Особенности формулировок тем и оценивания итогового сочинения
В рамках открытых тематических направлений итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений), имеющие прочную опору на произведения русской и мировой литературы.
Литературоцентричность итогового сочинения согласуется с традицией российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место.
Задача итогового сочинения – выявить уровень речевой культуры выпускника, его личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, способность выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Словари и тексты художественных произведений не выдаются.
Ниже перечислены общие открытые направления тем итогового сочинения, в соответствии с которыми разрабатывается закрытый перечень тем сочинений и проводится их комплектация. Каждый экзаменационный комплект тем сочинений будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Данные направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Краткий комментарий к тематическим направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и одобрен Советом.
№ | Тематическое направление | Комментарий |
1. | «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) | Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. |
2. | Вопросы, заданные человечеству войной | Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). |
3. | Человек и природа в отечественной и мировой литературе | Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. |
4. | Спор поколений: вместе и врозь | Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). |
5. | Чем люди живы? | Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). |
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году).
- На какие жизненные вопросы помогает тебе ответить литература?
- Почему люди пишут стихи?
- Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
Чтобы обеспечить литературоцентричность (а не «точечные» ссылки на художественные произведения), а также понятность предъявляемых требований к написанию сочинения (параметры оценки) каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников:
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свои тезисы, выстраивая рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (число привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
———————————————————————————————————
При проверке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Итоговое сочинение оценивается школьной комиссией по 5 критериям
№1 «Соответствие теме»,
№2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
№3 «Композиция»
№4 «Качество речи»
№5 «Грамотность»
Для получения«зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).