Вопрос 4. Особенности публичного выступления.
Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его. Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит"для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.
Опыт показывает, что па каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и, кратких тезисов.
Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:
· вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
· то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;
· это актуально, для слушателей.
Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.
Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:
1. Кому я буду говорить?
2. Для чего?
3. Что должны уяснить слушатели?
В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.
Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:
1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.
Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключаемся на другой объект.
Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.
При этом необходимо считаться со следующими правилами.
1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.
Культура речи предполагает:
· знание норм литературного языка;
· соблюдение основных требований к языку выступления;
· выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств.
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы — средства языковой выразительности речи. Троп (поворот) — это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.
Напомним самые распространенные тропы:
1. Сравнение — наиболее часто употребляемый троп ("Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого". Д. Карнеги).
2. Эпитет — это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету. "Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час " (из Нобелевской лекции А.Н. Солженицына).
3. Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям. "Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент " (начало речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").
4. Метонимия — слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги"). "Вино лилось рекой", "Ждать целую вечность".
5. Гипербола (преувеличение) — непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете".
6. Литота (преуменьшение) — чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".
7. Ирония — слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания кого-то явления: "Конечно. Стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет".
8. Олицетворение — троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа" (Л. Леонов).
9. Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры — особые построения фраз.
10. Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!" (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).
11. Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Солженицын),
12. Инверсия — расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи: "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).
13. Градация — расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже — ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже — ослабление) производимого ими впечатления: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то дли него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").
14. Повтор — многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора — анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).
15. Пример анафоры — отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка ".
16. Существует большое количество основных видов повторов: досланный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор. Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Вес ненавидят тебя, Пиза". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя..., римские всадники не выносят твоего вида..., римский народ желает твоей гибели..., вся Италия проклинает тебя...". К расширенному повтору относится также разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример: "Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы".
17. Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя. Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно — так много источников. И, тем не менее, так сухо. "
18. Противопоставление, Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя. Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внука будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"
19. Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание. "Я хочу вам подробно объяснить", "Я хочу это четко показать на примере", "...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания... "
20. Намек.Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. ''Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...", "Вы уже знаете, к чему я клоню ". При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, — начал он однажды, — есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести ".
21. Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.
Заключение
Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.
Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным — эффектное поражающее воображение начало и "серое" продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Сущность и виды самопрезентации.
2. Стиль самоутверждения личности в общении.
3. Влияние самооценки на содержание и способы общения.
4. Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.
[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.