Разрешите доложить основные результаты проведенного исследования.
Добрый день, Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии!
Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему
«ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С УРОВНЕМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос самореализации затрагивает способности человека. Самореализация предполагает и овладения моторными навыками, и высших творческих взлетов. Исследование взаимосвязи психологической устойчивости родителей с самореализацией ребенка младшего школьного возраста является актуальным.
Объект исследования: самореализация учеников начальной школы и психологическая устойчивость их матерей.
Эмпирическая база исследования: ДОУ «Солнышко» д. Ургагары Алькеевского района. В исследовании принимали участие 40 респондентов: 20 учеников начальной школы в возрасте от восьми лет до девяти лет, а также их матерей, которые водят в садик своих младших детей. (Тикшерү базасы)
Предмет исследования: взаимосвязь показателей психологической устойчивости родителей (матерей) с личностной самореализацией ребенка.
Цель исследования: выяснение роли психологической устойчивости родителей (матерей) как одного из аспектов гармоничного развития, саморазвития личности младшего школьника.
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо решить теоретические и практические задачи:
1. Анализировать литературу по данной проблеме.
2. Подобрать методики исследования .
3. Определить взаимосвязь психологической стабильности с самореализацией ребенка.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у родителей, обладающих высокой психологической устойчивостью, дети имеют более высокий уровень самореализации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, Л.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и других
Методики исследования:
1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости (НПУ) ;
2. Опросник Э.Эйдемиллера «Анализ семейной тревоги» (ACT);
3. Методика Рубинштейна «Лесенка» (для изучения самооценки);
4. Методика диагностики школьной мотивации разработана Н.Ц.Бадмаевой;
5. Социометрический тест (для диагностики авторитета учеников класса по признакам симпатии – антипатии) .(Балаларның бер-берсенә ошаганын, ошамаганын тикшерү)
Методы исследования и обработка полученных данных включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (тестирование), статистическую обработку данных (анализларны чагыштырып карау).
Надежность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности понять, как психологическая устойчивость родителей определяет самореализацию личности младшего школьника и каким образом она влияет на его гармоничное развитие.
Практическая значимостьдипломной работы заключается в возможности использования ее результатов для оценки самореализации младших школьников и выработке рекомендаций для педагогов младших классов и школьных психологов в их работе с проблемными семьями.
Структура работы: традиционная- состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложения. Диплом эше кереш, төп өлештән, йомгаклау hәм кулланылган әдәбияттан тора.
Разрешите доложить основные результаты проведенного исследования.
Результаты тестирования дают возможность распределить исследуемых родителей на 3 группы в зависимости от степени их психологической устойчивости :
- группа 1 – высокая нервно-психическая устойчивость (баланың нервылары нык);
- группа 2 – хорошая нервно-психическая устойчивость . Возможны небольшие нарушения поведения в экстремальных ситуациях при сильных физических и эмоциональных нагрузках .(Баланың тәртибендә тайпылышлар булырга мөмкин)
- группа 3 – удовлетворительная нервно-психическая устойчивость, которая характеризуется иногда неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности. (Бу группадагы балалар кайбер вакытта чыгырдан чыгарга мөмкин)
Исследования показали, 40% испытуемых принадлежит к группе с хорошим уровнем нервно-психической устойчивости.
К группе с удовлетворительным уровнем НПУ принадлеңит 35% . В группу с высоким уровнем входит 25% .
Результаты теста «Лесенка» для детей третьей группы (мамы имеют удовлетворительный уровень НПУ) показали заниженную самооценку, неадекватно завышенную самооценку и завышенную самооценку.
По диагностике школьной мотивации все дети из первой группы имеют высокий уровень школьной мотивации. Во второй группе есть и средний уровень мотивации.
Дети третьей группы показали низкий уровень школьной мотивации.
Социометрические исследования показали, что «лидеры» есть только в первой группе. Это тоже говорит о высоком уровне социальной самореализации.
Дети из второй группы- в основном «предпочитаемымы».
В третьей группе есть и «отверженные», не получившие ни одного выбора.
Таким образом, психологическая устойчивость матерей приводит к росту школьной мотивации и популярности ребенка в классе.
Поставленная в исследовании цель достигнута. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.