Годуна богдана вікторовича
ЗВІТ
ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТТЯ № 1-2
СТУДЕНТА 34 ГРУПИ
СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ
СПЕЦІАЛЬНОСТІ «ПСИХОЛОГІЯ»
ГОДУНА БОГДАНА ВІКТОРОВИЧА
Житомир 2012
Г.Х. Андерсен «Скверный мальчик»
Жил-был старый поэт, настоящий хороший поэт и очень добрый. Раз вечером сидел он дома, а на дворе разыгралась непогода. Дождь лил как из ведра, но старому поэту было так уютно и тепло возле кафельной печки, где ярко горел огонь и, весело шипя, пеклись яблоки.
— Плохо попасть в такую непогоду — нитки сухой не останется! — сказал он. Он был очень добрый.
— Впустите, впустите меня! Я озяб и весь промок! — закричал вдруг за дверями ребенок.
Он плакал и стучал в дверь, а дождь так и лил, ветер так и бился в окна.
— Бедняжка! — сказал старый поэт и пошел отворять двери.
За дверями стоял маленький мальчик, совсем голенький. С его длинных золотистых волос стекала вода, он дрожал от холода; если бы его не впустили, он бы, наверное, погиб.
— Бедняжка! — сказал старый поэт и взял его за руку. — Пойдем ко мне, я обогрею тебя, дам тебе винца и яблоко; ты такой хорошенький мальчуган!
Он и в самом деле был прехорошенький. Глаза у него сияли, как две яркие звезды, а мокрые золотистые волосы вились кудрями — ну, совсем ангелочек! — хоть он весь и посинел от холода и дрожал как осиновый лист. В руках у него был чудесный лук; беда только — он весь испортился от дождя, краска на длинных стрелах слиняла.
Старый поэт уселся поближе к печке, взял малютку на колени, выжал его мокрые кудри, согрел ручонки в своих руках и вскипятил ему сладкого вина. Мальчик повеселел, щеки у него зарумянились, он спрыгнул на пол и стал плясать вокруг старого поэта.
— Ишь, какой ты веселый мальчуган! — сказал старик поэт. — А как тебя зовут?
— Амур! — отвечал мальчик. — Ты разве не знаешь меня? Вот и лук мой. Я умею стрелять! Посмотри, погода разгулялась, месяц светит.
— А лук-то твой испортился! — сказал старый поэт.
— Вот было бы горе! — сказал мальчуган, взял лук и стал его осматривать. — Он совсем высох, и ему ничего не сделалось! Тетива натянута как следует! Сейчас я его испробую.
И он натянул лук, положил стрелу, прицелился и выстрелил старику поэту прямо в сердце!
— Вот видишь, мой лук совсем не испорчен! — закричал он, громко засмеялся и убежал.
Скверный мальчишка! Выстрелил в старика поэта, который пустил его обогреться, приласкал, напоил вином и дал самое лучшее яблоко!
Добрый старик лежал на полу и плакал: он был ранен в самое сердце. Потом он сказал:
— Фу, какой скверный мальчишка этот Амур! Я расскажу о нем всем хорошим детям, чтобы они береглись, не связывались с ним, — он и их обидит.
И все хорошие дети — и мальчики и девочки — стали остерегаться этого Амура, но он все-таки умеет иногда обмануть их; такой плут!
Идут студенты с лекций, и он рядом: книжка под мышкой, в черном сюртуке, и не узнаешь его! Они думают, что он тоже студент, возьмут его под руку, а он и пустит им стрелу прямо в грудь.
Или вот идут девушки от священника или в церковь — он тоже тут как тут; вечно гоняется за людьми!
А то заберется иногда в большую люстру в театре и горит там ярким пламенем; люди-то думают сначала, что это лампа, и уж потом только разберут в чем дело. Бегает он и по королевскому саду и по крепостной стене. А раз так он ранил в сердце твоих родителей! Спроси-ка у них, они тебе расскажут. Да, скверный мальчишка этот Амур, ты лучше не связывайся с ним! Он только и делает, что бегает за людьми. Подумай, раз он пустил стрелу даже в твою старую бабушку! Было это давно, давно прошло и быльем поросло, а все-таки не забылось, да и не забудется никогда! Фу! Злой Амур! Но теперь ты знаешь про него, знаешь, какой это скверный мальчишка!
Табл.1
КОМПОНЕНТ МОТИВАЦІЇ ДОСЯГНЕННЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРИКЛАДИ З ДИТЯЧИХ ТЕКСТІВ | |
МОТИВ ДОСЯГНЕННЯ УСПІХУ | |||
Потреба в досягненні | ПУ | позитивно сформульована ціль досягнення або роботи | «» |
Інструментальна активність, спрямована на досягнення | І+ | активність, яка дозволяє наблизитися до досягнення або розв’язання задачі без сторонньої допомоги | «- Бедняжка! – сказал старый поет и взял его за руку. – Пойдем ко мне, я обогрею тебя , дам тебе винца и яблоко.» |
Очікування успіху | О+ | очікування, впевненість в успіху в межах пов’язаної з досягненням діяльності | «Ты такой хороший мальчуган!» |
Позитивне підкріплення | П+ | похвала, заохочення, підтримка, винагороди з боку інших осіб за хороше виконання діяльності, спрямованої на досягнення, старанність, високі результати | «Старый поет уселся поближе к печке, взял малютку на колени, выжал его мокрые кудри, согрел ручонки в своих руках и вскипятил ему сладкого вина» |
Позитивний емоційний стан | Е+ | Позитивні емоції, пов’язані з певним досягненням або з виявленням майстерності | «Мальчик повеселел, щеки у него зарумянились, он спрыгнул на пол и стал плясать вокруг старого поэта» |
Успіх | У | хороший результат в діяльності, спрямованій на досягнення | «Но теперь ты знаешь про него, знаешь, какой он скверный мальчишка!» |
МОТИВ УНИКНЕННЯ НЕВДАЧІ | |||
Потреба в уникненні невдачі | ПН | потреба, бажання, сподівання або намір уникнути невдачі в діяльності, спрямованій на досягнення | «Он плакал и стучал в дверь, а дождь так и лил, ветер так и бился в окна.» |
Інструментальна активність, спрямована на уникнення | І- | активність, яка дозволяє уникнути негативного результату в діяльності або справитися з наслідками попередньої невдачі | «С его длинных золотистых волос стекала вода, он дрожал от холода; если бы его не впустили, он бы, наверное, погиб» «Я расскажу о нем всем хорошим детям, чтобы они береглись, не связывались с ним, - он и их обидит.» |
Очікування невдачі | О- | очікування, впевненість в невдачі, невпевненість в успіхові в межах діяльності, пов’язаної з досягненням | «» |
Негативне підкріплення | П- | відкрита критика (покарання, зауваження) роботи, досягнень та здібностей інших людей | «Фу! Какой скверный мальчишка этот Амур!» |
Негативний емоційний стан | Е- | Негативні емоції, пов’язані з невдалим результатом або з виникненням перешкод | «Добрый старик лежал на полу и плакал: он был ранен в самое сердце.» |
Невдача | Н | невдалий результат в діяльності, спрямованій на досягнення | «Скверный мальчишка! Выстрелил в старика поэта, который пустил его обогреться, приласкал, напоил вином и дал самое лучшее яблоко!» |
Г.Х. Андерсен «Прыгуны»
Блоха, кузнечик и гусек-скакунок вздумали раз посмотреть, кто из них выше прыгнет, и пригласили прийти полюбоваться на такое диво весь свет — всех, кто захочет. И вот три изрядных прыгуна сошлись вместе в одной комнате.
— Я выдам свою дочку за того, кто прыгнет выше всех! — сказал король. — Обидно было бы таким молодцам прыгать задаром!
Сначала вышла блоха. Она держалась в высшей степени мило и раскланялась на все стороны: в жилах ее текла голубая кровь, и она вообще привыкла иметь дело только с людьми, а ведь это что-нибудь да значит!
Потом вышел кузнечик. Он был, конечно, потяжелее весом, но тоже очень приличен на вид и одет в зеленый мундир — он и родился в мундире. Кузнечик говорил, что происходит из очень древнего рода, из Египта, а потому в большой чести в здешних местах; его взяли прямо с поля и посадили в трехэтажный карточный домик, который был сделан из одних фигурных карт, обращенных лицом вовнутрь. А окна и двери в нем были прорезаны в туловище червонной дамы.
— Я пою, — сказал кузнечик, — да так, что шестнадцать здешних сверчков, которые трещат с самого рожденья и все-таки не удостоились карточного домика, послушали меня да и похудели с досады!
Таким образом, и блоха и кузнечик полагали, что достаточно зарекомендовали себя в качестве приличной партии для принцессы.
Гусек-скакунок не сказал ничего, но о нем шел слух, что зато он много думает. Придворный пес, как только обнюхал его, сказал, что он из очень хорошего семейства. А старый придворный советник, который получил три ордена за умение молчать, уверял, что гусек-скакунок наделен пророческим даром: по его спине можно узнать, мягкая или суровая будет зима, а этого нельзя узнать даже по спине самого составителя календарей.
— Я пока ничего не скажу! — сказал старый король. — Но у меня есть свои соображения!
Теперь оставалось прыгать.
Блоха прыгнула, да так высоко, что никто и не уследил, и потому все стали говорить, что она вовсе и не прыгала. Только это было нечестно.
Кузнечик прыгнул вдвое ниже и угодил королю прямо в лицо, и тот сказал, что это очень скверно.
Гусек-скакунок долго стоял и думал, и в конце концов все решили, что он вовсе не умеет прыгать.
— Только бы ему не сделалось дурно! — сказал придворный пес и снова принялся обнюхивать его.
Прыг! И гусек-скакунок маленьким прыжком наискосок очутился прямо на коленях у принцессы, которая сидела на низенькой золотой скамейке.
И тогда король сказал:
— Выше всего — допрыгнуть до моей дочери, вот в чем суть. Но чтобы додуматься до этого, нужна голова, и гусек-скакунок доказал, что она у него есть. И притом с мозгами!
И принцесса досталась гуську-скакунку.
— А все-таки я прыгнула выше всех! — сказала блоха. — Но все равно, пусть остается при своем дурацком гуське с палочкой и смолой! Я прыгнула выше всех, но на этом свете надо иметь фигуру, только тогда тебя заметят!
И блоха поступила добровольцем в чужеземное войско и, говорят, нашла там свою смерть.
Кузнечик возвратился в канаву и стал думать о том, как устроен свет. Он тоже сказал:
— Фигуру, фигуру надо иметь!
И он затянул песенку о своей печальной доле. Из его песни мы и взяли эту историю. Впрочем, она, наверно, выдумана, хоть и напечатана.
Табл. 2
КОМПОНЕНТ МОТИВАЦІЇ ДОСЯГНЕННЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА | ПРИКЛАДИ З ДИТЯЧИХ ТЕКСТІВ | |
МОТИВ ДОСЯГНЕННЯ УСПІХУ | |||
Потреба в досягненні | ПУ | позитивно сформульована ціль досягнення або роботи | «Блоха, кузнечик и гусек-скакунок хотели раз посмотреть, кто из них выше прыгает, и пригласили полюбоваться на такое диво весь свет и – кто там ещё захочет.» |
Інструментальна активність, спрямована на досягнення | І+ | активність, яка дозволяє наблизитися до досягнення або розв’язання задачі без сторонньої допомоги | «- Я пою, - прибавил кузнечик, - да так, что шестнадцать здешних сверчков, которые трещат с самого рождения и всё-таки не удостоились карточного домика, послушав меня, с досады похудели!» |
Очікування успіху | О+ | очікування, впевненість в успіху в межах пов’язаної з досягненням діяльності | «Сначала вышла блоха:… в жилах её текла аристократическая кровь, и вообще она привыкла иметь дело с людьми, а это ведь что-нибудь да значит!» «Потом вышел кузнечик; он был, конечно, потяжеловеснее, но тоже очень приличен на вид и одет в зелёный мундир.» «И блоха и кузнечик полагали, таким образом, что достаточно зарекомендовали себя в качестве приличной партии для принцессы.» |
Позитивне підкріплення | П+ | похвала, заохочення, підтримка, винагороди з боку інших осіб за хороше виконання діяльності, спрямованої на досягнення, старанність, високі результати | «- Я выдам свою дочку за того, кто прыгнет вше всех! – сказал король. – Обидно было таким персонам прыгать задаром!» «А придворный пес, как только обнюхал его, так и сказал, что гусек-скакунок – из очень хорошего семейства. Старый же придворный советник, который получил три ордена за умение молчать, уверял, что гусек-скакунок отличается пророческим даром.» |
Позитивний емоційний стан | Е+ | Позитивні емоції, пов’язані з певним досягненням або з виявленням майстерності | «» |
Успіх | У | хороший результат в діяльності, спрямованій на досягнення | «И гуську-скакуну досталась принцесса.» |
МОТИВ УНИКНЕННЯ НЕВДАЧІ | |||
Потреба в уникненні невдачі | ПН | потреба, бажання, сподівання або намір уникнути невдачі в діяльності, спрямованій на досягнення | «» |
Інструментальна активність, спрямована на уникнення | І- | активність, яка дозволяє уникнути негативного результату в діяльності або справитися з наслідками попередньої невдачі | «» |
Очікування невдачі | О- | очікування, впевненість в невдачі, невпевненість в успіхові в межах діяльності, пов’язаної з досягненням | «» |
Негативне підкріплення | П- | відкрита критика (покарання, зауваження) роботи, досягнень та здібностей інших людей | «- Я всё-таки выше всех прыгнула! – сказала блоха. – Но всё равно, пусть остается при своем дурацком гуське…» |
Негативний емоційний стан | Е- | Негативні емоції, пов’язані з невдалим результатом або з виникненням перешкод | «И он затянул песенку о своей печальной доле.» |
Невдача | Н | невдалий результат в діяльності, спрямованій на досягнення | «Блоха прыгнула, да так высоко, что никто не видал – как, и потому стали говорить, что она вовсе не прыгала; но это было не честно» «Кузнечик прыгнул вдвое ниже и угодил королю прямо на лицо, и тот сказал, что это очень гадко.» |
Г.Х. Андерсен «Свинья-копилка»
Сколько игрушек было в детской! А высоко на шкафу стояла глиняная копилка в виде свиньи. В спине у нее, конечно, была щель, только ее еще расширили ножом, чтобы проходили монеты и покрупнее, и две такие монеты в копилке уже лежали, не считая множества мелких. Копилка была набита битком, так что уж и не брякала даже, а о большем ни одной свинье с деньгами не о чем и мечтать. Стояла она на шкафу и смотрела на все в комнате сверху вниз — она ведь могла купить все это, а такая мысль хоть кому придаст уверенности в себе.
Все окружающие помнили об этом, хотя и не высказывались вслух — у них и без того было о чем поговорить. Ящик комода был полуоткрыт, и оттуда высовывалась большая кукла, уже не первой молодости и с подклеенной шеей. Поглядев по сторонам, она сказала:
— Давайте играть в людей — это всегда интересно!
Поднялась возня, зашевелились даже картины на стенах, показывая, что и у них есть оборотная сторона, и против этого нечего возразить.
Была полночь. В окна светил месяц, предлагая всем даровое освещение. Участвовать в игре были приглашены все, даже детская коляска, хотя она и принадлежала к громоздкому, низшему разряду игрушек.
— Всяк хорош по-своему! — говорила она. — Не всем же быть благородными, надо кому-нибудь и дело делать, как говорится!
Письменное приглашение получила только одна свинья-копилка — она стояла так высоко, что устное могла и не услышать, рассудили игрушки. Ну, а она даже не ответила, придет или нет, — и не пришла. Уж если желают ее общества, то пусть сделают так, чтобы она видела все со своего места. Так и сделали.
Кукольный театр поставили прямо перед ней, вся сцена была как на ладони. Начать хотели комедией, а потом предполагалось общее чаепитие и обмен мнениями. Начали с конца. Лошадь-качалка заговорила о тренировках и чистоте породы, детская коляска — о железных дорогах и силе пара. Все это было по их части, так кому же и говорить об этом, как не им? Комнатные часы толковали о политике: "Тики-тики!" Про них говорили, что они знают, когда надо "ловить момент", да вот только всегда запаздывают. Бамбуковая тросточка гордилась своим железным башмачком и серебряным колпачком — она была обита и сверху и снизу. На диване лежали две вышитые подушки, очень миленькие и очень глупенькие. И вот началось представление.
Все сидели и смотрели. Зрителей просили щелкать, хлопать и греметь в знак одобрения. Но кнут заявил, что не щелкает старухам, а только непросватанным барышням.
— А я так хлопаю всем! — сказал пистон.
— Где-нибудь да надо стоять! — сказала плевательница.
У каждого были свои мысли, которые он и высказывал во время представления. Комедия не стоила ломаного гроша, но сыграна была превосходно. Исполнители показывались публике только раскрашенной стороной; смотреть с оборотной на них не полагалось. Все играли замечательно и даже вываливались за рампу — нитки были слишком длинны, — зато так каждый был виднее. Склеенная кукла до того расчувствовалась, что расклеилась совсем, а свинья-копилка ощутила в брюхе такое благодушие, что решила сделать что-нибудь для одного из актеров — например, упомянуть его в своем завещании кик достойного быть погребенным вместе с нею, когда придет время.
Все пришли в такой восторг, что даже отказались от чая и перешли прямо к обмену мнениями — это и называлось играть в людей, причем тут не было никакого злого умысла, а всего лишь игра... Каждый думал лишь о себе да о том, что думает свинья с деньгами. А свинья с деньгами думала больше всех, думала о своем завещании и похоронах. "Когда придет час..." — а он всегда приходит скорее, чем ожидают. Бац! Свинья свалилась со шкафа на пол и разлетелась вдребезги. А монеты так и запрыгали, так и заплясали. Маленькие вертелись волчком, крупные катились солидно.
Особенно долго катилась одна — ей очень хотелось погулять по белу свету. Так оно и сталось — и она отправилась гулять по свету, и остальные тоже. А черепки от свиньи отправились в мусорный ящик. Только на шкафу уже на другой день красовалась новая свинья-копилка. В желудке у нее было еще пусто, и она не брякала — в этом она была схожа со старой. Для начала довольно и этого, а мы на этом кончим.
Табл. 3
Компонент мотивації досягнення | Характеристика | Приклади з дитячих текстів | |
МОТИВ ДОСЯГНЕННЯ УСПІХУ | |||
Потреба в досягненні | ПУ | позитивно сформульована ціль досягнення або роботи | «- Будем играть в людей, - все таки какое-то занятие!» |
Інструментальна активність, спрямована на досягнення | І+ | активність, яка дозволяє наблизитися до досягнення або розв’язання задачі без сторонньої допомоги | «Поднялась возня, зашевелились даже картины на стенах, показывая, что и у них есть оборотная сторона, хотя вовсе не имели при этом в виду вступать с кем-либо в спор.» |
Очікування успіху | О+ | очікування, впевненість в успіху в межах пов’язаної з досягненням діяльності | «Участвовать в игре были приглашены все, даже детская коляска, хотя она и принадлежала к более громоздкому, низшему сорту игрушек.» |
Позитивне підкріплення | П+ | похвала, заохочення, підтримка, винагороди з боку інших осіб за хороше виконання діяльності, спрямованої на досягнення, старанність, високі результати | «Свинья с деньгами ощутила в брюшке такое благодушие, что решила сделать что-нибудь для одного из актеров – например, упомянуть его в своем завещании, как достойного быть погребенным вместе с нею.» |
Позитивний емоційний стан | Е+ | позитивні емоції, пов’язані з певним досягненням або з виявленням майстерності | «Все были в таком восторге, что отказались даже от чая и прямо перешли к обмену мнениями, - это и называлось играть в людей, и отнюдь не в насмешку.» |
Успіх | У | хороший результат в діяльності, спрямованій на досягнення | «Комедия не стоила медного гроша, но сыграна была блестяще.» |
МОТИВ УНИКНЕННЯ НЕВДАЧІ | |||
Потреба в уникненні невдачі | ПН | потреба, бажання, сподівання або намір уникнути невдачі в діяльності, спрямованій на досягнення | «» |
Інструментальна активність, спрямована на уникнення | І- | активність, яка дозволяє уникнути негативного результату в діяльності або справитися з наслідками попередньої невдачі | «» |
Очікування невдачі | О- | очікування, впевненість в невдачі, невпевненість в успіхові в межах діяльності, пов’язаної з досягненням | «» |
Негативне підкріплення | П- | відкрита критика (покарання, зауваження) роботи, досягнень та здібностей інших людей | «Но хлыстик сейчас же заявил, что не «щелкает» старухам, а только не просватаним барышням.» |
Негативний емоційний стан | Е- | негативні емоції, пов’язані з невдалим результатом або з виникненням перешкод | «Склеенная кукла так расчувствовалась, что совсем расклеилась.» |
Невдача | Н | невдалий результат в діяльності, спрямованій на досягнення | «Свинья свалилась со шкафа и разбилась в дребезги.» |
Кількісна обробка. Кожній категорії, якщо вона зустрічається у розповіді, приписується 1 бал. Якщо один і тай же вислів можна віднести до декількох категорій, то враховується тільки одна з них. Суми балів, отримані по певним категоріям по всіх розповідях, розглядаються як індекси «мотиву досягнення успіху» або «мотиву уникнення невдачі».
Результати контент-аналізу заносяться до таблиці:
ТЕКСТ | ТИП РЕГУЛЯЦІЇ | МОТИВ ДОСЯГНЕННЯУСПІХУ | МОТИВ УНИКНЕННЯНЕВДАЧІ | Сума | Сума | ||||||||||
Потребовий компонент | Діяльнісний компонент | Результативний компонент | Потребовий компонент | Діяльнісний компонент | Результативний компонент | ||||||||||
ПУ | О+ | І+ | П+ | Е+ | У+ | ПН | О- | І- | П- | Е- | У- | ||||
Текст 1 | Суб’єктна регуляція | ||||||||||||||
Процесуальна регуляція | |||||||||||||||
Соціальна регуляція | |||||||||||||||
Сумарні показники | |||||||||||||||
Текст 2 | Суб’єктна регуляція | ||||||||||||||
Процесуальна регуляція | |||||||||||||||
Соціальна регуляція | |||||||||||||||
Сумарні показники | |||||||||||||||
Текст 3 | Суб’єктна регуляція | ||||||||||||||
Процесуальна регуляція | |||||||||||||||
Соціальна регуляція | |||||||||||||||
Сумарні показники | |||||||||||||||
Сумарні показники | |||||||||||||||
Всього по «суб’єктній регуляції» | |||||||||||||||
Всього по «процесуальній регуляції» | |||||||||||||||
Всього по «соціальній регуляції» |
Якісний аналіз: Проаналізувавши результати, які були отримані в таблиці контент-аналізу, бачимо, що вираженість кожного окремого компоненту у структурі мотивації досягнення відносно трьох казок приблизно однаковий. Наприклад, сумарні показники кожної з казок у діяльнісному компоненті мотиву досягнення успіху набрали – 2,3,2 бали, а у потребовому компоненті мотивації уникнення невдачі – 1,0,0. Тобто, як бачимо, вираженість кожного компоненту більш-менш стабільний у трьох казках, але різниться у межах однієї. Стосовно повноти структури мотивації, то у мотиві досягнення успіху представлено більше категорій, ніж у мотиві уникнення. Балансу між двома типами регуляції, у нашому випадку немає, про це свідчать сумарні показники (у мотиві досягнення успіху – 19 б., у мотиві уникнення невдачі – 13 б.). Порівняємо кожен з компонентів відносно ступеню його представленості у мотиві досягнення успіху та уникнення невдачі: Потребовий компонент має обернено пропорційний зв’язок. У першому випадку набрав максимальну, у нашому випадку, кількість балів – 7, у другому – мінімальний 1 бал. Наступні компоненти більш збалансовані. Діяльнісний компонент набрав 7 і 5 балів, де знову переважає мотив досягнення успіху і у єдиному результативному компоненті переважає мотив уникнення невдачі – 7 б., а у мотиві досягнення успіху він набрав 5 балів. Внутрішня збалансованість між типами регуляції в межах однієї казки майже повність збігаються у тексті 1 і 3. У обох казках однакову кількість балів набрали суб’єктна регуляція та соціальна регуляція. Тобто, у героїв казок переважає потреба в особистісному зростанні, яка підкріплюється потребою у схваленні та визнанні. Найменш виражений рівень процесуальної регуляції, який відповідає за потребу в набутті операціонального досвіду через цілеспрямовану активність. У тексті 2 навпаки, переважає рівень процесуальної регуляції, інші два рівні теж представлені у казці, але у меншій мірі.
Висновок:Отже, враховуючи те, що усі три казки належать Гансу Христіану Андерсену, можемо зробити загальний висновок, що він у своїх творах представляє переважно мотив досягнення успіху, тобто надає позитивний приклад діяльності, досягнення результату та задоволення потреб, як суб’єктних, так і на соціальних рівнях.