IV. Выступление воспитателя.
Воспитатель группы заводит разговор о том, насколько важен личный пример взрослого при воспитании грамотного пешехода.
– Вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете своего ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Личный пример родителей… Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице. Однако родители далеко не всегда подают ребенку достойный пример в соблюдении правил безопасного поведения, безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, троллейбус.
Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Вот пример.
Отец и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до детского сада, отец, чтобы успеть на автобус, перебежал улицу на красный свет светофора. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок отца: гуляя один, он побежал на противоположную сторону улицы и был сбит автомобилем. Необдуманностью своего поведения отец как бы подтолкнул сына к несчастью.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постепенно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на шоссейной дороге.
Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дорогах, наблюдайте, как движутся транспорт и пешеходы. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей.
Дома тоже найдите время, чтобы закрепить эти правила. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видеофильмы на эту тему.
Дети очень любят играть. Обучать детей дорожной грамоте можно в игре, принимая в ней самое активное участие. Для этой цели можно использовать и настольные игры по правилам дорожного движения. Сюжеты для игры можно придумать самому – их подскажут правила дорожного движения.
Можно вместе с детьми смотреть специальные выпуски телевизионных передач по безопасности движения, постараться отвечать на все детские «почему», интересоваться, что ребята узнают в детском саду о правилах дорожного движения. Необходимо поддерживать интерес детей к этим вопросам.
Все члены семьи должны быть активными помощниками педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах города, поселка, на загородном шоссе.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил дорожного движения, терпение, ответственность за здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице.
V. Разбор дорожных ситуаций.
За каждый правильный ответ – фишки (см. Приложение 3).
VI. Конкурс эрудитов «Каждому знаку свое место».
Воспитатель предлагает поучаствовать в конкурсе эрудитов. Задания подобраны таким образом, что позволяют участвовать в нем и детям, и родителям.
Вопросы конкурса:
1. Где можно переходить улицу?
2. Что следует сделать, прежде чем переходить улицу?
3. Найдите отличия в светофорах для пешеходов и для водителей транспорта.
4. Для чего нужны дорожные знаки?
5. Где можно перейти улицу, если нет светофора?
6. Определите, на какой сигнал светофора щенок оставил такие следы? Назовите все команды светофора. (См. Приложение 4.)
7. Разгадайте кроссворд и назовите зашифрованное слово. (См. Приложение 5.)
8. Для чего вдоль дорог сажают деревья? Какую пользу приносят деревья жителям города? (Воспитатель предлагает каждой семье выполнить задание: дорисовать вторую половину предмета и раскрасить получившееся изображение (см. Приложение 6). За каждый правильный ответ семьи получают фишки.)