Схема психологической системы В. Вундта 4 страница
Совпавшая с началом второй мировой войны смена поколений в наиболее известных научных школах привела к замедлению, а затем и почти полному прекращению развития их теоретической мысли. Все это, вместе с интенсивно идущим накоплением эмпирического материала во многих новых научно-практических центрах, вскоре подготовило почву для нового кризиса психологии.
Контрольные задания и вопросы
51. Расскажите о творческой биографии З. Фрейда
52. В чем заключается метод психоанализа Фрейда?
53. Как представлял структуру личности З. Фрейд?
54. Назовите законы восприятия, открытые гештальтпсихологией?
55. Какое объяснение явления инсайта дал В. Келер?
56. В чем заключается сущность понятия «психологическое поле» по К. Левину?
57. Чем различаются волевое и полевое поведение по К. Левину?
Рекомендуемая литература
86. | Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. 1987. |
87. | Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997. |
88. | Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. – М. 1930. |
89. | Коффка К. Основы психического развития. – М. 1934. |
90. | Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. |
91. | Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М. 1989. |
92. | Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. 1991. |
93. | Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Труды разных лет. Книга 1. - Тбилиси: Мерани, 1991. |
94. | Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998. |
95. | Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. |
ГЛАВА 8
ПСИХОЛОГИЯ
В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА
8.1 Развитие психоаналитического направления
Разрушение целостного мировосприятия в эпоху позитивной науки породило новый, еще невиданный по своим масштабам, кризис духовной жизни в промышленно развитых странах мира. Начавшись в 19 веке в высших формах духовной жизни – науке и искусстве, в 20 веке этот кризис затронул уже широкие слои общества, став причиной утраты важнейших гуманистических принципов предшествующей эпохи.
Три десятилетия, разделяющие начало и окончание первой и второй мировых войн, буквально заполнены событиями, не мыслимыми в 19 веке. В начале применение отравляющих газов и бессмысленная гибель миллионов жизней в первой мировой войне; затем массовые жестокости гражданской войны в России; установление тоталитарных режимов в ряде европейских стран, и, наконец, вандализм и массовое истребление мирного населения в годы второй мировой войны. Причем следует заметить, что хотя инициатива в применении варварских способов ведения войны и ответственность за создание не бывалой в мировой практике системы уничтожения целых народов, безусловно, принадлежала одной из воюющих сторон – Германии, жестокости по отношению к мирному населению и бессмысленное уничтожение культурных ценностей практиковали все воюющие стороны. До сих пор немецкие города хранят следы грандиозных бомбардировок англо-американской авиации 1944 – 1945 годов. Жертвами этих бомбардировок стали не только всемирно известные дворцы, церкви и кварталы исторической городской застройки, но и сотни тысяч гражданского населения. В одном ряду с разрушением почти 90% немецких городов стоит и ядерная бомбардировка американской авиацией не имевших военной промышленности японских городов Хиросимы и Нагасаки.
Но более всего обнажало духовный кризис эпохи даже не убийство миллионов на расстоянии, с помощью новейшей техники – в этом, по крайней мере, виделся технический прогресс. Подлинным лицом тотального кризиса европейской культуры стало возрождение в Европе давно уже забытых, средневековых пыток. А.И. Солженицын, сам прошедший тюрьму и лагеря, с горьким юмором заметил, что если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через тридцать – сорок лет, ответили бы, что через сорок лет будет пыточное следствие и перечислили только некоторые из деталей применявшихся пыток - ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои сошли бы с ума. (Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг, гл. 3, 1991).
Все эти события, прямо или косвенно, не могли не отразиться на развитии психологии. Первым и наиболее чувствительным индикатором происходящих в обществе разительных перемен стал психоанализ. Сам основатель психоанализа, Фрейд, под влиянием итогов первой мировой войны, вынужден был дополнить свое представление о важнейших влечениях человека – влечением к смерти. Позже, уже в глубокой старости, в 1938 году, оказавшись в руках гестапо, он вынужден был дать подписку в том, что лично к нему пытки не применялись. Прибавив при этом, как говорит легенда, что он даже рекомендует гестапо, как универсальное средство от неврозов на любовной почве…
Эпоха тотальных общественных конфликтов сказалась и в творчестве ближайших коллег и учеников Фрейда. Один из его бывших сподвижников, Карл Юнг, развил свою оригинальную версию психоанализа, названую им «аналитической психологией». Теория Юнга уже в явном виде предусматривала зависимость человеческой психики от стереотипов общественного сознания. Основными отличиями этой теории от теории Фрейда было, во-первых, более широкое понимание энергии либидо, которая трактовалась Юнгом как жизненная энергия вообще, а не только как энергия сексуальная; и введение понятия коллективного бессознательного, во-вторых. Коллективное бессознательное - это, по Юнгу, наиболее глубокий уровень психической деятельности человека, вырастающий из врожденного опыта предшествующих поколений. Его основу составляют архетипы поведения, т.е. сложившиеся в том или ином этносе, а также у человечества в целом, типические эмоциональные и поведенческие реакции в типичных и наиболее значимых для человека жизненных ситуациях. В учении о коллективном бессознательном и его архетипах проявилось предчувствие нарастающего давления общества на личность и стремления манипулировать ее интересами.
Еще в более явном виде социальные факторы выступали в концепции другого знаменитого представителя психоанализа, Альфреда Адлера (1870-1937). Одним из стержневых моментов созданной им теории личности (получившей название индивидуальной психологии) стало понятие социальной мотивации, направленной на самоутверждение среди других личностей. Недостаточная реализация базового стремления к самоутверждению
Юнг Карл Густав
1875 - 1961
Выдающийся швейцарский психолог и психиатр. Получил медицинское образование в университетах Базеля и Цюриха, после чего работал в Цюрихской психиатрической клинике под руководством д-ра Блейлера (известного психиатра, предложившего термин «шизофрения»).
Заинтересовавшись проблемой бессознательного, Юнг в 1906 г. знакомится с З. Фрейдом и становится его другом и учеником. В 1909 г. Юнг и Фрейд совместно совершают триумфальную поездку в Америку, выступая с лекциями во многом способствовавшими значительному росту популярности психоанализа. В 1911 г. по предложению Фрейда Юнг становится первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако вскоре независимая научная позиция Юнга и ряд личных мотивов приводят его к полному разрыву отношений с Фрейдом. В последующие два десятилетия, Юнг занимался частной практикой, много путешествовал и собирал этнопсихологический материал. В это время окончательно формируется его концепция коллективного бессознательного.
В 1933-1941 гг. он работал профессором в Федеральном политехническом университете Цюриха, а в 1943 году непродолжительное время занимал должность профессора психологии в Базельском университете.
приводит к формированию «комплекса неполноценности», в той или иной мере свойственного всем людям.
Адлер считал, что истоки комплекса неполноценности коренятся в детстве. Во-первых, благодаря переживаемой ребенком физической неполноценности (поскольку практически каждый человек физически в чем-то отклоняется от идеала), а во-вторых, из-за чрезмерной опеки или, наоборот, отвержения со стороны родителей. В то же время, стремясь компенсировать свою неполноценность, человек вынужден развивать в себе творческие возможности, играющие положительную роль и для него самого и для всего общества. Индивидуальные особенности и сложившаяся система компенсации своей неполноценности формируют индивидуальный стиль жизни человека, который, как считал Адлер, закрепляется в возрасте четырех-пяти лет, и в дальнейшем уже меняется незначительно.
Адлер называл ряд факторов, определяющих выбираемый человеком тип жизненного стиля. В их числе: уровень развития социального интереса ребенка, формируемого его окружением и, прежде всего, матерью; развитие творческих способностей и порядок рождения ребенка. (Адлер полагал, что неизбежная конкуренция с младшими детьми в борьбе за внимание взрослых приводит к тому, что старший ребенок осваивает стратегию выживания в одиночку; напротив, второй ребенок становится соперничающим и честолюбивым; у единственного ребенка возникают проблемы в отношениях со сверстниками и т.п.).
Вместе с тем, полагал Адлер, в некоторых случаях мы сталкиваемся с ситуацией гиперкомпенсации, в результате чрезвычайных усилий по компенсации врожденного физического недостатка или недостатка своего социального положения. В одних случаях это приводит к невротизации, в других, редчайших, дает миру выдающихся личностей.
Адлер (Adler) Альфред
(1870 — 1937)
Выдающийся психолог и психиатр. Родился в Вене в еврейской семье. В детстве он много раз переносил тяжелые заболевания. После одного из них, когда лечащий врач счел его безнадежным, принял твердое решение посвятить себя медицине. Из-за слабого здоровья Адлер плохо учился в начальной школе и вынужден был остаться на второй год. Однако затем, благодаря настойчивости, стал одним из лучших учеников. Впоследствии, особенности своего жизненного опыта он сделает основанием своей теории.
Адлер получил медицинское образование в Венском университете, после чего непродолжительное время работал практическим врачом – офтальмологом. В эти годы его интересовала политика, социальная медицина и образование. В 1902 году Адлер выступил с поддержкой З. Фрейда, подвергавшегося в это время критике в медицинских кругах. Вскоре он стал активным сотрудником Фрейда, а в 1910 г. был избран президентом Венской психоаналитической ассоциации. Но уже в 1911 г. пути двух знаменитых психологов навсегда разошлись. Адлер настаивал на социальной обусловленности человеческого поведения и открыто критикует биологизаторский подход Фрейда. После острого конфликта Адлер выходит из Венской психоаналитической ассоциации и создает собственное общество индивидуальной психологии. В связи с ростом национал-социалистических настроений в Европе, в 1932 г. он с семьей переселяется в Америку. Адлер скончался в шотландском городе Абердине в ходе одной из многочисленных научных поездок.
Своеобразное сочетание желания идти в ногу со временем, подвергая сомнению принципы предшествующей культуры, и, одновременно, понимание угрозы, возникающей из-за противопоставления личности обществу, стало основой теории Карен Хорни (1885-1952) – одного из лидеров нового течения в психоанализе, названного неофрейдизмом. Подвергая сомнению многие положения классического психоанализа о роли сексуального фактора, эдиповом комплексе, структуре личности и т.п., Хорни центральное место отводила понятию «базального чувства тревоги». Причину этой тревоги Хорни видела в социальном окружении человека. Она возникает в раннем детстве, когда ребенок чувствует себя беспомощным в потенциально враждебном мире взрослых и более сильных людей. Если родителям, благодаря заботливому воспитанию и ласке не удается погасить базальную тревожность, она принимает застойный характер и формирует особые механизмы психологической защиты - невротические потребности. По своей сути это социальные потребности. Они разделяются на потребности в одобрении другими людьми и потребности в избегании людей, как источника опасности. Соответственно могут формироваться несколько типов невротической личности – услужливая личность, ищущая одобрения любой ценой, агрессивная личность, стремящаяся к власти и превосходству и отрешенная личность, стремящаяся к самоизоляции от общества.
Близкие идеи высказывал хорошо знакомый с К. Хорни известный психолог и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980). Для него также как для Хорни казалось неоспоримым, что у человека существуют две главнейшие потребности – привлекающие его к обществу и отталкивающему от него. Разложение прежней патриархальной культуры и нарастающие процессы разъединения в культуре и освобождения общественной жизни (частным случаем которых стало размежевание позитивных наук) приводят к изолированности человека, его «индивидуализации».
Хорни Карен
1885 - 1952
Одна из первых женщин психологов и вдохновителей современного движения феминизма, Карен Хорни (рожд. Даниэльсен) родилась в Германии близ Гамбурга. Ее отец, норвежец по национальности, глубоко религиозный человек, был капитаном трансатлантического лайнера и отличался суровым характером. Мать Карен была его полной противоположностью: образованная, нерелигиозная и независимо мыслящая женщина, она была на 18 лет моложе своего мужа и не желала подчиняться его деспотическому характеру. Семейная обстановка отложила отпечаток на мировоззрение дочери, главной чертой которого стало противоречие между постоянным стремлением к независимости и, в то же время, не меньшей потребностью в опоре на сильного мужчину.
В 1906 году Карен поступила на медицинское отделение Фрайбургского университета. В 1909 г. она вышла замуж, однако ее семейная жизнь не была удачной: брак спустя несколько лет распался, а своим трем дочерям Карен Хорни уделяла минимальное внимание, предпочитая им научную деятельность, весьма успешную.
В 1911 году она получила докторскую степень в Берлинском университете, продолжив затем специализацию в Берлинском психоаналитическом институте. Но уже в начале 1920-х годов она вступила в открытую полемику с Фрейдом, принимая его метод, но отвергая большую часть постулатов его теории. При этом, Хорни, прежде всего, настаивала на том, что в противовес «мужской» психологии Фрейда необходимо сформировать женскую точку зрения на проблему побудительных сил поведения.
В 1932 году Хорни, как и большинство других психоаналитиков, эмигрирует в Америку. Здесь одна за другой выходят ее важнейшие работы – «Невротическая личность нашего времени, 1937», «Пути психоанализа, 1939» и др. В 1941 г. она совместно с Э. Фроммом основала Американский институт психоанализа, деканом которого оставалась до конца жизни.
Несмотря на удачно складывающуюся научную карьеру, Хорни оставалась чувствительной к вниманию и поддержке своих коллег и друзей, среди которых особая роль принадлежала талантливому психологу Эриху Фромму, разрыв с которым она переживала очень тяжело. В последние годы жизни в круг ее знакомств вошло много деятелей религиозного толка. Однако влияние их редко оказывалось продолжительным – психотерапевт и ученый всегда в ней оказывались победителями.
В этих условиях люди, по Фромму, испытывают стремление к «бегству от обретенной свободы», замены ее самоотождествлением с государством и стоящей в его главе, сильной личностью. Именно этим он объясняет притягательную силу социалистических и национал-социалистических идей и приход к власти тоталитарных режимов 20-30 годов.
Фромм полагал, что противостоять наступающей индивидуализации общества и бегству от свободы можно лишь благодаря любви и самореализации, позволяющих примирить противоборствующие потребности человека, и надеялся, что в будущем человечество придет к идеалу «гуманистического» общества, основанного на этих важнейших ценностях. Эта мысль имела свое развитие. В 1960-е годы термин «гуманистическая психология» стал названием нового направления этой науки.
8.2 Гуманистическая психология
Исторически появлению гуманистической психологии предшествовали приблизительно полтора десятилетия, прошедшие после окончания второй мировой войны. Это были неспокойные годы, шла так называемая «холодная война». Мир оказался расколот на два противоборствующих лагеря. Локальные конфликты между ними постоянно грозили перерасти в новую мировую ядерную войну; та, в свою очередь, обещала положить конец жизни на Земле. Особенно неспокойно было в Европе, жившей как бы в прифронтовой полосе. После крушения колониальной системы, Франция и Великобритания из великих держав, правивших половиной мира, внезапно ощутили себя небольшими участками суши, едва заметными глобусе. Теперь их выживание в противостоянии с набирающей силу Советской Россией, как казалось, всецело зависело от военного присутствия Америки. Но в начале 1960-х годов сама Америка впервые за 180 лет увидела над собой занесенный меч.
Повисшее в воздухе чувство неуверенности и разобщенности неизбежно вело к новому духовному кризису, который вылился стихийное движение молодежи, направленное против существующих общественных ценностей. Крайней формой этого протеста стало движение хиппи, призывавших к уходу из чуждого мира реальности в мир интимных чувств и грёз; а его кульминацией - волна беспорядков, прокатившихся по Европе в 1968 г. (В более умеренной форме протестное движение молодежи в той или иной мере стало явлением во всех промышленно развитых странах, включая и Советскую Россию.)
Следует отдать должное американской психологии середины века, чутко обнаружившей болезненные точки общественного сознания еще задолго до того как кризисные черты стали видны всем. У истоков гуманистической психологии, наряду с Э. Фроммом, стоял известный американский исследователь, Гордон Олпорт (1897-1967). Он был одним из первых, кто утверждал, что главное в человеческой личности - её уникальность, и психология должна не искать те или иные скрытые стереотипы и механизмы поведения, а, напротив, обнаруживать неповторимую индивидуальность каждого человека и помогать ему в раскрытии своей индивидуальности. Не последнюю роль в росте популярности взглядов Олпорта сыграло и его методическое искусство, проявившееся при разработке знаменитого опросника MMPI (Многофакторный опросник Миннесотского инститтута), позволяющего получить развернутое, системное представление о структуре черт личности.
Тем не менее, главная заслуга в становлении нового направления психологии принадлежит младшему современнику Гордона Олпорта - выдающемуся американскому исследователю, Абрахаму Маслоу. Предлагая термин «гуманистическая психология» Маслоу и его коллеги рассматривали свое направление в психологии как альтернативу психоанализу и бихевиоризму – своего рода «третью силу». В работах Маслоу в большей мере, чем у многих его американских коллег прослеживалось влияние известных европейских психологов, таких как Макс Вертгеймер, Альфред Адлер и Эрих Фромм. с которыми он имел возможность достаточно долго общаться в период их вынужденной эмиграции в Америку после прихода к власти Гитлера. В то же время мировоззренческие корни нового направления уходили в популярную в начале второй половины 20 века философию экзистенциализма. Основатели этого нравственно-философского течения: Нобелевский лауреат по литературе Ж.П. Сартр (1905 - 1980), философы К. Ясперс (1883 - 1969), М. Хайдеггер (1889 - 1976), как бы продолжая извечный спор о свободе воли, считали, что условия существования человека (экзистенции) таковы, что люди вынуждены делать свободный выбор. Каждый человек ответствен за свои действия, с какой бы тревогой за возможные последствия это не было связано.
Другим важным моментом экзистенциализма было представление о никогда не прекращающемся процессе становления человека, изменении его самого и его потребностей. Поэтому сущностью человека, как считали экзистенциалисты, является реализация как можно большего числа своих возможностей, полное раскрытие себя самого. Но поиск смысла своей жизни – трудная задача. Каждый человек уникален и имеет свой неповторимый жизненный опыт, который гораздо важнее любой теории. Но современное общество (впрочем, можно сказать, как и любое другое) предписывает человеку массу стереотипов поведения, которые обезличивают его, заставляют отказываться от своей уникальности и, в конечном итоге, ведут к жизненному краху. Поэтому необходимо противостоять давлению шаблонов и традиций и постоянно искать лучшие пути для самоактуализации.
Отсюда вытекало главное требование гуманистической психологии – изучать каждого человека как единое и уникальное целое. При этом в отличие от большинства представителей психоанализа и бихевиоризма Маслоу и его последователи рассматривали человека не как заложника таящихся в нем темных инстинктов или игрушку внешних обстоятельств, а как личность, содержащую в себе возможности творчества и положительного внутреннего развития. Способность к творчеству рассматривалась гуманистической психологией как важнейшая черта человеческой натуры, присущая каждому человеку, каким бы видом деятельности он не занимался. Лишь некритически воспринимаемая культура и ее ложно понимаемые нормы постепенно вытравливают из человека способность к творчеству – в сущности, то главное, что делает человека человеком.
Гуманистический пафос позиции Маслоу привел его к мысли, что при разработке теории личности следует опираться не на патологический материал, как это делал Фрейд и его последователи, а, наоборот, на систематизацию данных, характеризующих самые успешные, выдающиеся личности, чью память чтят и будут чтить потомки.
Анализ потребностной сферы составленной им группы выдающихся ученых и общественных деятелей позволил Маслоу построить свою пирамиду потребностей, у подножия которой располагались витальные физиологические потребности, необходимые для поддержания жизни. В их число вошли потребности в кислороде, питье, пище, сне и т.п.
Далее шли потребности безопасности и защиты, под которыми Маслоу понимал потребности в порядке, предсказуемости и законности происходящих событий, свободе от страха перед болезнью и социальными катастрофами.
Третий уровень занимали потребности принадлежности и любви. Это потребности устанавливать отношения с другими людьми и образовывать сообщества самого различного уровня: семейного, профессионального, спортивного и др. Особую роль при этом Маслоу отводил потребности любить и быть любимым, считая, что любовь, будучи высшей формой привязанности между людьми, отнюдь не является социализированным сексуальным инстинктом.
Маслоу (Maslow) Абрахам
1908 – 1970
Один из наиболее известных психологов второй половины 20 века. Родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Детство Маслоу было безрадостным. Мать постоянно избивала сына. Память об этом он пронес через всю жизнь и даже отказался прийти на ее похороны, когда он умерла.
Маслоу окончил Висконсинский университет и получил докторскую степень в 1934 году. Затем он возвратился в Нью-Йорк и, после двухлетней стажировки у Э. Торндайка в Колумбийском унивеситете, вплоть до 1951 года работал в Бруклинском колледже, имея возможность общаться с многими видными европейскими психологами, эмигрировавшими в это время в Америку и жившими в Нью-Йорке. Последующие 18 лет он провел в штате Массачусетс, занимая должность заведующего кафедрой и профессора психологии университета Брэндиса в г. Вальтхэме. Здесь он разработал свою теорию мотивации, и здесь были написаны все его значительные произведения, среди которых следует особо отметить принесшую ему известность книгу «Мотивация и личность» 1954, и одну из последних работ «По направлению к психологии бытия» 1968.
Предпоследний, четвертый уровень иерархии потребностей по Маслоу занимают потребности самоуважения. В их числе выделялись потребности собственно самоуважения (уверенность, достижения, независимость) и уважения другими (признание, репутация, статус). Точка зрения Маслоу состояла в том, что наибольшей интенсивности эти потребности достигают в молодом возрасте. Для зрелого же человека характерна объективная оценка своей личности и ее значимости для других. В этой связи потребности самоуважения в зрелом возрасте частично редуцируются.
Высшей ступенью иерархии человеческих потребностей Маслоу считал потребности самоактуализации, в основе которых лежит желание полностью раскрыть свои возможности, стать тем, чем мы можем стать. Виды самоактуализации могут быть многообразны и здесь каждый человек отличается от другого. В то же время Маслоу полагал, что полной самоактуализации достигает лишь малая часть человечества – менее 1 % всего населения.
Говоря об иерархической организации потребностей Маслоу имел ввиду подчиненность более высоких уровней - более низким. Потребности безопасности выступают на первый план в том случае, когда удовлетворены основные витальные потребности. Потребности принадлежности и любви заявляют о себе, когда человек находится в относительной безопасности.
Не менее значимой хотя и реже упоминемой чертой теории Маслоу было выделение двух видов потребностей: дефицитарных, связанных со стремлением избавиться от какой-либо угрозы или недостатка (голода, опасности) и потребностей роста (или метапотребностей), связанных со стремлением реализовать свои возможности. При этом Маслоу прозорливо указывал, что депривация дефицитарных потребностей приводит к увеличению напряженности и нарастающему желанию удовлетворить потребность, а депривация потребностей роста часто не осознается и приводит к их редукции. Наоборот, удовлетворенная дефицитарная потребность приводит к спаду напряженности и чувству удовлетворения, тогда как удовлетворение потребностей роста может вести к обострению напряженности и увеличению самой потребности. Наконец, как считал Маслоу, продолжительная депривация потребностей роста приводит к психологической патологии – цинизму и отчуждению.
Концепция Маслоу оказала значительное воздействие на психологию и педагогику в 1960 – 1970-х годах, и до настоящего времени часто используется в бизнес-тренингах, а также в работе с одаренными детьми. Тем не менее, уже с конца 1970-х годов гуманистическая психология все более утрачивает позиции в качестве самостоятельного направления в психологии, занимая место одной из частных психологических концепций.
Одна из причин столь скорого угасания интереса к течению в психологии, совсем недавно претендовавшему на роль ведущей научной школы безусловно скрывалась быстро меняющемся духе времени. Традиционализм, который был еще очень заметен в жизни западного общества в середине двадцатого века, в конце века очевидно сдал свои позиции. Новые поколения политиков, ученых, педагогов и даже служителей церкви повсеместно демонстрировали лояльность по отношению к любым проявлениям духовной независимости. В этих условиях пафос экзистенциализма и гуманистической психологии стал не нужен.
С другой стороны, гуманистическая психология, также как и неофрейдизм даже не претендовали на создание обобщающей научной концепции. Их достоинством и, одновременно, недостатком была заостренность на какой-либо одной стороне человеческой психики. Такой стороной, иногда подмеченной чрезвычайно удачно, могла быть базальная тревога Хорни или рефлекс «бегства от свободы» Фромма; иерархия потребностей Маслоу, или идея уникальности личности субъекта, в целом присущая гуманистической психологии.
Вместе с тем, теоретическое наследие неофрейдизма и гуманистической психологии оказалось значительно беднее наследия основных школ психологии начала 20 века, хотя многие из введенных в этих направлениях понятий и предложенных ими методик широко применяются психологией в наши дни.
8.3 Необихевиоризм
Преждевременный уход Дж. Уотсона из академической среды, несомненно, оказал негативное воздействие на утвержденное им направление исследований поведения. Но притягательная сила уотсоновского антипсихологизма для прагматической американской науки была такова, что в скором времени это направление получило ряд новых лидеров, пытавшихся модифицировать весьма упрощенные постулаты концепции Уотсона и, главное, сделать возможным их экспериментальную проверку. В дальнейшем их деятельность получила обобщенное название необихевиоризма. Большинство проводившихся необихевиористами экспериментальных исследований осуществлялось на крысах, ставших с этого времени классическим лабораторным испытуемым.