Упражнение IV. Физические упражнения для воспита­ния воли

Физические упражнения могут быть весьма эффектив­ны, если их использовать специально для развития воли. Как сказал французский писатель Жиле (Gillet), "гимнас­тика является начальной школой для воспитания воли... и служит образцом воспитания ума". На самом деле, любое физическое движение есть акт воли, приказ, данный телу; и настойчивое повторение этих актов, производимое со­средоточенно, старательно и терпеливо, тренирует и за­каляет волю. При этом возникает ощущение физической

энергии, усиливается кровообращение — конечности становятся теплыми, подвижными и послушными. Все это создает ощущение моральной силы, решительности и совершенства, которые повышают тонус воли и способствует увеличению ее энергии. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что наибольшую пользу эти упражнения принесут только в том случае, если мы будем их делать единственной или, по крайней мере, главной целью – воспитания воли.

Упражнения нужно выполнять с большой точностью и вниманием. Нельзя, чтобы они были чересчур энергичны­ми или слишком расслабленными. Каждое движение или серия движений должна выполняться с живостью и реши­тельностью. Наиболее подходящие для этих целей спортив­ные упражнения не должны иметь силовой или слишком возбуждающий характер, здесь скорее подходят упражне­ния, требующие от человека терпения, спокойствия, лов­кости и мужества. Они должны допускать возможность прерваться и предполагать разнообразие движений.

Для тренировки воли подходит большинство спортив­ных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хоро­ши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас нет возможности заниматься одним из этих видов, всегда можно подобрать физические упражне­ния, которые годятся для уединенных занятий дома.

КОММЕНТАРИИ К УПРАЖНЕНИЯМ

Наиболее часто встречающаяся трудность состоит в том, что обладающие небольшим изначальным запасом воли люди могут сделать упражнение один-два раза — и все. Очень сложно мотивировать пациентов к тому, чтобы они выполняли что-то постоянно, ибо здесь мы сталкиваемся с замкнутым кругом: для того, чтобы эффективно выпол­нять упражнения на развитие воли, изначально необхо­дим какой-то запас воли.

В этом случае хорошо прибегнуть к техникам, предлага­емым Бодуэном (Baudoin). В них используется поддержка других побуждений человека, способных служить лучшим стимулом, чем чистая воля. Эти побуждения совсем не обязательно должны относиться к высшему уровню. Это как раз один из примеров того, как использовать так называемые "низшие" или "примитивные" влечения и побуждения для достижения высших целей. Здесь могут оказаться полезными гордость, тщеславие, в случае положительного переноса – стремление доставить удовольствие терапевту, самоутверждение и т.д. Хорошую службу мот сослужить даже более примитивные стимулы вродепохвал или объективных наград. Мы обратили внимание на то, что лучше всего действуют стимулы, использующие "азартные" инстинкты человека, его влечение к игре стремление потягаться с самим собой. Для этого необхо­димо определенное умение дезидентифицироваться, по­скольку Я человека "соревнуется" с его субличностями и влечениями, стремясь рассматривать это как игру, не принимая все слишком близко к сердцу, и, как настоя­щий спортсмен, просто стараясь победить. Сама заинте­ресованность в игре уже является стимулом, обладающим привлекательностью и не вызывающим сопротивления или активного противодействия, которое бы могло возник­нуть при более насильственном использовании воли.

Применяя все техники вообще, а техники по разви­тию воли — в особенности, необходимо внимательно следить за тем, чтобы не вызвать сопротивления бессоз­нательного, не восстановить его против этих техник. Один из способов, позволяющих не допустить такого сопро­тивления, — посоветовать пациенту не слишком серьезно относиться к этим техникам, не впасть в педантизм и не вызвать досаду бессознательного. Наоборот, задача состоит в том, чтобы завоевать расположение бессозна­тельного, сделав эти упражнения интересными и при­влекательными для него, а это как раз и свойственно игре. Кстати говоря, на это следует еще больше обратить внимание учителей, применяющих психосинтез в обра­зовании.

Игровое отношение ни в коем случае не мешает эф­фективности техники, но уменьшает противодействие со­противления и возможность бессознательного бунта.

Наши рекомендации