Тема 2. Развитие этнологической мысли

Пояснительная записка

Настоящая методические рекомендации составлены по дисциплине «Этнология». Указанная дисциплина изучается на четвёртом курсе очного и заочного отделений исторического факультета. Этнология является самостоятельной наукой и изучает этносы, их возникновение и развитие, этнические процессы, влияние их на ход исторического развития и этническую культуру. Относясь к общепрофессиональным дисциплинам, этнология ставит одной из своих задач дать более полное представление о влиянии этнических процессов на ход мировой истории и, наоборот, влияние исторических процессов на развитие этносов. Курс этнологии позволяет студентам лучше понять особенности этнического поведения и этнических стереотипов различных народов, объяснить некоторые особенности и закономерности истории отдельных стран.

Этнология тесно связана с рядом других учебных дисциплин, изучаемых на историческом факультете. Прежде всего, это историческая наука, культурология, социология, философия, антропология и археология.

Предметом этнологии является этнос, его формирование взаимодействие с другими этносами, а также этническая культура. Цель курса – дать представление об этносе и его развитии. Из этого вытекают основные задачи курса: ознакомить с основными этапами этнологической науки, ознакомить с основными подходами к проблемам этничности и этногенеза, проследить место и функции этнической культуры, выделить основные типы межэтнической коммуникации и психологии этносов.

Данный предмет позволяет лучше понять представителей других культур, развивает толерантность мышления, что является немаловажным требованием, предъявляемым к выпускникам-гуманитариям при их дальнейшей работе по специальности. Необходимо обратить внимание на то, что поскольку первая тема (вводная) рассматривается только на лекции, то планы семинарских занятий начинаются с темы 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Некоторые знания по проблемам, изученным в ходе лекционного курса, должны быть углублены на семинарских заданий, цель которых получение знаний в ходе самостоятельной работы со специальной литературой. Особое внимание следует уделить теме 2, которая наиболее тесно связана с исторической наукой. Кроме того, необходимо иметь в виду изучение большинства тем по первоисточникам, учебное пособие должно играть именно вспомогательную роль.

Предлагаемые темы, при их рассмотрении на заочном отделении, сокращаются по согласованию с преподавателем в зависимости от написанных студентами контрольных работ.

Тема 2. Развитие этнологической мысли

Цель занятия – исследовать основные направления этнологической мысли, ознакомиться как с классикой этнологии, таки и с новейшими течениями.

План

1. Эволюционизм и его основные представители (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер и др).

2. Антиэалюционизм (диффузионизм, социологическая школа)

3. Школа Боаса и его значение.

4. Этнописихологическая школа (Р. Бенедикт, М. Мид)

5. Функционализм и структурализм в этнологии. Значение работ Л. Леви-Брюля и К. Леви-Строса.

6. Современные течения в этнологии. Постмодерн.

Методические рекомендации

Данная тема является одной из ключевых в курсе этнологии. Изучение поставленных в её рамках вопросов более всего содействует междисциплинарным связям с историей, философией, культурологией и другими предметами.

Как показала практика, наиболее продуктивна при рассмотрении основных направлений в этнологии практика содокладов. При этом весьма важно ознакомиться именно с первоисточниками, большинство из которых доступны студентам. Рассматривая взгляды представителя того или иного направления целесообразно выделить основные положения его концепции, выявить её сильные и слабые места, обратить внимание в какой мере эти положения оказали влияние на развитие этнологии и насколько популярны они в наши дни.

Рассматривая такое направление как эволюционизм, студентам следует сопоставить позиции таких ярких мыслителей как Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Г. Морган, показать насколько сильны позиции эволюционизма в наши дни (неоэволюционизм), выявить слабые места, заслуженно подвергаемые критике. При изучении второго вопроса важно подчеркнуть именно те аспекты эволюционизма, которые критиковали представители других направлений, уяснить насколько эта критика был справедлива, понять, почему многие воззрения антиэвлюционистов в настоящее время забыты.

Весьма важными являются вопросы, посвященные американской школе в этнологии Франц Боас и его ученики. Здесь необходимо понять принципиальную новизну в подходах и методах исследования этносов в рамках этого направления, показать общее и особое в трудах последователей Боаса, подчеркнуть их вклад в мировую науку. Важно отметить влияние этого течение на современную этнологию.

Особенно важным для историка являются вопросы, посвящённые структурализму, функционализму и постмодерну. Именно в рамках их рассматриваются такие понятия как менталитет, коллективное бессознательное и ряд других, понимание которых чрезвычайно важно для историка. Важно показать также и современное состояние теоретической этнологии как на Западе, так и в России, показать как повлиял отказ от европоцентристских воззрений на развитие этнологии и других наук.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1994.

Леви-Строс К.Печальные тропики. М., 2001.

Мид М. Культура и мир детства. М.,1998.

Рэдклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А История зарубежной этнографии. М., 1978. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2000.

Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. М., 1988.

Этнология в США и Канаде. М., 1989.

Тема 3.Этнос и этничность

Цель занятия – уяснить основные понятия этнологии: этнос и этничность, проследить, как они определяются в различных направлениях этнологии.

План

1. Понятия этнос и этничность.

2. Современные концепции этничности

а) примордиализм;

б) инструментализм;

в) конструктивизм.

3. Теории этноса в отечественной этнологии. Концепции Л.Н. Гумилёва, Ю.В. Бромлея, информационная теория этноса.

Методические рекомендации

На данном семинаре рассматриваются два ключевых понятия в этнологии: «этнос» и «этничность». Здесь необходимо остановиться на различных подходах к этим понятиям и определить собственное мнение. Целесообразно остановиться и на вопросе об этнической идентичности и её составляющих.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Бромлей Ю.В. Проблемы современной этнографии. М., 1981.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли (любое издание)

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Тема 5.Проблема этногенеза

Цель занятия – выяснить основные факторы этногенеза, рассмотреть основные концепции, объясняющие это явления.

План

1. Этногенез и его основные факторы.

2. Типы этнических процессов.

3. Этапы расогенеза и этногенеза. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва.

Методические рекомендации

Данная тема логически продолжает предыдущую. Поэтому необходимо сопоставить понятия «этнос», «этничность», «этногенез». Рассматривая этногенез можно сравнить его с антропогенезом и расогенезам, из чего вытекают и основные факторы этногенеза. Определившись с данными вопросами, студенту следует рассмотреть этнические процессы современности, как объединяющие, так и разъединяющие. В заключении следует рассмотреть основные теории этногенеза, особо обратив внимание на теорию Л.Н. Гумилева. Данная теория не является общепризнанной, во многом она спорна. Это создаёт почву для открытия дискуссии по данному вопросу на семинаре. В рамках этой дискуссии надлежит показать прежде всего знание теории Гумилёва, обнаружить сильные и слабые его моменты. Итогом дискуссии должно стать определённое мнение относительно высказанных Гумилёвым положений.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Бромлей Ю.В. Проблемы современной этнографии. М., 1981.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли (любое издание)

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

Тема 6.Этническая психология

Цель занятия – выяснить основания этнической идентичности, особенности этнической психологии.

План

1. Смысл понятия этнической идентичности.

2. Основания этнической идентичности

3. Структура психологии этноса (темперамент, характер, традиции и обычаи, интересы, сознание и чувства)

4. Инкультурация

Методические рекомендации

В рамках данной темы рассматривается психология этноса. Одно из ключевых составляющих этнической психологии – этническая идентичность. Поэту следует определить, что такое этническая идентичность, на чем она основывается, как происходить втягивание индивида в этнос через формирование определённых составляющих идентичности (механизмы этнической идентичности). Рассматривая структуру психологии этноса, важно обратить внимание на её «несущие конструкции», определить какую роль играют биологические, а какую - социальные факторы.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М.,2003.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

Тема 7.Этническая культура

Цель занятия – рассмотреть явления традиционной и этнической культуры, уяснить роль ритуального поведения и особенности мышления человека в традиционной культуре.

План

1. Этническая (традиционная) культура, её функции и особенности.

2. Специфика мышления в традиционной культуре.

3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре.

4. Этнический образ и стереотип.

5. Этнические образы народов мира (на примере 1-3).

Методические рекомендации

Данная тема – одна из самых сложных и ёмких в этнологии, в ней также ярок выражен междисциплинарный характер. В её рамках следует уяснить, что такое этническая, а что такое традиционная культура, понять общее и особенное в содержании этих понятий. Важно также понять, чем традиционная культура отличается от современной, вспомнить учение К. Леви-Стросса о дологическом мышлении, определить этнические функции традиционной культуры.

Вопрос об этнических образах и стереотипах, несмотря на кажущуюся простоту также заслуживает пристального внимания. Рассматривая его, надо остановиться на том, что же первично – стереотип или образ, на основании чего складываются образы и стереотипы разных этносов, как они воспринимаются другими народами. Здесь весьма интересно дать краткую характеристику различных народов, выделить и объяснить особенности их этнических образов. Особо следует остановиться на исторической составляющей, повлиявшей на формирование того или иного образа или стереотипа.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Леви-Строс К.Печальные тропики. М., 2001.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. М., 1969.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1998.

Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

Тема 8.Межэтнические коммуникации

Цель занятия – рассмотреть виды межэтнических коммуникаций и основные концепции межэтнического взамидействия.

План

1. Основные этнические процессы, их этапы.

2. Концепции этнокультурного взаимодействия.

3. Этнические процессы современности в различных регионах мира.

Методические рекомендации

В рамах этой темы рассматриваются этнические контакты и их разновидности. В ходе этнического взаимодействия происходит как обогащение, так и обеднении этнических культур. Следует остановиться и на концепции культурного шока, привести конкретные исторические примеры такого шока. Рассматривая концепции этнического взаимодействия, нужно рассматривать каждую из предложенных критически, с пониманием того, что ни одна из них в настоящее время не является общепризнанной в этнологии. В завершении, опираясь на теоретический материал и имеющиеся исторические знания, необходимо рассмотреть основные этнические процессы в различных частях земного шара.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Тащенко Ж.Т. Этнократия. История и современность. М., 2003.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

Тема 9.Этнические конфликты

Цель занятия – понять природу этнических конфликтов.

План

1. Этнические конфликты, их истоки.

2. Причины этнических конфликтов и их специфика.

3. Типология этнических конфликтов.

4. Этнические конфликты на территории бывшего СССР и современной России.

5. Формы регулирования этнических конфликтов.

Методические рекомендации

Частным случаем этнических контактов являются этнические конфликты. Важно определить их специфику, отделяя их от внутриэтнических и межгосударственных конфликтов. Можно рассмотреть виды конфликтов, выделить латентные и открытые конфликты, выяснить их причины, и основные этапы. Историкам необходимо привести конкретные примеры таких конфликтов и на этих конкретных примерах рассмотреть причины и ход конфликтов. Важно найти в истории примеры урегулирования таких конфликтов и показать возможность их применения в современном мире.

Литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2001.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Концепции зарубежной этнологии. М., 1976.

Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2003.

Тащенко Ж.Т. Этнократия. История и современность. М., 2003

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. М., 2001.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

Наши рекомендации