Три школы объективной психологии.

Психология должна изучать также

внешние проявления в деятельности

организма, поскольку они являются

выражением его психической жизни.

В.М. Бехтерев

До конца 19 века психология была исключительно субъективной наукой (основной метод – интроспекция, буквально «заглядывание внутрь»).

Нужны другие подходы. Это объективная психология.

Объективная психология основана на количественном измерении моторных и висцеральных функций.

Одно из различий между направлениями объективной психолгии связано с выбором реакций организма, которые используются в качестве показателей психических функций. Использование гормональных реакций характерно для русской школы.

Русская школа

Бывал обманут сердцем я,

Бывал обманут я рассудком.

Но никогда еще, друзья,

Обманут не был я желудком.

Е.А. Баратынский

Иван Петрович Павлов (1849-1936) сыграл значительную роль в развитии объективной психологии. Объективно измерил психические процессы, применяя висцеральные реакции организма. Использовал активность пищеварительных желез. Количество капель сока позволяет оценить процессы, формирующие поведение. Работы И.П. Павлова насильственно внедряли в психологию и педагогику.

Другой ученый Владимир Иванович Бехтерев (1857-1927) – невропатолог, психиатр, физиолог и психолог. Основал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге. Одним из центральных учреждений стал институт мозга и психической деятельности. Изучались гуморальные факторы психики. Школа Бехтерева была в тени Павловской школы.

Причины: неприязнь друг друга; Бехтерев умер раньше.

В школе В.М. Бехтерева для объективного изучения психики использовались моторные реакции.

Бехтерев развил положение И.М. Сеченова мозг есть орган души». Его интересовало строение головного мозга и спинного мозга. Ориентировался на поведение человека, а не животных. Также как и Павлов исходил из рефлекторной природы поведения. Различия в том, что он использовал двигательные рефлексы.

Бихевиоризмвозникло под влиянием идей Павлова и Бехтерева.

(behavior/ англ.) – поведение, которое рассматривается как постоянный процесс обучения.

Основатель – Дж.Б.Уотсон.

Поведение – это тип взаимоотношений между стимулом и двигательной реакцией.

Бихевиористы как и Бехтерев судили о психических процессах по двигательным актам. Они не считают сознательные, подсознательные и бессознательные процессы предметом психологии. Не видят разницы между поведением крысы и человека в лабиринте (пример – сухой закон).

Бихевиористы считают, что любого можно обучить чему угодно.

Анекдотичный пример с дрессировкой котят как проводников. Они игнорировали индивидуальные различия между особями одного вида.

Ими в настоящее время разработаны методы обучения. Например, весьма специфическая задача, как борьба с противопехотными минами. Обучают, живущих в Африке гигантских Хомяковых крыс (Cricetomys ganbianus) 70см до 2кг. Сейчас в Бельгии их обучают искать мины.

Основной метод бихевиоризма – инструментальный условный рефлекс.

Отличается от классического Павловского наличием обратной связи.

Выработка условного рефлекса на основе безусловного идет быстрее, чем на основе + или – эмоций, не имеющих врожденных связей с определенной двигательной реакцией (пример – испуг и бегство котенка при крике кота).

Изучением таких специфических для конкретного биологического вида – видоспецифичных – реакций занимается еще одна наука о поведении – этология (этос – нрав) сформирована зоологами – наука о комплексном поведении в естественных условиях обитания животного.

Основным объективным параметром для количественного измерения психических процессов служит движение.

Австралиец Конрад Лоренц, голландец Николас Тинберген и немец Карл фон Фриш в 1973 получили Нобелевскую премию.

Биологические корни поведения человека – это существование у него, как у всех других биологических видов, врожденных, наследственно обусловленных психических форм, которые невозможно удалить или подавить. Например, у человека существует врожденная потребность получать удовольствие. У одних эта потребность выражена сильнее, у других слабее. Невозможно построить общество, в котором все будут жертвовать своими жизненными интересами ради абстрактного «общественного блага».

Этология изучает врожденные (инстинктивные) формы поведения.

К врожденным психическим формам относятся не только потребности, но и двигательные акты, т.е. формы поведения. Например, кошку легко обучить открывать дверь, если она открывается на себя – это движение присутствует в ее врожденном поведенческом репертуаре. (табл. Стр.40-41).

Наши рекомендации