Вопрос 4. Особенности публичного выступления.

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его. Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит"для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

Опыт показывает, что па каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и, кратких тезисов.

Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

· вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

· то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

· это актуально, для слушателей.

Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом воз­можно лишь в том случае, если он прочно освоен.

Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:

1. Кому я буду говорить?

2. Для чего?

3. Что должны уяснить слушатели?

В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волну­ет, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или кон­трастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, лег­ко переключаемся на другой объект.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыс­лей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

При этом необходимо считаться со следующими правилами.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверен­ности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не­значительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете при­емлемыми.

Культура речи предполагает:

· знание норм литературного языка;

· соблюдение основных требований к языку выступления;

· выразительность речи, которая достигается использованием язы­ковых средств.

Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуж­дают чувства слушателей тропы — средства языковой выразительно­сти речи. Троп (поворот) — это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.

Напомним самые распространенные тропы:

1. Сравнение — наиболее часто употребляемый троп ("Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого". Д. Карнеги).

2. Эпитет — это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету. "Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час " (из Нобелевской лекции А.Н. Сол­женицына).

3. Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго оста­ются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о кото­рых он собирается рассказать слушателям. "Душа настоящего человека есть самый сложный, и са­мый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент " (начало речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").

4. Метонимия — слово или словосочетание, которое заменяет на­звание предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги"). "Вино лилось рекой", "Ждать целую вечность".

5. Гипербола (преувеличение) — непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым челове­ком на свете".

6. Литота (преуменьшение) — чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".

7. Ирония — слово или выражение употребляется в смысле, обрат­ном буквальному, для высмеивания кого-то явления: "Конечно. Стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет".

8. Олицетворение — троп, состоящий из перенесения свойств чело­века на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немно­гочисленных покровителей нашего народа" (Л. Леонов).

9. Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой ка­кую-то мысль, используются фигуры — особые построения фраз.

10. Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных дей­ствий!" (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).

11. Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает пря­мого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он при­влекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Сол­женицын),

12. Инверсия — расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи: "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).

13. Градация — расположение слов в порядке, при котором их зна­чение постепенно усиливается (реже — ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже — ослабление) производимого ими впе­чатления: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то дли него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").

14. Повтор — многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора — анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).

15. Пример анафоры — отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отда­емся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не заме­чаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка ".

16. Существует большое количество основных видов повторов: дос­ланный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрек­нул его во второй раз"); расширенный повтор. Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Вес ненавидят тебя, Пиза". Он продолжает далее, детализи­руя: "Сенат ненавидит тебя..., римские всадники не выно­сят твоего вида..., римский народ желает твоей гибели..., вся Италия проклинает тебя...". К расширенному повтору относится также разъяснение. Выраже­ние, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример: "Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно реко­мендовал, я от него потребовал принести наконец необхо­димые документы".

17. Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множе­ством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя. Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слуша­телей просто одолевает скука. Когда у Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно — так много источников. И, тем не менее, так сухо. "

18. Противопоставление, Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя. Например, американский политик Р. Никсон имел боль­шой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внука будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"

19. Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание. "Я хочу вам подробно объяснить", "Я хочу это четко показать на примере", "...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания... "

20. Намек.Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий выс­казывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. ''Мне не нужно объяснять вам подробно, какие послед­ствия будет иметь это событие...", "Вы уже знаете, к чему я клоню ". При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафед­ральным оратором, внушавшим страх язвительными наме­ками. "Возлюбленные прихожане, — начал он однажды, — есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рож­дения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести ".

21. Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, кры­латые выражения.Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.

Заключение

Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкивать­ся с обратным — эффектное поражающее воображение начало и "серое" продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Сущность и виды самопрезентации.

2. Стиль самоутверждения личности в общении.

3. Влияние самооценки на содержание и способы общения.

4. Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.

[1] Продлен на 5 лет по решению ученого совета (протокол №5 от 27.01.2016.

Наши рекомендации