Основные методы психологии

Методы диалектическо-материалистической психологии строятся на основе ее теоретических принципов, требующих исследований, которые подвергают психическую жизнь человека такому же беспристрастному анализу, как и другие объекты природы. При этом могут применяться разнообразные методы, в том числе и методы других наук, обеспечивающие всестороннее исследование психических явлений.
Для педагога методы исследования психики важны прежде всего как способы изучения личности учащегося, ее индивидуально-психологических особенностей с целью наиболее плодотворного ее формирования.
В основе всех методов психологии, прежде всего в основе методов изучения личности, лежат слова В. И. Ленина, которые он повторял, называя это положение «марксистской истиной» (1): «По каким
-----------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 49, с. 341.
----------------------------------------------------------------------
признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей» (1). «О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по его делам» (2). Об этих словах, изучая учащихся, никогда нельзя забывать.
Основными методами психологических исследований и изучения личности учащегося педагогом являются: наблюдение, беседа, эксперимент и обобщение независимых характеристик.
Наблюдение, как говорит само название этого метода, учитывает естественный ход событий, не вмешиваясь в него. Но при этом надо помнить, что слишком придирчивое и назойливое наблюдение за теми учащимися, которые испытывают большие затруднения в учебной работе, всегда вредно. Наблюдать следует так, чтобы не отвлекать внимания учащегося от того дела, которым он полностью поглощен. Наблюдение полезно сочетать с различными методами объективной регистрации деятельности.
Беседа преподавателя как самостоятельный метод изучения личности учащегося наиболее часто применяется в самом начале обучения, главным образом при ознакомлении с поступившим в училище, после изучения его документов. В этом случае она совпадает с собиранием анамнеза (т. е. сведений, даваемых по памяти) об истории развития изучаемой личности и дополняется анализом документов. Впоследствии более часто метод беседы используется в процессе наблюдения и параллельно с ним.
Наиболее эффективен метод беседы в изучении мотивов поведения, поступков и действий учащихся. Однако при выяснении мотивов следует учитывать искренность ответов. Применяется беседа и при изучении результатов учебной работы или продуктов производительного труда.
Сказанное в значительной мере относится и к заполнению различного рода вопросников и анкет — по сути упрощенного вида «письменной беседы». В условиях профессионально-технических училищ эта форма изучения личности применяется в виде сочинений на тему «Почему я выбрал свою профессию» или «Что меня больше всего интересует в жизни». Однако надо помнить, что в устной беседе всегда легче, чем в письменном виде, отличить неискренний ответ от искреннего.
Метод беседы по существу только форма углубления метода наблюдения и ничего не изменяет в изучаемой деятельности, способностях или поведении учащегося. Поэтому иногда бывает необходимо создать такие условия деятельности учащегося, чтобы специально вызвать у него проявления тех психических свойств, состояний или процессов, которые интересуют педагога. Такие условия создаются в психологических экспериментах, или «опытах», как иногда говорят. «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» (3).
---------------------------------------------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 423—424.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 228.
3. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. II, кн. 2. М., 1951, с. 274.
---------------------------------------------------------------------------
Эксперимент в изучении личности учащегося — это изучение его личных качеств, специально вызванных изменением условий, цели или способа выполнения им какой-либо деятельности. Эксперимент может проводиться и в лаборатории, и в естественных условиях трудовой деятельности. Лабораторный эксперимент, имеющий целью изучить психологические особенности какого-либо вида трудовой деятельности или личности учащегося, строится по принципу психологического моделирования деятельности. Модель — это искусственно созданное упрощенное подобие изучаемого явления, в котором основные для изучения элементы его структуры сохранены или даже усилены, а остальные могут отсутствовать. Моделирование применяется и в естественном эксперименте.
Естественный эксперимент, проводимый непосредственно в классе или аудитории, в учебной мастерской, в цехе,— наиболее доступный для каждого преподавателя метод. Еще не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, возможности точно дозировать и варьировать влияние изучаемых факторов, устранять мешающие факторы, создавать условия, обеспечивающие обоснованное сравнение результатов деятельности. Современная техника создает возможность перенести положительные стороны лабораторного эксперимента в естественные условия.
В естественном эксперименте отсутствует главный и весьма принципиальный недостаток лабораторного эксперимента — изменение отношения исследуемого к своей деятельности, колеблющееся в широких пределах — от повышенной настороженности до несерьезности (здесь уместно познакомиться с темой «Методы психологии труда»).
В изучении личности учащегося широкое применение находит формирующий эксперимент, проводимый путем индивидуального или группового экспериментального обучения или воспитания.
Наиболее практически эффективен и доступен педагогам метод обобщения независимых характеристик, заключающийся в сборе и обобщении «жизненных показателей», собираемых в различных видах деятельности характеризуемой личности...
Характеристика — это не только (а точнее, не столько) то, что написано о человеке, а то, что о нем известно и может быть сказано (1).
Обобщающий независимые характеристики, данные разными людьми, обязательно должен сопоставить и обобщить полученные сведения. Сопоставление и обобщение — основная сущность этого метода изучения личности. В обобщенной характеристике каждая

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индИндивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.ивиде.

Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств...

Сознание

одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения…

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивностьопределяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивностьхарактеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук). Активностьсвидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активностиопределяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидностьсвидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия, интраверсияопределяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.

Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Наши рекомендации