вниз по служебной лестнице).
2.2. Горизонтальная карьера (перемещение в другую функциональную область деятельности на том же уровне структурной иерархии; расширение прав и обязанностей на существующей должности).
2.3. Ступенчатая карьера (объединяет элементы горизонтальной и вертикальной карьеры; продвижение работника осуществляется путем чередования вертикального роста с горизонтальным).
2.4. Центростремительная карьера (сближение работника с руководством предприятия). Например, приглашение работника на недоступные ему прежде встречи, совещания; получения доступа к неформальным источникам информации; отдельные важные поручения руководства.
Существуют разные подходы к определению моделей карьеры, один из которых представлен в табл.10.1.
Таблица 10.1 - Модели карьеры
Модель Профессиональная карьера (в разных организациях на протяжении жизни) | Характеристика |
Обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержание индивидуальных профессиональных способностей, выход на пенсию. | |
Внутриорганизационная карьера(в рамках одного предприятия), в частности: | Последовательная смена стадий развития работника в одной организации. |
- вертикальная | Подъем на более высокую ступень корпоративной иерархии. |
- горизонтальная | Перемещение в другую функциональную область деятельности или выполнение определенной служебной роли на ступени, которая не имеет жесткого формального закрепления в организационной структуре. |
- центростремительная | Движение к ядру, руководству организации. |
Ситуационная карьера, в частности: | Непредвиденные перемещения работника. |
- карьера "от начальника" | Основной фактор влияния - действие лиц, которые принимают решение. |
- карьера "от объекта" | Основной фактор влияния - успешная реализация какого-нибудь проекта. |
- selfmade (собственно-ручная) карьера | Карьерный рост благодаря высокой квалификации. |
- карьера "по трупам" | Действия по принципу "цель оправдывает средства". |
Системная карьера, в частности: | Целенаправленный профессиональный рост по заведомо намеченному плану. |
- "трамплин" | Плавная вертикальная карьера к достижению высшей точки, потом прыжок с "трамплина" - выход на пенсию. |
- "ступени" | Постепенная вертикальная карьера с четко определенным периодом нахождения на каждой должности. |
- "змея" | Горизонтальное перемещение с одной должности на другую при относительно недлительном сроке пребывание на каждой. |
- "раздорожье" | Вертикальные и горизонтальные кадровые перемещения по результатам периодической аттестации. |
Этапы карьеры представлены в табл.10.2
Таблица 10.2 - Этапы карьеры
Этап карьеры | Возраст | Характеристика этапа | Особенности мотивации (по Маслоу) |
1. Предвари-тельный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор сферы деятельности | Безопасность, социальное признание |
2. Становле- ния | 25-30 лет | Освоение работы, развитие профессиональных навыков | Социальное признание, независимость, нормаль-ный уровень оплаты труда |
3. Продвиже-ния | 30-45 лет | Профессиональное развитие, продвижение по службе, рост квалификации | Социальное признание, самореализация, высокий уровень оплаты труда |
4. Сохранения | 45-60 лет | Повышение квалификации. Обучение молодых кадров. Пик совершенствования квалификации. | Повышение уровня оплаты труда, стабилиза-ция независимости, инте-рес к другим источникам дохода |
5. Завершения | После 60 лет | Подготовка к выходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания, сохранение уровня оплаты труда, повышение интереса к другим источникам дохода. |
6. Пенсионный | После 65 лет | Занятие новыми видами деятельности. | Поиск самовыражения в новой сфере деятельности, достаточный размер пенсии, здоровье. |
Выделяют такие мотивы деловой карьеры:
1. Автономия.
2. Функциональная компетентность.
3. Безопасность и стабильность.
4. Управленческая компетентность.
5. Предпринимательская креативность.
6. Потребность первенства.
7. Стиль жизни.
8. Материальное благосостояние.
Динамичность карьеры - этоиндикатор профессионального пути, который свидетельствует о том, насколько быстро работник поднимался по иерархической лестнице.
Динамичность карьеры руководителя определяют два основных параметра: потенциал продвижения; уровень текущей профессиональной компетенции. Исходя из этого составляется матрица (рис.10.1).
mах
|
| ||||||
|
| ||||||
Уровень текущей компетенции mах
Рис.10.1 - Матрица позиций карьеры