Ак почему же мы критикуем? 1 страница
Кроме перечисленных выше мотивов причиной может быть только глупость, ведь мы же знаем, чего достигаем критикой. Или мы настолько не любим людей и не стремимся к нормальному сосуществованию с ними? Но без любви к людям, к жизни дело совершенно не пойдет.
ак что же делать?
1. Последите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне «безобидной» критики.
2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации, принимаете ли вы её?
3. Прежде чем вам снова захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
4. Прежде чем вы хотите разразиться резкой критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого.
5. Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того, чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.
6. Если критикуют вас самого, учитесь искусству не принимать критику близко к сердцу, позволять ей стекать с вас как с гуся вода. Задумайтесь, почему критикующий вас хочет «выпустить пар», обращая стрелы своей критики на вас, и простите ему это. Поразмыслите в спокойной обстановке, в чём он может быть прав.
7. Если другой упорствует в высказывании критических замечаний, реагируйте, сохраняя невозмутимость и хладнокровие, констатируя: «Таковы ваше мнение и ваша позиция, мои же – таковы… Давайте подумаем, в чём наши точки зрения сходятся».
8. Учитесь каждое «нет», сказанное собеседником, превращать в «да» не посредством уговоров, а через убеждения и позитивную мотивацию.
ЯВЛЯЮСЬ ЛИ Я ПРИМЕРОМ?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ
Вожак – руководитель – глава – опора – специалист – вдохновитель – застрельщик – новатор – реформатор – первопроходец – проводник идей – инициатор – энтузиаст – проектант – организатор – менеджер – учитель – советчик – наставник – консультант – образец
Каждый человек на сцене своей жизни играет множество ролей. Размышляли ли вы когда-нибудь сосредоточенно над тем, какие роли играете вы? Не пришли ли вы заодно и к выводу, какова ваша главная роль?
Человек – существо социальное, он нуждается в людях. Только в обществе и благодаря ему возможно раскрытие человеческой личности, так как человек живёт для себя и для других. И здесь также действует принцип Инь-Ян.
Когда я заговариваю о необходимости положительного обхождения с людьми, то часто слышу в ответ такой аргумент: «Все это правильно, но хорошо бы вам объяснить это моему партнёру, моему начальнику и научить их этому».
Разумеется, иной раз люди, отличающиеся негативными чертами характера, демотивируют нас. Все это так. Но, кажется, многие позабыли, что и они сами оказывают влияние на других людей, так как жизнь состоит из процессов взаимного влияния.
Поразмыслите о том, что каждый человек является одновременно отправителем и получателем посланий-сигналов. Развивайте у себя такую модель мышления, чтобы разгадывать различные возможности взаимного влияния.
Уважаемый читатель, насколько вы сильны как отправитель положительных сигналов?
Многие люди склонны переоценивать других, и за счёт этого недооценивать свою личность. Уже из-за одной такой негативной установки ни один человек не может гармонично настроить свою жизнь и своё будущее.
Мы должны ценить других, однако не переоценивать. Так же как раскрытие своей личности не должно вести к высокомерию и дерзости. Нашей целью является самопознание и приобретение здорового чувства уверенности в себе. Пожалуйста, проверьте свою личную установку на успех.
Преуспевать не означает приказывать окружающим.
Преуспевать не значит подавлять других.
Преуспевать не значит эксплуатировать других.
Преуспеваем мы не тогда, когда думаем только о своей выгоде.
Преуспеваем мы не тогда, когда бесцеремонны.
Успех означает для нас в первую очередь личные обязательства. Успех – это способность к дальнейшему совершенствованию. Только тогда мы можем считаться преуспевающими, когда другие получают пользу от нашего успеха.
Мы преуспеваем, когда разрешаем проблемы.
Мы преуспеваем, когда делаем людей счастливыми.
Преуспевать – значит быть образцом.
Размышления о самом себе не симптом болезни, а попытка познать самого себя, признак зрелости.
Где я нахожусь сегодня? Насколько прочна моя позиция?
Являюсь ли я спутником, который усиливает блеск другого, или неподвижной звёздой?
Встречаются матери, которые кружатся вокруг своих детей подобно спутникам. Так ли это хорошо для тех и других?
Бывают и руководители, которые кружатся вокруг своих подчиненных. Есть и политики, которые кружатся вокруг масс.
Со времен своей юности я являюсь восторженным читателем испанского философа Хосе Ортега-и-Гасета. У него я позаимствовал для вас следующую мысль: «К “массам” относится каждый, кто себе не придает по определённым причинам особого значения». К массам относятся те, кто считает себя заурядными людьми. Общество – это всегда динамичное единство двух факторов – элиты и массы.
Разделение общества на массу и элиту является разделением не по социальным, а по человеческим категориям. Человечество можно разделить на таких, которые многого от себя требуют и нагружают себя обязанностями, и других, которые не требуют от себя ничего особенного, которые довольствуются тем, что, вопреки течению времени, остаются такими, какими уже давно являются. У них отсутствует какое- либо стремление вырасти, стать совершеннее.
Такова причина, по которой мы большую часть людей именуем массой, и не потому массой, что она многочисленна, а потому что она инертна.
Человек из массы – это такой человек, который живёт без цели, которого жизнь несёт по воле волн. Поэтому он ничего не созидает, хотя силы и возможности его огромны.
Благородных узнают по требованиям, предъявляемым к самим себе, по обязанностям, а не по правам. Положение обязывает…
Можно приказать маршировать, но нельзя приказать добиваться рекордов или высочайших достижений. Поэтому человек, который является образцом, никогда не бывает погонщиком и надсмотрщиком – это полная им противоположность.
Образец обладает волшебной силой притяжения, которая действует на других зачаровывающе.
Он вдохновляет и увлекает за собой. Он идёт во главе. Когда меня спрашивают: «Как вы меня воспринимаете? Какого вы обо мне мнения?», – я отвечаю неохотно, так как для жизни спрашивающего гораздо важнее, что он думает, а не что я о нём думаю.
Если я кому-нибудь говорю точно, что думаю о нём, он становится от меня зависимым. Важнее, когда личность мотивируется сама по себе.
Напишите же однажды сочинение, посвященное раскрытию личности, под названием: «Каким меня должны видеть другие».
Когда вы изложите свои мысли на бумаге, вы сделаете их видимыми. Благодаря процессу письма ваш дух окажется в вашем подчинении, он укрепится.
Образцом является человек, который ощущает и несёт ответственность. Образцом не рождаются, это вопрос развития, силы духа и вовлеченности в социальную жизнь. У образца в свою очередь также есть образцы. Образец мыслит большими, обобщенными взаимосвязями. Образец несёт ответственность за себя и за других. У образца твердые положительные принципы. Работа над собой, над раскрытием своей личности нелегка. Но она ценна и приносит большое удовлетворение и счастье. Поэтому осознайте, пожалуйста, свои собственные принципы:
Все наши упражнения имеют целью пробудить в вас желание самосовершенствования.
Человек, который знает, чего он хочет, человек, у которого есть цель, нуждается в знаниях, чтобы достичь своей цели.
Вероятно, он нуждается также и в деньгах, чтобы стать самостоятельным, но прежде всего он нуждается в людях – в окружении.
В центре внимания нашего мышления всегда стоит человек.
Если в семье все складывается благополучно, то именно люди – основа этого благополучия, именно они его создали.
Если процветает какое-либо сообщество, то именно люди способствовали его взлету.
Если преуспевает предприятие, то добились этого преуспевания именно мотивированные люди.
Поэтому так важна способность положительно обходиться с людьми. Значение этой способности возрастает ещё больше, если к нашим обязанностям относится руководство людьми, если мы несем за них ответственность, так как каждый из нас обладает способностью делать других счастливыми или несчастными.
В истории существовало множество различных стилей руководства. При диктатуре действуют иные правила, чем при демократии. К сожалению, все ещё сплошь и рядом практикуется самая негативная форма руководства: приказ. При этом не говорят ни «пожалуйста», ни «спасибо». Эти слова, как ни печально, для многих подобны иностранным.
Сегодня мы часто говорим о работе в команде. Это хорошо и, как правило, приносит успех, но кто же несёт ответственность?
Я не имею ничего против работы в команде, «командного духа», но и командой тоже нужно руководить.
На любом корабле должен быть капитан. Любому оркестру необходим дирижер.
Итак, руководить необходимо, решающий вопрос только «как»? Размышляли ли вы когда-нибудь о различных возможностях, которыми располагаете лично вы?
Из всех возможностей, имеющихся в вашем распоряжении, наилучшим и самым действенным является следующий метод: руководить, становясь для подчиненных примером, руководить воодушевляя, руководить, чётко определяя цели. Руководить не означает подгонять и заставлять, подталкивать подчиненных перед собой. Руководить посредством собственного примера означает идти впереди, показывая, как надо делать.
Таким образом, мы должны как можно меньше действовать давлением, а вместо этого чаще применять технику втягивания.
Возможно, вам знакомы некоторые люди, которые умеют руководить благодаря очарованию, обаянию, харизме. Возможно, именно они и являются для вас примером. Можете вы описать, какие качества в этих людях вызывают у вас восхищение?
Руководство своим примером предполагает, что вам удастся завоевать сердце человека.
Если вы попросите мима показать «это я», он покажет на своё сердце. Поэтому вы видите, как важно завоевать сердце. Мы слишком часто обращаемся к разуму и хотим оказать на него давление при помощи доказательств. Нет ничего удивительного в том, что многие люди оказывают сопротивление такому стилю руководства.
Кто холодно и безлично занимается людскими проблемами, тот немногого достигнет.
Тремя величайшими примерами всех времен были основатели трех великих религий: Христос, Мухаммед и Будда.
На мой взгляд, у всех троих такие важные качества, как способность концентрироваться и принимать решения.
1. Способность к концентрации.
Интересно, что эти три великих человека на определенное время удалялись от людей, вероятно, чтобы подготовиться к грядущему.
Способность концентрироваться важна для любого, кто должен быть образцом. Постоянные упражнения в этом делают человека дисциплинированным. Благодаря этому он в состоянии упростить проблему, распознать самое главное, на чем должны сосредоточиться все усилия. Короче говоря, ему необходимо устремить свой взор на самое главное.
2. Способность принимать решения.
Способность принимать решения – это обязательное качество для образца. Что касается трех Великих, то их появление в обществе со своими учениями требовало серьёзного решения.
Среди качеств, характерных для того, кто хочет быть примером, не должно быть нерешительности.
Кроме того, он должен обладать способностью подчинять себе все каждодневные ситуации и одолевать их.
Руководитель-пример должен также проявлять искренний интерес к людям и досконально знать их проблемы, так как именно люди и являются сырьем в его ремесле. Он должен понять, что в человеческой душе сосредоточены огромные силы, которые нужно пробудить и использовать в положительном направлении, возбуждая в человеке силу воображения и вызывая в его душе добрые чувства.
Кто умеет обуздать вырвавшиеся из-под спуда силы и направить их на достижение общей цели, тот способен на великие дела.
Кто холодно и равнодушно берется за решение людских проблем, тот немногого достигнет.
Пожалуйста, проанализируйте, обладаете ли вы четырьмя важнейшими добродетелями примера, перечисленными ниже:
а) мудрость. Привычка видеть все вопросы во взаимосвязи. Рассматривать их с высоких позиций. Терпеливо, умно и неравнодушно;
б) справедливость. Склонность дать каждому своё. Отсюда вытекают благодарность, порядочность и дружелюбное отношение к окружающим людям;
в) сдержанность – самообладание. Как в отношении к самому себе, так и в отношении к другим людям;
г) сила духа. Внутренняя твердость, чтобы противостоять искушениям и соблазнам жизни, преодолевать их и в результате подняться над ними. Для этого нужны твердая мораль, смелость, усердие и самодисциплина.
Существует много смелых волевых людей, за которыми не хотят следовать ни в коем случае, так как не знают, за что эти люди выступают и куда идут. Никогда человек, считающий себя примером, не добьётся успеха, если люди не признают его превосходство, не уважают его и не доверяют его мнению.
Он должен уметь вдохновить ведомых, вызвать в их сердце тёплые чувства, завоевывая их доверие и объясняя им понятным языком, что следует делать.
Так, руководитель-пример должен уметь делать правильные оценки и в высшей степени обладать знанием людей. Он живёт с мыслями, устремленными в будущее. Он имеет чёткое представление о будущем. Вера в свои цели, свои идеалы даёт ему силы, сохраняя спокойствие, справляться с трудными ситуациями.
Так как люди охотно верят тому, что они видят, большое значение руководитель-пример должен придавать своей манере держаться, дружелюбному взгляду, зрительному контакту с собеседником, своей речи.
Пожалуйста, проверьте, можете ли вы согласиться с таким выводом Гёте:
«Учатся только от человека, которого любят».
За человеком, которого уважают, любят, принимают как образец, следуют охотно и легко, за такой личностью следуют неосознанно.
Скверной и трудной становится жизнь, если обо всем нужно спорить, всегда оправдываться, если все ставится под сомнение и не существует больше доверия. Сознательное и неосознанное недоверие осложняет все, часто даже самое лучшее сводит на нет. Поэтому наша цель: быть личностью, излучающей доверие.
В этой главе мы вместе поразмышляли над тем, что человека делает способным стать примером и быть им, чтобы свою жизнь использовать на благо других людей.
Развивайте в себе стремление стать положительным примером и прочно впечатайте в своё подсознание заключительную мысль.
Три добродетели определяют мышление и действия того, кто хочет быть
положительным примером: вера – любовь – надежда
ОБ ОБЩЕНИИ С САМИМ СОБОЙ, ИЛИ ВОРОТА В ПОДСОЗНАНИЕ
Открытие внутреннего мира так же увлекательно и восхитительно, как и открытие внешнего мира со всеми его чудесами. Умеете ли вы ещё удивляться?
«Вы так же молоды, как ваша вера, и так же стары, как ваши сомнения, так же молоды, как ваша уверенность в своих силах, так же молоды, как ваша надежда, так же стары, как ваше уныние.
Молод тот, кто ещё умеет удивляться и увлекаться. Кто ещё подобно ненасытному ребёнку спрашивает: «А что потом?» Кто вызывает события и радуется, играя в жизнь. Вы останетесь молодыми до тех пор, пока вы будете восприимчивы, впечатлительны ко всему прекрасному, доброму, великому. Восприимчивы к посланиям природы, соплеменников, чего-то неуловимого. Если однажды пессимизм будет разъедать ваше сердце, если оно будет покрываться рубцами цинизма, пусть же Бог пощадит вашу душу, душу старца», – так выразительно описал это Альбер Камю.
Часто у меня бывает впечатление, что современный человек принимает в себя слишком много и слишком мало размышляет, как можно было бы что-то изменить. Это негативная установка выражается примерно в таких мыслях; «Нужно с этим примириться», «Не следует переоценивать себя» или (уж совсем негативная) «Нужно знать и свои пределы тоже».
Содержание этой главы покажет вам, как можно преодолеть негативное в своей жизни. Условием для каких-либо изменений должна быть неколебимая вера в себя самого. Эта вера такова, что высвобождает силы души.
«В начала было Слово, все сущее Бог создал Словом, и без Него,
и вне Его, – ничто из сущего не существует».
Так написано в Библии, и Гёте, который долго размышлял над этой цитатой, добавил в «Фаусте» следующее:
В начале было Слово. С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
«В начале Мысль была». Вот перевод.
Он ближе этот стих передает.
Подумаю, однако, чтобы сразу
Не погубить работы первой фразой.
Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
«Была в начале Сила». Вот в чём суть,
Но после небольшого колебанья
Я отклоняю это толкованье.
Я был опять, как вижу, с толку сбит:
«В начале было Дело», – стих гласит.[10]
В слове заключена магическая сила, которая материализует желаемое и ожидаемое.
Слово – это ставшая слышимой идея. Эта идея может, однако, только в том случае осуществиться, если наши мысли заряжены силой.
Кто что-то хочет изменить, должен вначале знать, что же он хочет изменить. Он должен свои цели сформулировать точно, в коротких предложениях, письменно. Это намерение должно обрести силу и власть. Путь нам указывают 13-й и 14-й законы мышления.
Постоянное повторение одной идеи превращается сначала в веру, затем в убеждение.
Вера ведёт к действию. Концентрация ведёт к успеху.
Повторение ведёт к мастерству!
Тибетские ламы знали силу и воздействие мыслей. Они знали, что мысленное представление, постоянно повторяемое, в конце концов осуществляется. Сильнейшее выражение нашло это убеждение в тибетских молитвенных мельницах. В молитвенный барабан закладывалась написанная молитва, т.е. священное желание, и каждый поворот барабана соответствовал повторению в мыслях при сильнейшей концентрации.
Эта глава поможет вам также лучше понять самих себя. Современный человек умен, очень умен, и благодаря образованию и своему опыту он знает бесконечно много. Объем наших обобщенных знаний постоянно возрастает. Мы знаем, как выглядит поверхность Марса, равно как и Луны. Но тому, что происходит у нас внутри: почему мы такие, какие есть, почему мы делаем то или иное или не делаем чего-то совсем, почему мы испытываем большую любовь к одному и отвергаем другое, – всем тем вопросам, которые так важны в нашей собственной жизни и играют решающую роль, мы уделяем слишком мало внимания, а ведь счастье и успех нашей жизни зависят от тех процессов, которые изнутри нас направляют и руководят нами.
Что же человек знает о себе? В последние годы как психологи, так и исследователи деятельности головного мозга открыли много нового, что очень важно и имеет решающее значение для каждого из нас в отдельности. Благодаря этим знаниям нам, может, удастся сделать больше из себя и своей жизни.
Первые следы человека на Земле появились примерно 400 000 лет назад, и ученые могут нам показать, как человек от поколения к поколению развивался и совершенствовался. Это продолжительное развитие гомосапиенс стало возможным благодаря работе его мозга и подсознания. Природа наделила человека нервной системой, которая не только позволила ему действительно утвердиться здесь на Земле вопреки всем препятствиям, но и дала ему способность сознательно строить своё собственное будущее.
Поэтому многие исследователи определяют головной мозг как главный инструмент выживания, который позволил человеку утвердиться и победить в борьбе за существование.
Для лучшего понимания того, какие процессы проигрываются в нашем мозгу, да будет мне позволено сравнить мозг человека с компьютером. Часто мы полны внимания и почтения перед этими современными приборами и поражаемся их высоким достижениям. Но подобные или даже ещё лучшие результаты может достигать и наш мозг. Человеческий мозг, наш компьютер, обладает биллионами запоминающих устройств, которые способны не только вычислять, но и проявлять творческую активность.
Природа подарила нам нечто очень-очень драгоценное. Но, возможно, именно потому, что это подарок, мы недостаточно ценим свой мозг и не умеем воздавать ему должное. Как известно, наша нервная система управляет не только температурой тела, не только регулирует невероятно сложный химический процесс переваривания пищи, не только позволяет полностью автоматически функционировать дыханию и сердцу, но и руководит также нашей сознательной и бессознательной жизнью в целом.
После этого вам, уважаемый читатель, легко понять, насколько необходимо поподробнее познакомиться с головным мозгом, который подобен самой совершенной машине. Я никогда не утверждал, что человек является машиной, но я постоянно констатировал, что человек носит в себе великолепно работающую машину, которая, однако, только тогда функционирует безупречно и без осложнений, когда она правильно настроена, когда она правильно запрограммирована.
Если мозг неверно запрограммирован или неправильно настроен, возникают душевные и вследствие этою физические заболевания разною рода.
Если мы рассмотрим многие психосоматические заболевания, то довольно быстро придем к выводу, что у многих людей просто расстроена центральная нервная система.
Часто я сравниваю человеческий организм с марионеткой. Каждая марионетка может двигать своими членами только тогда, когда её побуждают к этому импульсами. Точно так же происходит и с нашим организмом и внутренними органами, если их к этому побуждают импульсы. Наш мозг и наше подсознание, таким образом, являются не только запоминающим устройством, накопителем, но и одновременно переработчиком информации и датчиком импульсов. Это те импульсы, которые направляют нас, руководят и управляют нами, сознательно или неосознанно. Вам, несомненно, известно крылатое выражение: «Человек – раб своих привычек». Речь идёт об импульсах, поступающих из нашего подсознания.
Если уж мы заговорили об этом, то надо уточнить, что бывают не только хорошие, но и плохие привычки, которые определяют наше поведение и действия.
Если подсознание человека накопило мною положительных привычек, то совершенно ясно, что и поведение его также положительно. Если же у человека накопилось мною отрицательных привычек, то ею поведение, его отношение к жизни также будет негативным. Каждое утро мы желаем себе доброго утра. Но что мы делаем для того, чтобы утро стало действительно добрым?
Вероятно, вы согласитесь, если я предложу вам сделать небольшую творческую паузу для активизации вашего подсознания. Пожалуйста, прочитайте следующие строки громко теплым мягким голосом. Действие вы почувствуете очень скоро.
Я живу – я думаю – я радуюсь, что я живу, и буду веселее, уравновешеннее и смогу переносить большие нагрузки.
Мое самосознание растёт и становится моим постоянным спутником.
Мое самосознание растёт и становится моим постоянным спутником.
Я счастлив, что могу работать над раскрытием своей личности.
Я стану свободным человеком и сброшу с себя все негативные путы прошлого.
Я стану свободным человеком и сброшу с себя все негативные путы прошлого.
Я стану свободным человеком.
Мое самосознание растёт и становится моим постоянным спутником.
Мое самосознание растёт и становится моим постоянным спутником.
Мое самосознание поведёт меня дальше вперед.
Положительное мышление станет для меня чудесной привычкой.
Положительное мышление станет для меня чудесной привычкой.
Поэтому я буду целый день веселым, уравновешенным и смогу переносить большие нагрузки.
Для практического использования воспринятых нами правильных установок очень важен вопрос, как возникают в нашем подсознании импульсы.
Вот человек после девятимесячного пребывания в утробе матери появляется на свет. Наследственные факторы, под воздействием которых он сформировался: телосложение, цвет глаз, цвет кожи, конституция и многое-многое другое, что он получил от своих родителей. В человеке заложено также знание вегетативных процессов управления внутри организма. Это все то, чему не нужно учиться, а что мы знаем от природы. Подумайте при этом, пожалуйста. Ещё раз об упоминавшихся уже невероятно сложных биологических и химических процессах, которые решающим образом определяют наше существование.
Но множество вещей, которые определяют дальнейший жизненный путь и счастье человека, он должен изучить. Но и об этом природа самым лучшим способом позаботилась, так как не подвергается сомнению, что человек – это наиболее способное к обучению существо на Земле.
Если вы понаблюдаете за младенцем в первые недели его жизни, лежащим в колыбели, то заметите, что он смотрит на вас большими, спокойными, широко раскрытыми глазами. А почему же нет? Ведь он обычно знает только любовь, нежность и заботу. Но спустя пять-шесть лет будет ли тот же ребёнок пребывать в столь же уравновешенном гармоничном состоянии, или мы вынуждены будем признать, что в результате ошибок, разочарований и негативных впечатлений он уже изменился?
Таким образом, человек приходит на свет, не зная об ошибках нашей цивилизации, и только тот мир, в который он приходит, «чеканит» и формирует его. И уже в первые годы жизни закладывается фундамент его будущего. В первые годы определяется, будет ли он смелым или боязливым, уверенным в себе или робким. Вся информация нашей жизни накапливается в памяти и там концентрируется в импульсы, которые направляют и руководят нашими будущими действиями.
Возможно, вам и вашему подсознанию будет приятно, если мы сделаем ещё одну небольшую тренировочную паузу.
Проговаривайте следующий ниже отрывок громко теплым голосом, чтобы ваши уши слышали эти положительные мысли.
Я наблюдаю за своим животом и чувствую, как мой живот поднимается и опускается.
Я ощущаю ритм своего дыхания.
Я обращаю внимание на свои чувства и чувствую приятное изменение при медленном выдохе.
Я могу почувствовать, что при выдохе можно «выпустить пар».
При выдохе человек может смягчиться.
При выдохе человек может склониться к своим корням.
В состояние естественной защищенности.
В этом состоянии расслабленности и защищенности я легче всего могу освободиться от всего негативного.
Можно освободиться, можно стать свободным.
При выдохе я всегда выдыхаю углекислый газ.
Но при выдохе я могу также освободиться от всего негативного, освободиться – совсем освободиться – стать совершенно свободным.
Я могу полностью открыться позитивному.
Я могу полностью открыться позитивному.
При вдохе я «заправляюсь» теперь силой и энергией для следующих шагов в своей жизни.
Я «заправляюсь» теперь силой и энергией для следующих шагов своей жизни.
Так как моё подсознание лучше всего знает, что для меня хорошо,
я позволяю ему уверенно и с чувством собственного достоинства вести меня.
Мы подходим к ещё одному важному выводу:
Мир мы видим не таким, какой он есть, а таким, каким он нам кажется. Я обязан повторить это важное предложение ещё раз.
Мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, каким он нам кажется.
Обобщая все сказанное ранее, мы сделали вполне определённый вывод, что все то, что мы до сего момента пережили и узнали, определяет наше сегодняшнее мышление, чувства и восприятие. Карл Ясперс, один из величайших философов нашего времени, сказал в своей книге «О происхождении и цели истории»:
«Прошлое человека определяет его будущее»
Однако из этого умозаключения вытекает вопрос, решающим образом сказывающийся на судьбе человека: следует ли принимать свои привычки или существует возможность изменить свой характер, развить и усовершенствовать его?
Представьте себе, вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм. Это как будто бы фильм вашей жизни. Какой же фильм вы увидите? Фильм о счастливом, способном и старательном человеке или о печальном и потерявшем надежду? Возможно, вы порадуетесь этому фильму про себя. А может быть, предпочтете выключить киноаппарат. Так вот возникает такой вопрос: должен ли человек быть только наблюдателем того, как разворачивается сценарий, или он может в том случае, если фильм его жизни ему не нравится, пойти к киноаппарату и заменить пленку? Говоря иначе, должен ли человек оставаться таким, каков он есть, или существует вероятность превращения?
Если мы понаблюдаем за окружающими нас людьми, то усомнимся в существовании такого шанса. Как часто мы уже слышали: «Никто не может выйти из своей роли». У Шопенгауэра читаем: «По тому закону, по которому ты начал, ты должен продолжать свой бег».
Это одна сторона медали. С другой же стороны, всегда были люди, которое поверили в возможность изменения. Так Савл превратился в Павла[11].
Итак, человек не должен быть только наблюдателем, он не приговорен к беспомощности и неспособности, он может, но только если хочет, принимать участие в написании сценария собственной жизни.
Это чудо раскрытия личности возможно, если человек знает, как работает в нём подсознание.
Сегодня мы точно знаем, что следует делать человеку, чтобы перепрограммировать своё подсознание. Чтобы таким образом укоренить у себя новые положительные привычки. Во всех этих упражнениях речь идёт об искусстве влияния на самого себя, об искусстве правильного обращения со своим подсознанием, чтобы оно автоматически выполняло положительные действия. Взгляд в историю показывает, что подсознание – внутренний человек, душа – было хорошо знакомо всем народам. Наши предки пытались её понять и представить в сагах, мифах и легендах. Подсознание ощущали и познавали в религиозных церемониях.